Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа
В жизни любой организации или предприятия деловое общение занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Соответственно, и конфликты в той или иной степени своего проявления имеют место в организациях, почти в каждой деловой встрече или беседе, но особенно часто создаются конфликтные ситуации во время ведения переговоров.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 3
1. Определение понятия "конфлит" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 4
1.1 Структура и анализ конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 6
2. Типология конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 11
2.1 Способы разрешения конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 23
2.1 Способы разрешения конфликтов
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, то есть могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с "коррекцией" на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся в известной мере взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.
Существование источников или причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление конфликтом. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, то есть быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.
Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают
опыт сотрудничества при решени
4. Эффективное
разрешение конфликтов между
руководителем и подчиненными
разрушает так называемый "синдром
покорности" – страх открыто
высказывать свое мнение, отличное
от мнения старших по
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают
рассматривать наличие
Основные дисфункциональные последствия конфликтов:
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представление
о противоположной стороне как
о "враге", о своей позиции
– как об исключительно
4. Сворачивание
или полное прекращение взаимод
5. Убеждение, что "победа" в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды,
неудовлетворенности, плохое
Чтобы успешно преодолевать разрушительные последствия конфликтов, нужно научиться обходить их и, коль скоро мы оказались в них втянуты, выходить из острых ситуаций. Для этого необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам.
Это, прежде всего:
- высказывание партнеру подозрения в его негативных побуждениях, открытое недоверие;
- перебивание собеседника при высказывании им своего мнения, несдержанность;
- открытое проявление личной антипатии к человеку;
- постоянные или частые мелочные придирки;
- принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка;
- угроза;
- подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;
- заниженная оценка
вклада партнера в общее дело,
преувеличение собственного
- устойчивое нежелание признать свои ошибки или чью-то правоту;
-постоянное навязывание своей точки зрения;
-неискренность;
-нарушение персонального физического пространства;
-резкое убыстрение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
-игнорирование вами попыток собеседника сгладить противоречия, совместно найти оптимальное решение возникающей проблемы.
Как же вести себя в ситуации конфликта? Конечно, каждый конфликт носит неповторимый характер и нельзя предусмотреть оптимальный путь выхода из него. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упрощает эту задачу.
Важно помнить, что конфликтная ситуация – это диагноз болезни, имя которой "конфликт". Только правильный диагноз дает надежду на исцеление. Для того чтобы сделать эту процедуру наиболее эффективной, приведем следующие несложные для запоминания правила:
Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш собственный стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.
Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:
-адекватность отражения конфликта;
-открытость общения конфликтующих сторон;
- создание климата доверия;
-определение существа конфликта.
Выделяют следующие пять типовых стратегий /стилей/ поведения в конфликтных ситуациях.
1. Приспособление (изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, поступаясь иногда своими интересами).
2. Компромисс (урегулирование
разногласий через взаимные
3. Сотрудничество (совместная
выработка решения,
4. Игнорирование, уклонение
от конфликта (стремление
5. Соперничество, конкуренция
(открытая борьба за свои
Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить два стратегических пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонентов, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел. А практически чаще всего нужно действовать одновременно по обоим направлениям.