Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов по вопросу управления качеством продукции (услуг).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и определить функции управления качеством;
изучить современную концепцию менеджмента качества;
рассмотреть порядок сертификации продукции и систем качества

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления качеством продукции (услуг) 6
1.1 Понятие и функции управления качеством продукции 6
1.2 Современная концепция менеджмента качества 11
1.3 Сертификация продукции и систем качества 17
2. Анализ управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.1 Краткая характеристика ООО «Городецкая золотная вышивка» 25
2.2 Организация управления качеством продукции в ООО «Городецкая золотная вышивка» 28
2.3 Анализ планирования и контроля качества продукции 30
3. Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности управления качеством в ООО «Городецкая золотная вышивка» 37
3.1 Создание системы менеджмента качества 38
3.2 Обеспечение эффективности функционирования системы управления качеством продукции 42
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

курсовик у.к..doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Само собой разумеется, что решение  проблем качества будет зависеть не только от того, как разработана  система качества, но и от того, как она функционирует, т.е. как выполняются на практике функции и задачи системы всеми ее участниками: от руководства до рядового исполнителя.

3.2 Обеспечение  эффективности функционирования  системы управления качеством продукции

 

Функционирование системы  качества — это выполнение руководством и всеми подразделениями своих  функций и задач с целью  обеспечения качества продукции. В  этом состоит содержательная сторона  деятельности системы, то есть то, для  чего она предназначена.

При этом в реализации функций системы качества в той или иной мере участвуют практически все подразделения предприятия, каждое из которых решает свои задачи.

В связи с этим возникает  необходимость выполнения вспомогательных  задач для «обслуживания» самой  системы качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также — сертификация продукции и системы качества.

Весомость содержательной деятельности по отношению к деятельности по «обслуживанию» самой системы  показывает, насколько рационально  организована система качества. Поэтому  следует опасаться чрезмерного  разрастания вспомогательной деятельности. В социологии это явление известно как «вырождение бюрократии», когда какая-либо система замывается на самообслуживании, в ущерб выполнению тех функций, для которых она была создана.

В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО 9000 возглавлять систему качества и отвечать за ее эффективное функционирование должен представитель руководства предприятия. Как правило, ему непосредственно подчиняется служба качества, являющаяся центральной частью системы качества и объединяющая отдел управления качеством, отдел технического контроля, метрологическую службу, центральную заводскую лабораторию и службу стандартизации.

В обязанности службы качества входит как выполнение содержательных функций, так и вспомогательных  задач. Среди основных задач службы качества:

  1. Организация работы по качеству — разработка и совершенствование системы качества.
  2. Разработка политики и планирование качества.
  3. Контроль качества разработки, изготовления и испытаний готовой продукции.
  4. Метрологическое обеспечение производства.
  5. Проведение работ по стандартизации и нормоконтролю.
  6. Ведение претензионной работы.
  7. Подготовка мероприятий и организационно-распорядительных документов в области качества, контроль и анализ их выполнения.
  8. Проверки функционирования системы качества.
  9. Организация работ по сертификации продукции и системы качества.
  10. Методическое руководство при обучении персонала вопросам качества.
  11. Методическое обеспечение и координация работ подразделений в системе качества.
  12. Организация деятельности «кружков качества».

Обратим внимание на проведение проверок и совершенствование системы качества, а также на организацию кружков качества.

Проверки функционирования системы качества могут проводиться  самим поставщиком (внутренние проверки), его заказчиками (второй стороной) или  независимыми органами (третьей стороной).

О внутренних проверках  системы качества в процессе ее внедрения  мы уже говорили.

Внутренние проверки действующей системы качества необходимы руководству предприятия для  того, чтобы постоянно оценивать  ее эффективность и принимать меры для ее совершенствования.

Для проведения внутренних проверок на предприятиях разрабатывается  нормативно-методический документ (стандарт, инструкция) и составляется план проведения проверок, обычно на год.

Для каждой проверки предусматривается  инспекционная группа (комиссия), как правило, под руководством работника службы качества (аудитора) с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности.

Комиссия может проверять как выполнение функций (элементов) системы качества, так и отдельных нормативных документов.

Для проведения проверки составляется программа (чек-лист), где  указывается основание для проверки, проверяемое подразделение, содержание проверки, а также нормативные документы.

По результатам проверки составляется акт, в котором приводятся итоги проверки. При проверках  чаше всего выявляется несоблюдение отдельных положений нормативных  документов и несовершенство самих  документов. Для устранения недостатков в акте устанавливаются сроки и исполнители работ. Акт утверждается руководством предприятия и рассылается всем заинтересованным подразделениям.

Проверки системы качества второй стороной проводятся представителями  заказчиков, как правило, перед заключением контрактов. Назначение этих проверок состоит в том, чтобы заказчик получил дополнительную гарантию стабильности качества продукции, убедившись, что у поставщика есть система в работе по качеству (система качества), отвечающая требованиям стандартов ИСО 9000.

Для этого перед проведением  проверки заказчик, исходя из рекомендаций соответствующего стандарта серии 9000, направляет поставщику перечень вопросов, на которые тот должен дать аргументированные  ответы во время проверки.

При представлении заказчику действующей на предприятии системы качества нужно быть готовым объяснить специфику предприятия и системы качества, особенно в случае отступления от рекомендаций стандартов ИСО 9000.

В процессе проверки заказчик может потребовать, что на его  изделия были разработаны программы обеспечения качества, а также оговорить особые условия контроля, испытаний и приемки продукции.

После проверки заказчик представляет отчет, в котором дается оценка системы качества на соответствие стандарту ИСО 9000 и приводятся предложения по улучшению организации работ.

Проверки системы качества независимой «третьей стороной»  проводятся, как правило, либо с целью  выдачи поставщику сертификата на продукцию  или систему качества, либо для  подтверждения ранее выданного  сертификата. При наличии у поставщика сертификата на систему качества, выданного авторитетным независимым органом, объем проверок системы качества заказчиками обычно значительно сокращается.

Совершенствование системы  качества, как правило, предусматривает;

  • проведение изменений в организации работ;
  • внедрение более эффективных методов контроля и испытаний;
  • улучшение технологического и метрологического обеспечения производства;
  • применение новых форм и методов мотивации персонала;
  • активизацию маркетинговой и рекламной деятельности;
  • развитие сферы услуг;
  • более тесное сотрудничество с поставщиками материалов;
  • корректировку нормативных документов системы качества и «Руководства по качеству».

Организует и координирует эту работу отдел управления качеством. При этом надо иметь в виду, что факт проведения этой работы легко проверяется по частоте внесения изменений в документы системы качества.

Совершенствование системы  качества по результатам внутренних проверок и самооценки предприятия  — непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях.

 

Заключение

 

Качество – комплексное  понятие, характеризующее эффективность  всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

В рыночной экономике  проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

В соответствии со стандартом ISO 9000: качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Ключевой задачей менеджмента  компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества.

В ООО «Городецкая  золотная вышивка» осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Однако, в ООО «Городецкая золотная вышивка» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В работу по контролю качества вовлечены все основные службы и подразделения предприятия. Самоконтроль качества широко используется в деятельности рабочего коллектива ООО «Городецкая золотная вышивка».

Организация работ по управлению качеством продукции  на предприятиях предполагает создание системы качества и принятие необходимых мер по обеспечению их эффективного функционирования. Поэтому ООО «Городецкая золотная вышивка» было предложено создание системы менеджмента качества, соответствующих рекомендациям стандартов ИСО 9000.

Таким образом, в ходе выполнения работы были изучены теоретические и практические аспекты управления качеством продукции; дано понятие и определены функции управления качеством; изучена современная концепция менеджмента качества; рассмотрен порядок сертификации продукции и систем качества; проанализирован менеджмент качества ООО «Городецкая золотная вышивка»; предложены рекомендации по созданию и обеспечению эффективности системы менеджмента качества на исследуемом предприятии.

Благодаря успешной деятельности предприятия, достижения высоких результатов работы и качества продукции в 2012 году ООО "Городецкая золотная вышивка" стало победителем конкурса "Нижегородский знак качества" в учрежденной по инициативе Саровбизнесбанка номинации "Народно-художественные промыслы".

 

Список использованной литературы

 

  1. Закон Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. №5154-1.
  2. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. № 5153-1 (в ред. Федеральных законов от 27.12.95 г. № 211- ФЗ, от 02.03.98 г. № 30-ФЗ, от 31.07.98 г. № 154-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. Федеральных законов от 09.01.96 г. № 2-ФЗ, от 17.12.99 г. №212-ФЗ).
  4. Аристов О.В., Егоршин А.П., Кожин В.А. Управление качеством: учебное пособие.- Н.-Новгород: НИМБ, 2007.-145с.
  5. Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества. // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – с.17 - 21.
  6. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.-216 с.
  7. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 207 с.
  8. Гличев А.В. Качество продукции. Система управления. - М.: Прогресс, 2004.-312 с.
  9. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 423 с.
  10. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -318 с.
  11. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17- модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 5. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 256 с.
  12. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник // Под ред. Проф. В.А. Швандера. - М.: 2005. - 248 с.



Информация о работе Управление качеством продукции и контроль за её обеспечением на примере ООО «Городецкая золотная вышивка»