Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 17:54, реферат
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией применительно к качеству. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые производственные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.
Качество – сложная универсальная категория. Превратившись в экономическую, категория «качество» вобрала в себя сразу несколько аспектов – технический, статистический, финансовый, инновационный и философский. В динамике категория «качество» представлена в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1. Динамика понятия «качество»
Автор | Формулировка определения качества |
Аристотель (III в. до н.э.) | Различие между предметами Дифференциация по признаку «хороший – плохой» |
Гегель (19 в.) | Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет «качество» |
Китайская версия | Иероглиф, обозначающий качество, состоит их двух элементов – «равновесие» и «деньги» |
Шухарт (1931) | Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону – насколько вещь «хороша» |
Исикава К. (1950) | Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей |
Джуран Дж. М. (1979) | Пригодность для использования (соответствие назначению) и субъективная сторона – качество есть степень удовлетворения потребителя |
ГОСТ 15467-79 | Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением |
Международный стандарт ИСО 8402-86 | Совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. |
Международный стандарт ИСО 8402-94 | Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. |
Международный стандарт ИСО 9000:2000 | Степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик. |
Наиболее существенное изменение в своем экономическом определении категория «качество» претерпела в последней версии МС ИСО 9000:2000.
Качество – степень выполнения требований совокупностью собственных характеристик. Требование – потребность или ожидание, которое заявлено, обычно предполагается или является обязательным. Характеристика – отличительное свойство. Характеристика качества – собственная характеристика продукции, процесса или системы, относящаяся к требованию.
Наиболее существенное изменение в своем экономическом определении категория «качество» претерпела в последней версии МС ИСО 9000:2000.
Ключевыми понятиями управления качеством также стали:
Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующие «входы» в «выходы».
Продукция – результат процесса. Продукция разделена на четыре категории – услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.
Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Система менеджмента – система для разработки политики и целей и достижения целей. Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией. Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству (установлению направлений деятельности) и управлению организацией применительно к качеству. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые производственные процессы и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на повышение способности выполнить требования к качеству.
Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение качества как одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.
Опыт управления качеством, теория и практика отражены в работах «наставников по качеству»: Э. Деминга, Д. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, К. Исикава, Г. Тагути, Т. Конти и др.: 14 принципов доктора Деминга, цикл Деминга, «Путеводитель по планированию качества» Д. Джурана, «Нуль дефектов» Ф. Кросби и его «Пять постулатов», «Четыре шага управления качеством» А. Фейгенбаума, «Кружки качества» К. Исикавы и его знаменитые «7 инструментов качества», «Функции потерь» Г. Тагути, «Самооценка для диагностирования организации» Т. Конти.
Отечественный опыт управления качеством наращивался в рамках планово-административной системы на базе метрологии и стандартизации – системы НОРМ, КС УКП, КС УКП и ЭИР, КСПЭП (Табл. 1.2.1.). В переходный период идет процесс осмысления зарубежного рыночного опыта и становление и наращивания собственных позиций – работы Азгальдова Т. Т., Версана В. Г., Окрепилова В.В., Лапидуса В. А., Швандера В.А. и др.
Таблица 1.2.1. Отечественный опыт управления качеством
Система | Место создания | Дата | Суть системы |
БИП | Саратов | 1955 | Строгое выполнение технологических операций |
СБТ | Львов | 1961 | Высокий уровень выполнения операций всеми работниками |
КАНАРСПИ | Горький | 1958 | Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства |
НОРМ | Ярославль | 1964 | Повышение технического уровня и качества изделий |
КСУКП | Львов | 1975 | Управление качеством на базе стандартизации |
КСУКП и ЭИР, КСПЭП | Днепропетровск, Краснодар | 1980 | Управление качеством продукции и эффективность производства |
МС ИСО 9000 | РФ | 1995 | Ориентация на удовлетворение требований потребителя и маркетинг |
Отличительными чертами управления качеством в США стали жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики, внимание к процессу планирования производства по объемным качественным показателям, административный контроль за исполнением планов, совершенствование управление фирмой в целом.
Для Японии более характерны широкое внедрение научных разработок в области управления, технологии, высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством; максимальное использование возможностей человека через меры стимулирования творческой активности; воспитание патриотизма к своей компании, систематическое и повсеместное обучение персонала.
Сильными сторонами европейских стран в управлении качеством являются: законодательная основа для проведения всех работ, связанных с оценкой и подтверждением качества; гармонизация требований национальных стандартов, правил и процедур сертификации; создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, т.д.
В истории развития методов управления качеством выделяют два этапа, определяя их как классическую философию качества и новейшую философию качества (или процессный подход).
Классическая философия качества – повышение качества жизни. Ее фазы развития: контроль качества – стандарты распространяются только на продукцию; управление качеством технологических процессов – стандарты распространяются на продукцию и технологические процессы; менеджмент качества – стандарты на продукцию, технологические процессы и все системы предприятия. На первых трех фазах потребитель получает только продукцию, соответствующую стандартам. Фаза планирования качества – разработка продукции по принципу «цена–качества» с использованием прогнозных математических моделей, потребитель получает продукцию, удовлетворяющую его потребности. Фаза экологического менеджмента качества – потребитель получает экологически чистую продукцию и выдвигает требования экологической чистоты производственных процессов. Фаза социального менеджмента качества – потребитель получает экономически и социально безопасную продукцию и выдвигает требования экологической чистоты и социальной безопасности к производственным процессам.
Согласно фазам развития на практике возникали и совершенствовались системы и подходы к менеджменту качества – система Тейлора, статические методы управления качеством (контрольные карты Шухарта, таблицы выборочного контроля Доджа/Роминга); системные, комплексные подходы – TQC (всеобщий контроль качества), TQМ (всеобщий менеджмент качества), принципы универсального управления качеством.
|
|
|
| Качество жизни |
|
|
| Качество организации |
|
|
| Качество деятельности |
|
|
| Качество процессов |
|
|
|
Качество продукции |
|
|
|
|
Рис. 1.2.1. Пирамида качества |
Информация о работе Теоретические основы управления качеством