Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:56, контрольная работа
России история рынка политического консалтинга берет свое начало одновременно с развитием демократии, которое можно отнести к 1994 году. До момента становления рынка технологии в сфере политики работали практически бесплатно или, так сказать, «за идею». Можно сказать, везло, если клиент вносил оплату за аренду помещения, где проводились собрания. После этого следовал прорыв в связи с выборами депутатов ГосДумы и Президента РФ.
Введение 4
1. Становление российского политического консультирования 5
2. Становление политконсалтинга в Новосибирске. Структурирование электоральных возможностей партий 8
Заключение 16
Список литературы 17
России история рынка политического консалтинга берет свое начало одновременно с развитием демократии, которое можно отнести к 1994 году. До момента становления рынка технологии в сфере политики работали практически бесплатно или, так сказать, «за идею». Можно сказать, везло, если клиент вносил оплату за аренду помещения, где проводились собрания. После этого следовал прорыв в связи с выборами депутатов ГосДумы и Президента РФ.
На сегодняшний день политическое консультирование как направление практической деятельности переживает определенные трудности. Все возрастающий интерес граждан к политике становится очевидным. В свою очередь, это обстоятельство оправдывает появление профессионалов в области консалтинга. Однако существует ряд проблем, связанных с развитием политического консультирования в российских условиях.
Спрос начал расти большими темпами, но, к сожалению, квалифицированное предложение не поспевало за ним. Ведь несколько профессиональных команд вряд ли смогут удовлетворить потребности заказчиков, которых насчитывается более миллиарда. У них даже при огромном желании не получится обеспечить выборы, когда выбирается около 80 губернаторов, хоть и баллотируется в среднем 5-7 кандидатов. На выборах в Думу предлагают свою кандидатуру в 225 округах в одночасье более 10 кандидатов. Учитывая то, что часто потребитель совсем не знаком с политическими технологиями, становится очевидным возникновение на рынке большого количества неквалифицированных персонажей. Такие личности жаждут легкой «добычи».
Со временем крупные, в первую очередь московские, фирмы заинтересовались в рекламе своей деятельности. В связи с этим, в прессе начали появляться публикации о том, какие компании принимают участие в организации крупных проектов и что относится к специфике их деятельности. На сегодняшний день существует большое множество фирм, выпускающих в качестве продукта политические технологии или их составляющие элементы.
Цель работы – дать анализ российской практики консалтинговых услуг, предоставляемых органу исполнительной власти (органу местного самоуправления).
Политическими консультантами принято называть специалистов, осуществляющих консультирование по вопросам политики, власти, этноконфессиональным проблемам. В России данная профессия имеет относительно короткую историю: политический консалтинг стал распространяться в России лишь в 1990-е гг., в то время как в США данное направление активно развивалось с 30-х гг. XX века. Стоит отметить, что, несмотря на острую нехватку специалистов данной сферы, преподавать и изучать политический консалтинг как научную дисциплину в России начали лишь с 2000 г. В 1990 г. по инициативе первого российского политического консультанта Г. Сатарова был образован Центр прикладных политических исследований «Индем». Основание центра совпало также с основанием Экспериментального творческого центра, который возглавил С. Кургинян. В 1993 г. своих первых успехов удалось добиться молодым фирмам политического консалтинга, среди которых необходимо отметить «Никколо М», которая и сегодня является одной из наиболее известных в своей сфере деятельности. Именно в том году благодаря работе «Никколо М» Партия российского единства и согласия получила 4,5 млн. голосов. На этих же выборах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с партией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация политических наук помогала добиться успеха партии «Женщины России». После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политическим консультантам пришлось искать другие места работы. В 1995 г. начался очередной бум политического консультирования. Наиболее выгодные заказы стали предметом борьбы. Именно в этот период времени произошло формирование связей центр-клиент, что означало отсутствие «случайных сделок».
В середине 1990-х гг. профессия политического консультанта стала действительно модной. Центр политического консультирования «Никколо М» так рекламировал свой конечный продукт: «Основным результатом нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения субъекта (лидера партии, фракции)». В результате к концу двадцатого столетия произошло частичное структурирование рынка политических услуг, определились ведущие игроки в этой области, клиенты политических центров стали намного требовательнее к работе своих консультантов. В виду распространения «моды» на политконсультантов данное направление стало совершенствоваться также и на уровне регионов.
Как было отмечено выше, 2000 г. ознаменовался важным событием в политическом консультировании: его стали преподавать и изучать в университетах страны. Данное обстоятельство способствовало профессионализации консалтинга. Главной тенденцией на тот момент было превращение политического консалтинга из «сезонной работы» в постоянную профессиональную индустрию. Действительно, если до 2000 г. спрос на политконсультантов в перерывах между выборами падал практически до нулевой отметки, то в новом веке пришло осознание необходимости постоянного сотрудничества с агентствами.
Современное состояние и уровень развития политического консультирования в России невозможно оценить без рассмотрения тенденций на политическом рынке в мировом масштабе. Итак, универсальная тенденция нового времени – стремление к узкой специализации новых политических консультантов. К проведению эффективной политической кампании сегодня недостаточно привлекать только специалистов — «универсалов». Знаменитые на весь мир теледебаты 1960 г в США с участием Дж. Кеннеди и Р. Никсона стали толчком к осознанию того, что в связи с появлением новых каналов информации, таких, как, к примеру, телевидение, возникает потребность в специалистах нового профиля: кроме политонсультантов в традиционном понимании стали необходимы услуги имиджмейкеров. Дело в том, что Дж. Кеннеди, обладая презентабельной внешностью, загорелый и энергичный, но при этом не высказывающий никаких особо ценных идей, понравился большинству людей, которые смотрели дебаты по телевизору. При этом усталый вид Р. Никсона помешал зрителям услышать политика. Люди, слушавшие эти же дебаты по радио, отдавали свои голоса именно за Р. Никсона, так как не имели возможности оценить образ политиков в целом. Вывод был очевиден: наступает новая эра для политического консультирования. Специфические способности потребовались и для написания речи политика, и для работы с прессой, и для организации работы агитаторов. Именно по этой причине политические консультанты нового поколения в отличие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессиональное образование в коммуникационной сфере; они менее креативны, но более технологичны; для них в коммуникационной деятельности процесс зачастую важнее результата.
Специфические черты политического консультирования в России могут быть рассмотрены сквозь призму особенностей сформировавшегося политического режима. Политическое консультирование может быть достаточно точным индикатором стиля руководства страны. Некоторые исследователи склонны говорить о «квазидемократии» в России, что выражается, по их мнению, в жесткой централизации власти, сужении поля политической конкуренции, во вмешательстве государства в экономику и гражданский политический процесс.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно сложном положении политического консультирования на современном этапе. Пройдя несколько стадий своего бурного становления на практике, политическое консультирование с 2000 г. постепенно стало обретать свой теоретический фундамент. Специфика политического режима России наложила свой отпечаток на развитие всех направлений консалтинга. Политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции. Однако основной проблемой, препятствующей успешному развитию данной отрасли, остается низкая политическая конкуренция. Именно от качества решения данной проблемы зависит дальнейшая судьба политического консультирования в России.
Российские ученые классифицируют виды политического консультирования и разделяют их по следующим параметрам.
1. По длительности
2. По числу консультируемых лиц.
Политическое консультирование
может быть групповым или
3. По используемым методам и сфере консультирования. Это может быть психолого-педагогическое, психологическое, экономическое и правовое консультирование.
4. По способу взаимодействия
с клиентом. Это может быть
директивное политическое
5. По целям консультирования. Это обучающее консультирование и консультирование по оптимизации структуры политической организации.
6. По способу организации
Политический консалтинг в России как сфера профессиональной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в общей системе общественных связей. Его рынок структурировался, определились ведущие игроки и основные тенденции развития. А развитие демократических процессов в нашей стране делает эту профессию еще более востребованной.
Генезис многопартийной системы в России, введение института альтернативных выборов и другие общественно-политические процессы в начале 1990-х гг. создали спрос на услуги политических консультантов. Этот термин, обозначающий людей, профессионально занимающихся консультированием политических деятелей и работников властных структур, в том числе в период избирательных кампаний, в нашей стране прижился достаточно недавно. В 1990-е гг. лиц, занимающихся этой деятельностью, именовали в основном имиджмейкерами, затем на смену этой дефиниции пришло достаточно узкое понятие «политтехнологи», которое в зарубежной практике применяется весьма редко.
Но, так или иначе, после 1990 г. стал формироваться рынок политических услуг. Заказчиками на нём были властные структуры, потенциальные кандидаты на выборные должности, депутаты различных уровней, независимые политики, политические партии и движения, финансово-промышленные группы и др.
К началу XXI века признанными лидерами среди PR-агентств, занимавшихся политконсалтингом, стали «Имидж-контакт», возглавляемый А. Ситниковым, и «Николло М» И. Минтусова. Также на рынке политических услуг хорошо котировались и ряд других структур и специалистов: Фонд эффективной политики (Г. Павловский), «Новоком» (А. Кошмаров), С. Белковский, И. Бунин, М. Гельман, С. Марков, В. Никонов, Г. Сатаров, П. Щедровицкий и др. Сфера деятельности этих агентств и консультантов была различна: одни занимались только политическим консалтингом, другие реализовали кроме того PR-проекты в области бизнеса и социальной сферы и (или) помогали проводить PR-кампании государственных структурам.
Одна из немногих попыток проанализировать эволюцию российского политконсалтинга и охарактеризовать его основных деятелей была предпринята в 2003 г. Г. Нехорошевым в «Политическом журнале». В учебных же пособиях по проблемам политического консалтинга, которые начали появляться в России в последние годы, прослеживается лишь история этой разновидности PR в зарубежных странах.
Что же касается России, то об этом говорится вскользь и достаточно поверхностно. Подобный подход, например, свойственен пособию Д. Ольшанского и В. Пенькова «Политический консалтинг», изданному в Санкт-Петербурге в 2005 г. Проблематика же генезиса и эволюции политического консалтинга на региональном уровне остается вообще неисследованной.
Данная тенденция свойственна и для Новосибирской области. Несмотря на то, что, начиная с 1995 г., деятельность специалистов, занимающихся выборами, и ход избирательных кампаний стали предметом внимания местных СМИ, за прошедшие годы состояние дел в местном политическом консалтинге было рассмотрено лишь в двух публикациях, вышедших в новосибирской прессе.
Первое исследование, озаглавленное «Переведи меня через майдан», было опубликовано 15 июля 1999 г. в «Московском комсомольце в Новосибирске», была подготовлено автором настоящей статьи с помощью журналистки С. Сучковой. Вторая публикация была опубликована газетой «Новая Сибирь» в марте 2000 г. во время выборов мэра Новосибирска.
Политическая жизнь Новосибирской области в 2000-2003 гг. и определённой степени предшествующий период стали предметом исследования в монографии «Власть. Общество. Выборы», написанном в 2005 г. группой политконсультантов из фонда «Сибирь-Форум». Однако, хотя избирательные компании в этом издании были подробно проанализированы, тенденции и состояние политического политконсалтинга по соображениям корпоративной этики рассмотрены не были.
Необходимо отметить, что предмет для исследования в этом отношении достаточно обширный. Даже со скидкой на то, что политическое консультирование в Новосибирске в значительной степени основано на принципах конфиденциальности, а многие политконсультанты не любят афишировать свою деятельность и публично анализировать проведенные ими избирательные кампании. В связи с этим по соображениям корпоративной этики автором не упоминаются ряд персоналий, занимающихся без какой-либо огласки (то есть их фамилии не попадают в этом контексте на страницы газет) политконсультированием. Тем не менее данные об основных деятелях в этой сфере в данной статье приведены.
Кроме того, в большинстве случаев консалтинговые фирмы и независимые политконсультанты как в Новосибирске, так и в других регионах не заключают договора с клиентами об оказании им консультационных услуг. Поэтому эту сферу деятельности, где осваивается достаточно большой объем денежных средств (особенно во время статусных избирательных кампаний), некоторые относят к зоне теневой экономики. Подобная закрытость и является одной из причин того, что данная проблематика остается вне поле зрения как ученых, так и журналистов. Последние к тому же видят в политконсультантах конкурентов на рынке политических услуг и не хотят их бесплатно рекламировать.
Необходимо отметить, что большую часть времени прошедшего после начала формирования рынка политических услуг политическое консультирование проявлялось преимущественно в виде проведения избирательных кампаний по выборам различных органов власти. Будущие политконсультанты рекрутировались в первой половине 1990-х гг. преимущественно из активистов местных партийных структур, журналистов, ученых: политологов, социологов, философов и психологов. Именно из последней категории было сформировано руководящее ядро одно из ведущих российских политконсалтинговых фирм – «Имидж-контакта». Его возглавили наши земляки – А. Ситников, В. Гафт и Н. Беленко. Кстати, в 1997 – 2003 гг. в Новосибирске базировалось одна из наиболее сильных региональных (их было всего 20) команд «Имидж-контакта», которую возглавляла как раз Н. Беленко. Политконсультанты, входившие в эту группу, трудились во время выборов в Новосибирске, но в основном выезжали во время проведения избирательных кампаний в другие регионы, преимущественно в зауральской части России.