Управление человеческими ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность -Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Содержание работы

Введение.....................................................................................................................................................................3

1. Теоретический анализ управления лидерством в организации
1.1 Сущность управления лидерством в организации....................................................................7
1.2 Анализ управления лидерством в организации.......................................................................12
1.3 Зарубежный и отечественный опыт управления лидерством в
организации
1.3.1 Американский опыт...............................................................................................................................17
1.3.2 Японский опыт.........................................................................................................................................18
1.3.3 Российский опыт......................................................................................................................................19
2. ООО «Олимпик» как объект исследования
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Олимпик».............................................................................................................................................21
2.2 Анализ системы управления персоналом на предприятии
ООО «Олимпик»............................................................................................................................................23
2.3 Оценка управления лидерством в организации ООО «Олимпик»..................................26
2.4 Развитие управления лидерством на предприятии ООО «Олимпик»..........................28
Заключение............................................................................................................................................................33
Список использованных источников...........................................................

Файлы: 1 файл

Управление человеческими ресурсами.docx

— 88.08 Кб (Скачать файл)

-видение ситуации в целом;

-способность к коммуникациям;

-доверие сотрудников;

-гибкость при принятии решений.

Таким образом, следует сделать  вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей.

Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как  наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно  оказывает влияние или воздействует на

других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно  не силового воздействия в 

7

направлении достижения группой  или организацией своих целей. Лидерство  представляет собой специфический  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  сочетании различных 

Источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

Лидерство как тип отношений  управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно  является эффективным лидером, и  наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Подходы к изучению лидерства  различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение  проблемы эффективного лидерства.

Ранние традиционные концепции  предлагали определять эффективное  лидерство на основе либо качеств  лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном  множестве выявленных качеств и  образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних  факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции  попытались объединить преимущества и  достижения как традиционного, так  и ситуационных подходов. В своих  выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера  и его взаимосвязи с имеющейся  ситуации .

Практика показывает, что  ни один фактор не обеспечивает большую  выгоду и

пользу для организации, чем  эффективное лидерство. Лидеры нужны  для

определения целей и задач, для  организации, координации, обеспечения

межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных

путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где

наличествуют лидеры, могут достичь  всего этого гораздо быстрее, чем

организации без лидеров.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это

ведущий, идущий впереди. Лидер –  член организации, обладающий высоким  личным

статусом, оказывающий сильное  влияние на мнение и поведение  окружающих его

людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс

функций.

Лидерство определяют как процесс  социального влияния, при котором  лидер ищет

добровольного участия подчиненных  в деятельности по достижению

организационных целей (Шрисхайн); или  как процесс оказания влияния  на

групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство определяют также как  конкретные действия лидера по координации  и

8

управлению деятельностью группы (Фридлер).

Лидерство можно определить как  тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в  самой природе человека и общества. Явления, во

многом схожие с лидерством встречаются  в среде животных, ведущих

коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная,

достаточно умная, упорная и  решительная особь — вожак, руководящий  стадом

(стаей) в соответствии с его  неписаными законами, которые диктуются

взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных

систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,

упорядочении поведения отдельных  элементов системы в целях  обеспечения ее

жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность достигается

благодаря вертикальному (управление — подчинение) и горизонтальному

(коррелятивные одноуровневые связи,  например, разделение труда и  кооперация)

распределению функций и ролей, и прежде всего выделению управленческой

функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности  обычно

требуют иерархической, пирамидальной  организации. Вершиной такой

управленческой пирамиды и выступает  лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей

систему, и ее взаимоотношений с  окружающей средой. В системах,

характеризующихся низкой групповой  интеграцией и высокой степенью автономии и свободы различных  элементов и уровней организации, функции лидера выражены

слабо. По мере же усиления потребностей системы, самих людей в сложно

организованных коллективных действиях  и осознания этих потребностей в  форме

коллективных целей спецификация функций лидера и его структурное,

институциональное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,

институциализация лидирующих позиций  может не происходить. Здесь на первый

план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность  объединить

группу, повести ее за собой. В крупных  же объединениях, эффективность

коллективных действий которых  требует четкой функционально-ролевой

дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости

подчинения, институциализация и  формализация (официальное закрепление)

лидирующих позиций, наделение  их сравнительно большими властными  полномочиями обязательны.

Именно к такому типу объединений  относится современное производство. В нем

преследуются определенные, достаточно стабильные цели, реализация которых

требует слаженности действий многих людей, их координации и регулирования  на

основе разделения труда. В силу этого в трудовых организациях обязательна

9

институциализация лидерства, его  конституирование в руководство, которое,

опираясь на властные позиции, выходит  на передний план управления.

Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных

потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять  лидеры.

Быть менеджером и быть лидером  в организации – это не одно и то же. Менеджер

в своем влиянии на работу подчиненных  и построении отношений с ними прежде

всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее

питающие. Лидерство как специфический  тип отношений управления основывается

больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс является

гораздо более сложным, требующим  высокого уровня взаимозависимости  его

участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие

в организации последователей, а  не подчиненных. Собственно отношения

«начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление

заменяются отношениями «лидер – последователь».

Различие между лидером и  менеджером проводится по многим позициям.

Таблица 1.1  Отличие менеджера от лидера                          

    

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План – основа действий

Видение – основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует только доводы

Использует как доводы, так и эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Уважаем

Обожаем

Делает дело правильно

Делает правильное дело


Очевидно, что на практике не наблюдается  идеального соблюдения этих двух

типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа

менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант

встречается в реальной жизни реже.

Лидерству в значительной мере свойственна  неформальная основа. Оно – суть

неформальное руководство. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский,

- феномен, имеющий место в  системе формальных (или, как еще  говорят,

официальных) отношений, а лидерство  – феномен, порожденный системой

неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее

определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций

реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном  расписании

учреждения, предприятия ее нет. Руководство  есть социальный по своей сущности

10

феномен, а лидерство – психологический». Руководство – явление более  стабильное,

менее подверженное перепадам мнений и настроений членов группы, чем  лидерство.

По механизму своего выдвижения лидер может быть формальным или  неформальным.

В первом случае его назначают сверху или же выдвигают и избирают и  он

приобретает, таким образом, официальный  статус руководителя. Неформальный же

лидер может проявиться и получить признание в коллективе, организации  в силу

своих ярко выраженных индивидуальных, социальных, политических, психоло-

гических и иных качеств. Своим  авторитетом и влиянием неформальный лидер

воздействует на поведение людей  и может составить оппозицию  формальному

руководителю.

Сила и принуждение при лидерстве  часто заменяются побуждением и

воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на

принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти.

Способность лидера влиять на людей  дает ему возможность использовать власть и

авторитет, получаемые от его последователей.

В целом лидерские отношения  отличает то, что последователи признают лидера

составной частью организации только тогда, когда он доказал свою

компетентность и ценность. Лидер  получает свою власть от последователей,

поскольку они признают его в  качестве лидера. Для поддержания  своей позиции

лидер должен предоставлять им возможность  удовлетворять свои потребности,

которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют

лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также

оказывают ему необходимую поддержку  в достижении организационных целей.

Неудачи постигают лидеров по разным причинам, но успех к лидерам приходит во

многом при наличии у них  достаточно одинаковых способностей и  умений.

Изучение опыта работы многих лидеров-практиков  свидетельствует. Что для

успеха им необходимо иметь способность  создавать образ будущего состояния

организации и доведения его  до последователей. Также успешного  лидера

характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами  и

полномочиями по осуществлению  выраженной в видении цели, может  признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские. В  передаче последователям видения в  такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование

эффективной коммуникации.

В современных условиях эффективное  лидерство – это не железная или  твердая

рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая

прояв-ляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в

оказании им помощи в достижении личных целей.

 

 

 

11

1.2 Анализ управления лидерством  в организации

 

Отечественные ученые (О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.П. Егоршин и 

др.) под лидерством понимают способность влиять на группы людей, чтобы побудить их работать для достижения поставленных целей. Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается  с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через  личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального  лидерства. В любом коллективе есть как формальный, так и неформальный лидер и крайне редко эти два  образа сочетаются в лице одного человека.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами