Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 6
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 6
1.2 Современная концепция менеджмента качества 11
1.3 Сертификация продукции и систем качества 17
2. Анализ управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.2 Организация управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 28
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 30
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ООО «Городецкая золотная вышивка» 37
3.1 Создание системы менеджмента качества 38
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Основной задачей фирмы «
Самым серьезным конкурентом для ООО «Городецкая золотная вышивка» является ООО «Торжские золотошвеи». Это предприятие производит аналогичную продукцию и также реализует ее в основном на тех же ярмарках и экспоцентрах в Москве.
Предприятие состоит из следующих отделов: экспериментальная группа, основной вышивальный цех, отдел сбыта, отдел главного механика, отдел главного энергетика, торговый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия, планово-экономический отдел.
Штатное расписание рабочих основного производства отражается в плане по труду. Численность рабочих-сдельщиков устанавливается опытным путем, исходя из объема работ.
Цены на продукцию обычно указываются предприятием в прайс-листе. В данном списке предоставлена продукция, как реально выпускающаяся, так и выпускавшаяся. Цены основываются на себестоимости продукции, которая складывается из нескольких составляющих. Кроме того, в цену продукции включаются налоги с имущества и НДС.
Маркетинговый отдел
отсутствует как
Рынок предприятия – представлен продуктами как первой необходимости и товарами повседневного спроса, так и изделиями, более относящимся к предметам роскоши и покупаемым случайно. Ассортимент выпускаемой продукции рассчитан на потребителей широкого круга.
Вывод о размере предприятия можно сделать на анализе показателей, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 - Основные показатели деятельности ОАО «Хлебозавод №2»
Показатели, млн. руб. |
Годы | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров и услуг |
145390,2 |
139233,3 |
142311,2 |
2. Себестоимость продукции |
20400 |
40143 |
44108 |
3. Товарооборот |
42734,1 |
50330,3 |
46128,4 |
4. Прибыль |
33552 |
40944 |
50531 |
5. Затраты на 1 руб. товарной продукции |
0,14 |
0,29 |
0,31 |
6. Стоимость чистых активов |
34084 |
38617 |
49296 |
7. Среднегодовая стоимость ОПФ |
24378 |
25933 |
23541 |
8. ФОТ |
28712 |
39078 |
33060 |
9. Среднесписочная численность работников |
789 |
669 |
723 |
В ООО «Городецкая золотная вышивка» нет специального органа, занимающегося управлением качеством продукции, как и самого отдела маркетинга. Этими вопросами занимается специалист из экономического отдела. Однако в ближайшее время на предприятии планируется создать отдел маркетинга, в составе которого будет предусмотрена должностная единица специалиста по управлению качеством продукции.
При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.
На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.
Второй предполагает
в дополнение к первому варианту
выделение общей функции
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первого
варианта заключается в том, что
все участники
Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Планирование повышения качества продукции на ООО «Городецкая золотная вышивка» основывается, прежде всего, на тщательном изучении текущего и перспективного спроса на его продукцию, анализе отзывов потребителей о ее поведении в эксплуатации, проработке договоров с заказчиками.
Планы повышения качества учитывают результаты сертификации продукции, прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий, результаты научных исследований, патентные материалы, лицензии, данные научно-технической информации, требования потребителей.
Планируемые задания и обязательства по повышению качества продукции согласовываются с другими разделами планов ООО «Городецкая золотная вышивка», а также обеспечиваются необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Для того чтобы обеспечить предусмотренное в планах улучшение качества собственной продукции и услуг, предприятие требует от своих поставщиков соответствующего улучшения качества поставляемых ими сырья, материалов, комплектующих изделий, узлов, запасных частей и других компонентов конечной продукции.
Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» обычно выделяют:
В последние годы одним
из важнейших направлений
Планирование повышения качества продукции на предприятии дополняется внутрипроизводственным планированием. При этом используются обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятие, цех, отдел).
При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению в ООО «Городецкая золотная вышивка»
исходят из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы.
Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков составляются соответствующие планы для функциональных отделов и служб.
Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы.
Необходимый уровень
качества продукции совместно устанавлив
Требуемый уровень качества
продукции в договорах и
На исследуемом предприятии качество продукции обозначают по стандартам и образцу. При этом в соответствующей статье договора указывают: «качество соответствует стандартам, установленным в "Российской Федерации».
При определении качества
по образцу поставщик
Гарантии качества товара обычно выделяют в отдельной статье договора или вносят в раздел о приемке-сдаче товара. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций, а также все случаи, на которые гарантия не распространяется.
Однако, в ООО «Городецкая золотная вышивка» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.
Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ООО «Городецкая золотная вышивка» имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.
Субъектами контроля качества в ООО «Городецкая золотная вышивка» различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, заместитель директора по производству, начальники цехов, инженеры по сбыту и снабжению, менеджер по кадрам, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики, а также заказчики и потребители продукции.
Необходимо подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством.
Операции контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ООО «Городецкая золотная вышивка».
Сущность самоконтроля как одной из функций управления качеством продукции на рабочем месте исполнителя заключается в осуществлении им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.
Необходимость существенного повышения качества выпускаемых изделий в современных рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных форм самоконтроля в ООО «Городецкая золотная вышивка».
При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих ООО «Городецкая золотная вышивка» заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.
На предприятии при работе бригады по методу самоконтроля формируется коллективная ответственность за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака и усилению взаимного контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий.