Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 21:56, контрольная работа
России история рынка политического консалтинга берет свое начало одновременно с развитием демократии, которое можно отнести к 1994 году. До момента становления рынка технологии в сфере политики работали практически бесплатно или, так сказать, «за идею». Можно сказать, везло, если клиент вносил оплату за аренду помещения, где проводились собрания. После этого следовал прорыв в связи с выборами депутатов ГосДумы и Президента РФ.
Введение 4
1. Становление российского политического консультирования 5
2. Становление политконсалтинга в Новосибирске. Структурирование электоральных возможностей партий 8
Заключение 16
Список литературы 17
Две новосибирские группы специалистов, занимавшихся политконсалтингом, сформировались на базе политических структур. Первая состояла из людей (Я. Савченко, А. Мазур и др.), помогавших на выборах известному деятелю демократического движения А. Мананникову в 1990-1993 гг., А. Янковскому (избранному в ГосДуму в 1995 г.), И. Старикову на выборах губернатора в 1995 г. Творческий коллектив, возглавлявшийся известным местным политиком Я. Савченко, работал и над партийными проектами. Среди них наиболее известным стало создание демократического блока «Третья сила», участвовавшего в выборах в облсовет в 1997 г.
Основа другой группы политконсультантов сложилась из депутатов Новосибирского горсовета (А. Беседин, В. Козодой, Д. Пучкин), работников фонда имущества (И. Козлов. А. Степанов) на базе Новосибирского отделения Народной партии «Свободная Россия» («партии А. Руцкого»). С этой командой впоследствии тесно сотрудничал профессор А. Осипов. Первым успехом этой группы стало обеспечение избрания бывшего соратника А. Руцкого, москвича В. Липицкого в ГосДуму в 1993 г.
В 1997 г. на базе этой команды было создан и официально зарегистрирован фонд развития политических технологий и прогнозирования «Сибирь-Форум». Эта группа политконсультантов на определенных этапах своей деятельности сотрудничала с Сибирским фондом политических исследований, основанным в конце 1993 г. Его кадровую основу, составили ученые-обществоведы и сотрудники Сибирского кадрового центра (в дальнейшем переименованного в Сибирскую академию государственной службы): Е. Бойко, В. Демидов, И. Гомеров, А. Лифанов, А. Малышев, В. Шаляпин. Этот творческий коллектив, работавший до 1997 г., оказывал консультационную помощь кандидатам во время избирательных кампаний, плотно сотрудничал с администрацией Новосибирской области, оказывая ей содействие в виде аналитической работы и предоставления консультационных услуг по различным вопросам общественно-политической жизни и при выработке управленческих решений. Также Сибирский фонд политических исследований издавал информационно-справочное издание «Полихрон», где помимо анализа общественно-политической жизни региона давались рекомендации по проведению эффективных избирательных кампаний. В тот период методическую помощь в части консультаций по участию в выборах оказывалось в основном не новосибирскими специалистами, а представителями американских организаций под эгидой Демократической и Республиканской партий в ходе проводивших в Новосибирске семинаров по данной проблематике, где бесплатно распространялась соответствующая литература, весьма слабо адаптированная к тогдашней российской действительности.
С 1995 г. важное влияние на политическую ситуацию в регионе стал оказывать телеканал «НТН-4», который исходя из направленности его передач все больше превращался в эффективный канал влияния на электоральные настроения. Особенно это проявилось во время проведения первых прямых выборов главы новосибирских главы администрации, в которых на стороне основных кандидатов выступили большинство местных специалистов, участвовавших в организации и проведении избирательных кампаний. Тогда же на одновременно проходивших выборах депутатов в ГосДуму помимо штабных структур начали проявлять себя и независимые политконсультанты: И. Лихоманов, В. Шаляпин и др. В середине 1990-х гг. одну из ведущих ролей в консалтинговом сообществе стала играть PR-агентство «Бюро пропаганды», возглавлявшееся журналистом В. Григорьевым, который одновременно руководил «Школой журналистики».
Из других структур, которые занимались политконсультированием в Новосибирске во второй половине 1990-х гг. следует назвать центр К.Волобуева, который за несколько лет до этого был организатором и первым координатором Новосибирской организации ЛДПР. Центр Волобуева сначала занимался исключительно публикацией рейтингов местных политиков, основанных на экспертных опросах, а затем сосредоточился на проведении избирательных кампаний.
Интересным явлением в процессе эволюции местного политконсалтинга было создание и функционирование Регионального центра поддержки российской государственности, в котором трудились О. Гонжаров, Д. Пучкин, Т. Ханов и другие специалисты. Это был своего рода аналитический центр при областной администрации, который осуществлял разнообразную деятельность. Основным было консультирование руководства исполнительной власти региона по общественно-политической проблематике и выработка рекомендаций по необходимым управленческим решениям, и их экспертиза.
Сотрудники фонда составили в значительной степени костяк избирательного штаба губернатора И. Индинка в ходе первых прямых выборов главы администрации Новосибирской области, проходивших в октябре-декабре 1995 г. Что касается других ведущих фигур в местном политконсалтинге то они работали в составе избирательных штабов А. Мананникова, И. Старикова, а также кандидатов в депутата ГосДумы В. Липицкого, Г. Пугачева, А. Янковского. В ходе этой кампании были в регионе впервые апробированы различные избирательные технологии, и она стала фактически первым этапом реального воздействия специалистов в области политконсалтинга на общественно-политическую ситуацию в регионе и электоральные настроения. Следующим важным эпизодом стала избирательная кампания по выборам президента РФ в марте-июне 1996 г. В ходе ее большинство политконсультантов работало в избирательном штабе, занимавшемся поддержкой кандидатурой Б. Ельцина, а некоторые продвигали кандидатуру Г. Явлинского.
Вместе с тем в ходе местных выборов кампаний по избранию мэра и депутатов горсовета, состоявшихся в 1996 г. роль PR-специалистов была весьма незначительной. Но уже в 1997 г. ситуация начала кардинально меняться: резко возросло количество кандидатов и партий, которые стали привлекать к своим избирательным кампаниям политконсультантов. Обладминистрации и мэрия также стали постепенно исходить из того, что для избрания необходимых им кандидатов необходимо привлекать профессионалов. Это наглядно проявилось в ходе весьма напряженной кампании по выборам депутатов облсовета в 1997 г. Тогда же политконсультантами была проведена первая контрпропагандистская кампания, жертвой, которой стала амбициозная команда кандидатов от ЛДПР, никому из которых не удалось получить депутатские мандаты. Впервые же, элементы контрпропаганды были использованы в Новосибирске против кандидатов в губернаторы И. Индинка и А. Мананникова в 1995 г. И в кампании 1997 г. и в дальнейшем политконсультантами стали предлагаться основные варианты взаимодействия с клиентами: «работа под ключ», осуществляемая командой политконсультантов, сопровождение всей кампании лишь одним политконсультантом и разовые консультации. В первом варианте политтехнологи осуществляют весь комплекс работ в ходе кампании – от сбора подписей до проведения дня голосования и при необходимости обжалования в судах итогов выборов.
Важным этапом в эволюции новосибирского политического консалтинга стали выборы губернатора 1999 г. Они были очень важными для местных элит и раскололи новосибирский истеблишмент на несколько частей. Политконсультанты в отличие от 1995 г. фактически стали определяющими фигурами в избирательных штабах В. Мухи, И. Старикова и В. Толоконского. Тогда же впервые для участия в новосибирских выборах была привлечена группа «московских политтехнологов». Впоследствии они участвовали в основном в статусных кампаниях, когда для их финансирования использовался значительный объем денежных средств, позволяющий оплачивать их услуги. В 2000 и 2004 гг. они работали на выборах мэра Новосибирска, в 2003 г. - на выборах губернатора, и в 2001 г. на выборах депутатов облсовета.
Однако следует заметить, что иногородние политконсультанты в значительной степени играли вспомогательную роль и не смогли составить реальную конкуренцию местным специалистам. Это объясняется во многом тем, что уровень квалификации новосибирских политконсультантов, которые они демонстрировали в ходе выборов в 1997 – 2005 г. в целом был достаточно высок. Новосибирск уступал, да и не то по качеству работы, а по количеству PR-фирм и независимых политконсультантов лишь Москве, Санкт-Петербургу и Екатеринбургу. Вследствие этого новосибирские политконсультанты являлись востребованными и в других регионах, особенно в зауральской части России. Другой причиной слабого воздействия иногородних политконсультатов на ход избирательных кампаний в Новосибирске является то, что нередко они представляли достаточно малоизвестные PR-агентства. К тому же под видом «москвичей» руководство столичных PR-фирм направляет для работы на места в основном команды из других регионов. Слабая востребованность приезжих специалистов, детерминирована и тем, что они плохо знают местную специфику. Не успевая проводить диагностику избирательных округов, они применяли стандартные избирательные технологии, что естественно значительно ослабляло эффективность их действий во время избирательных кампаний.
Начиная с 2000 г. политконсультанты все больше стали привлекаться к проведению избирательных кампаний на территории Новосибирска. Увеличившийся спрос соответственно привел и к росту предложения. В 2000-2003 гг. на этом поприще стал трудиться ряд новообращенных политконсультантов, а также ряд PR-структур. Среди них наиболее выделялись PR-агентства B-52 (управляющие партнеры - Д.Петров и Д. Кривленя) и «Инфо-Сфера Консалт» (В. Леонтьев) и команда А. Яблокова, которая как официальное место своей работы указывала телепередачу «Знак времени» долгое время, выходившую на 21 дециметровом телеканале МКС.
Начиная с 2001 г. политконсультантов в ходе избирательных кампаний стали приглашать на работу в малые города и сельские районы Новосибирской области. В 2001-2004 гг. им удалось организовать преимущественно эффективные избирательные кампании в Бердске, Оби, Искитиме, Татарске, Искитимском, Маслянинском, Мошковском, Колыванском, Новосибирском и в некоторых других районах. Кандидаты, привлекавшие в этом случае себе в помощь поликонсультантов, в основном добивались лучших успехов, нежели те, которые обходились без специалистов. Следующим важным этапом в эволюции новосибирского политконсалтинга стали проходившие одновременно в сентябре-декабре 2003 г. выборы губернатора и депутатов Государственной Думы РФ. Именно с этих кампаний возникла тенденция, что абсолютное большинство кандидатов, рассчитывающих на победу, стали привлекать к проведению своих кампаний политконсультантов. Правда, в ряде случаев, эти функции выполняли представители иных, иногда смежных профессий: журналисты, управленцы, социологи, политологи, юристы, психологи, специалисты по менеджменту и др. Особенностью кампаний 2003-2004 гг. было то, что в качестве политконсалтинговой фирмы себя в полную силу проявило достаточно популярная телекомпания НТН. Если в предыдущие годы она проводила разовые PR-кампании, как во время выборов, так и в промежутках между ними, то теперь она попыталась стать одним из основных игроков на политической сцене.
Подобные примеры были раньше лишь на федеральном уровне, достаточно вспомнить деятельность в 1990-х гг. ОРТ и НТВ. Но НТН пошло значительно дальше, не только нанося ущерб имиджу своих оппонентов, но и продвигая своих кандидатов. Подобная деятельность стала возможна лишь благодаря несовершенству избирательного законодательства. В итоге традиционным технологиям применявшимся политконсультантами противостояли методы информационных кампаний, задействованные журналистами НТН. Телеканалу удалось добиться определенных результатов: депутатом ГосДумы сенсационно был избран бывший теледиктор С. Насташевский, а владелец телеканала, медиамагнат Я. Лондон в жестком противостоянии с мэром В. Городецким занял второе место. Симптоматично, что после прекращения вещания НТН в 2005 г. ряд его ведущий сотрудник, А. Жирнов фактически стал ведущим политконсультантом обкома КПРФ.
Начиная с 2001г. местные власти стали активно и регулярно участвовать во многих вопросах, связанных с политконсалтинговой деятельностью, но по понятным причинам не афишируют свою деятельность в этом направлении… Они отбирают PR-фирмы и независимых политконсультантов, и рекомендуют их кандидатам в депутаты, которых они хотят видеть в органах представительной и законодательной власти. Поэтому для многих структур и лиц, занимающихся политконсалтингом, стало важным установление и поддержание контактов с руководящими работниками властных структур, которые де-факто курируют избирательные процессы. На федеральном уровне данная тенденция стала проявляться немного раньше, чем на региональном. В новосибирской управленческой элите признанным лидером и авторитетом по вопросам политконсалтинга обоснованно считается А. Беспаликов, в 1996 – 2005 гг. занимавшийся всеми политическими проектами в команде В. Толоконского. Несмотря на то, что в 2006 г. он стал лидером местного отделения «Единой России» его влияние на эти процессы остается по-прежнему значительным. К «Единой России» имеет отношение и медиаменеджер В. Игнатов, который с 1999 г. играет весьма активную роль во время избирательных кампаний и одновременно является одним из влиятельнейших и эффективных политконсультантов.
Все эти тенденции естественно негативно сказались на российском политическом консалтинге. Резко уменьшился объем средств, осваиваемых во время избирательных кампаний. Вследствие этого произошло уменьшение количества структур и независимых специалистов, занимающихся политконсалтингом. Немало работавших в этой сфере профессионалов либо занялись другими видами PR, или перешли в другие сферы деятельности. Аналогичные процессы наблюдаются с 2005 г. и в Новосибирской области. В итоге одни структуры прекратили свою деятельность, а ряд других потеряли значительную часть своего персонала, что естественно повлияло на их дееспособность.
Вместе с тем предпринимаются попытки минимизировать данные тенденции. В связи с опорой на внедрение многопартийной системы и резкое уменьшение сегмента независимых депутатов ряд политконсультантов стали сотрудничать с местными отделениями партий и даже вступать в ряды этих организаций, превращаясь тем самым в партийных политконсультантов. Первый опыт такого сотрудничества, но не очень удачный был в 2000-2005 гг. с «Яблоком», затем подобное взаимодействие стало происходить с «Единой Россией», КПРФ, «Родиной», а с конца 2006 г. с партией «Справедливая Россия».
Одно из важнейших проблем, выявившейся в процессе развития политконсалтинга в Новосибирске является уровень квалификации лиц, работающих в этом сегменте PR. На первом этапе основная угроза была от лиц, позиционирующих себя как политконсультанты, но не имеющих ни соответствующего образования, ни опыта, ни знаний. Естественно, результат от их деятельности был в основном отрицательный, что наносило ущерб имиджу политконсультирования в целом, отпугивая от него и политиков, и партии.