Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 23:41, контрольная работа
В жизни любой организации или предприятия деловое общение занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Соответственно, и конфликты в той или иной степени своего проявления имеют место в организациях, почти в каждой деловой встрече или беседе, но особенно часто создаются конфликтные ситуации во время ведения переговоров.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 3
1. Определение понятия "конфлит" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 4
1.1 Структура и анализ конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 6
2. Типология конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 11
2.1 Способы разрешения конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 23
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по управлению персоналом на тему:
Типы и причины конфликтов.
Выполнила: Студентка III курса
Зачетная книжка № 10178
Срок обучения 6 лет
Мирхалилова Лилиана Рустамовна
Проверила доцент: Черемных
Лариса Георгиевна
Тюмень 2012
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 3
1. Определение понятия "конфлит" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 4
1.1 Структура и анализ конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 6
2. Типология конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 11
2.1 Способы разрешения конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 14
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . - 23
Введение.
В жизни любой организации или предприятия деловое общение занимает важное место. Обмен информацией, выдвижение и разработка рабочих идей, контроль и координация деятельности сотрудников, подведение итогов и оценка достигнутого - вот лишь некоторые стороны деятельности организации, которые связаны с проведением совещаний и деловых бесед разного рода. Соответственно, и конфликты в той или иной степени своего проявления имеют место в организациях, почти в каждой деловой встрече или беседе, но особенно часто создаются конфликтные ситуации во время ведения переговоров.
В данной работе, на основе изученной литературы по управлению персоналом, психологии делового общения, конфликтологии, будут рассмотрены понятие конфликта и типичные конфликтные ситуации в организации в целом.
Цель работы – проанализировать конфликты, их типологию и методы преодоления конфликтных ситуаций.
Задачами данной работы являются:
- дать определение понятия "конфликт";
- рассмотреть структуру конфликта;
- проанализировать типы конфликтов и типичные конфликтные ситуации.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для эффективного управленческого взаимодействия любой организации, в том числе государственных органов, сотрудникам необходимо уметь находить компромиссы, решения и пути выхода из конфликтной ситуации, уметь "погасить" конфликт и уметь предотвратить его с помощью знаний психологии.
1. Определение понятия "конфликт"
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим подробнее те, которые происходят в организациях.
Что же такое конфликт? В научной литературе существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Единого общего определения понятия "конфликт" нет.
Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Американский
социолог Л. Козер определяет конфликт
как идеологическое явление, отражающее
устремление и чувства индивидо
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому, определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть – приводящие к конфликту непосредственно.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта
важно выделить его основные признаки
и сформулировать необходимые и
достаточные условия его
1. Конфликт всегда
возникает на основе
2. Конфликт – это
всегда противоборство
Необходимыми и достаточными
условиями возникновения (наступления)
конфликта являются наличие у
субъектов социального взаимоде
1.1 Структура и анализ конфликта
- стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих;
- предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт;
- образ конфликтной
ситуации – это отображение
предмета конфликта в сознании
субъектов конфликтного взаимод
- мотивы конфликта
– это внутренние
-позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Конфликты, представляющие
собой сложное социально-
Приводимая в табл.1 классификация является самой общей, и в ней приводятся виды конфликтов по различным признакам:
Таблица 1. Классификация конфликтов
Причины конфликта –
это явления, события, факты, ситуации,
которые предшествуют конфликту
и, при определенных условиях деятельности
субъектов социального
Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.
Социально-политические
и экономические причины связан
Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и другие
Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).
Вторую группу причин
в нашей классификации назовем
• неудовлетворенность условиями деятельности;
• нарушение служебной этики;
• нарушение трудового законодательства;
• ограниченность ресурсов;
• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
• неудовлетворительные коммуникации.
Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
Конфликтная ситуация –
это накопившиеся противоречия, связанные
с деятельностью субъектов
Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта
При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в таблице 2.
Таблица 2. Типы конфликтных ситуаций
Рассмотрим основные этапы конфликта:
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба "противнику". Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Таким образом, как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется множество определений и толкований.
2. Типология конфликтов