Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:51, реферат
Основная задача, которую призван решить современный менеджмент качества – это создание позитивных социальных эффектов и улучшение ка-чества жизни потребителя посредством производства продукции и всей деятельности организации. По мнению руководителей организаций и экспертов в области качества, основной причиной отсутствия ожидаемых позитивных преобразований в развитии бизнеса является специфика менталитета организаций.
Введение 3
Улучшение качества. Социальные аспекты менеджмента качества 4
1.1. Методы непрерывного улучшения качества 4
1.2. Улучшение качества организации логистических процессов 9
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов и новые информационные технологии в управлении качеством 12
1.4. Национальные премии по качеству как стимул к улучшению качества 14
1.5. Новый подход к управлению человеческими ресурсами 15
Заключение 18
Литература 19
Приложение 1 20
Приложение 2 21
Приложение 3 24
Приложение 4 24
Приложение 5 25
система планирования потребностей в материалах (Material Requirements Planning — MRP);
система планирования распределения продукции (Distribution Requirements Planning — DRP).
Эти системы позволяет координировать планы и действия звеньев логистической системы в снабжении, производстве и сбыте в масштабе всего предприятия, учитывая постоянные изменения в реальном масштабе времени («on line»), а также проводить текущее регулирование и контроль использования производственных запасов.
Концепция «Тощее производство» («Lean production»). Эта концепция получила распространение в Европе в 90-е гг. XX в. Называется она «тощее производство», потому что использует меньше ресурсов, запасов, времени при организации производства по сравнению с традиционным производственным процессом. В данной концепции творчески соединяются элементы концепций «Точно в срок» и «Планирование потребностей (ресурсов)». Сущность концепции «Тощее производство» выражается следующими принципами: достижение высокого качества продукции; уменьшение размера партий производимой продукции и времени производства; обеспечение низкого уровня запасов; подготовка высококвалифицированного персонала; использование гибкого оборудования и коротких периодов его переналадки.
В концепции реализуется идея сочетания низкой себестоимости при больших объемах массового производства и разнообразия продукции и гибкости мелкосерийного производства. Ориентация на низкие запасы делает ненужным склады, поскольку создаются минимальные запасы на полках и рабочих местах. В результате реализации концепции сокращаются следующие операции: складирование ресурсов; ожидания и задержки в производственном цикле; входной контроль; транспортировка на склад сырья и материалов.
Концепция «Реагирование на спрос». Эта концепция применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса. Преимущества внедрения концепции «Реагирование на спрос» состоят в следующем: информация о потребностях покупателей, процедуры заказов и графики доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении; знание объемов продажи запасов в розничной сети помогает производителям точнее планировать поставки; поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса; устанавливаются длительные партнерские отношения производителей, оптовых и розничных торговцев, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций. Совершенствование структуры и управления логистической системы — на сегодняшний день наиболее эффективный путь сокращения постоянных затрат предприятия с целью сокращения себестоимости и повышения конкурентоспособности продукции.
1.3. Реинжиниринг бизнес-процессов и новые информационные технологии в управлении качеством
Постоянное, каждодневное улучшение бизнес-процессов, осуществляемое всеми работниками предприятия, является одним из принципов менеджмента качества. Но постоянное улучшение не может бесконечно давать необходимые результаты, рано или поздно оказывается, что дальнейшее повышение качества в рамках существующей системы управления невозможно.
В противоположность
постоянному улучшению, которое
постоянно накапливает
перестройка процессов должна осуществляться с чистого листа (то есть без учета всего предшествующего опыта);
реинжиниринг ставит под сомнение основные предположения и пути, которыми до сих пор пользовались на производстве;
реинжиниринг требует творческого подхода персонала;
радикальные изменения осуществляются с помощью или на основании информационных технологий.
Проект по реинжинирингу осуществляется обычно в несколько этапов:
анализ действующих на производстве бизнес-процессов и их моделирование;
переосмысление процессов и разработка принципов новых бизнеспроцессов;
внедрение новых бизнес-процессов.
Развитие тотального менеджмента качества существенно повлияло в последние годы на менеджмент предприятия в целом. Это вызвано и единством целей этих систем, и все увеличивающейся ролью качества в выпуске конкурентоспособной продукции и завоевании рынков сбыта.
CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle
Support) — технологии информационной
поддержки процессов на всех
стадиях жизненного цикла
Наличие CALS-технологий — это визитная карточка технической состоятельности предприятия. Сегодня практически невозможно выйти на международный рынок при отсутствии этой информационной технологии. В связи с этим в практике управления фирмами произошли существенные изменения, связанные с интеграцией в системе менеджмента фирмы трех компонентов:
1) АСУ фирмы;
2) системы менеджмента качества;
3) системы информационных технологий.
Интеграция трех систем дает синергический эффект в управлении. Так, например, при внедрении системы TQM, но при отсутствии современной АСУП, невозможно организовать оперативную оценку затрат на качество, внедрить системное статистическое управление процессами, проводить своевременную обработку данных о качестве.
Внедрение CALS-технологий требует значительных затрат, которые не сможет себе позволить подавляющее большинство предприятий. Поэтому, чтобы не отстать от ведущих зарубежных фирм, необходимо не ждать, когда появятся необходимые средства на всю систему, а внедрять CALS-технологии по элементам.
1.4. Национальные премии по качеству как стимул к улучшению качества
Одним из эффективных инструментов мотивации предприятий по непрерывному совершенствованию качества являются национальные премии по качеству. Впервые такая премия была учреждена в 1951 г. в Японии. Премия получила имя известного американского ученого Э. Деминга, много сделавшего для подъема движения за качество продукции на японских фирмах. В 1987 г. премия по качеству имени М. Болдриджа была введена в США, а в 1992 г. Европейским фондом менеджмента качества (EFQM) учреждена премия по качеству для предприятий стран Европейского Союза.
На примере модели Европейской премии по качеству рассмотрим основные группы критериев присуждения премии и вес каждой группы:
роль руководства фирмы (100 баллов);
управление персоналом (90 баллов);
политика и стратегия (80 баллов);
использование ресурсов (90 баллов);
оценка процессов (140 баллов);
удовлетворенность потребителей (200 баллов);
удовлетворенность персонала фирмы (90 баллов);
воздействие фирмы на общество (60 баллов);
результаты бизнеса (150 баллов).
Приведенные выше группы составляют два раздела: «возможности» и «результаты», каждый по 500 баллов. В раздел «возможности» входят первые пять групп критериев, в раздел «результаты» — остальные четыре. Каждая группа критериев состоит из 13 пунктов, в результате ответов на которые и выставляется балл по каждой группе.
Завоевание премии, конечно, почетно, но главная цель проведения конкурса — привлечь как можно большее число предприятий к участию в нем. При подготовке к конкурсу перечисленные выше группы критериев, отвечающие высшим требованиям к качеству, являются тестами для самооценки предприятия по стандарту ИСО 9004:2000 и принятия мер, связанных с повышением эффективности работ по качеству. Используя модели премий по качеству, предприятие может проводить бенчмаркинг, сопоставляя результаты своего предприятия с показателями лучших мировых фирм с целью выявления резерва конкурентоспособности своей продукции и выбора основных направлений своего совершенствования.
Мировая практика проведения конкурсов показала, что экономическое положение фирм и предприятий, систематически участвующих в конкурсе на премии качества, непрерывно улучшается, в том числе и за счет роста авторитета фирмы.
1.5. Новый подход к управлению человеческими ресурсами
Традиционно в сегодняшней экономике организация выступает в роли работодателя (потребителя), а работник (служащий) — в роли поставщика. При этом «трудовые отношения» можно представить как процесс, на входе которого — персонал организации, а на выходе — результаты деятельности (рис. 1.3, приложение 4), которые измеряются в виде:
производительности труда — достижение результатов с минимальными ресурсами;
преданности — поддержка работником ценностей организации;
удовлетворенности в работе — положительное соотношение между вкладом нанятого работника и тем, что он должен получить в качестве награды за свои усилия.
При этом в соответствии с контрактом все произведенные работником ценности являются собственностью предприятия.
Тенденции последних десятилетий ХХ в. по увеличению роли умственного труда воплотились в соответствующие требования менеджмента качества и международных стандартов серии ИСО 9000. С точки зрения TQM, трудовые взаимоотношения между работником и предприятием должны складываться диаметрально противоположно существующим традиционным отношениям: организация (предприятие) в этом случае выступает в роли поставщика, а работник — потребителя (рис. 1.4, приложение 5).
Организация, работающая в условиях TQM, выступает как организация интенсивного умственного труда, базирующегося на интеллектуальных и творческих способностях работающего и позволяющего организации быть интенсивной в «производстве» идей. Проработав в течение, например, рабочего дня, работник оставляет организации свой интеллект, который не является материальным капиталом. Именно этот невидимый ресурс и является тем фактором, который, как правило, приносит гарантированный успех организации.
Вот почему TQM рассматривает работников организации не просто как рабочую силу, получающую зарплату, а как интеллектуальный потенциал организации, в котором она заинтересована так же, как и во внешнем потребителе. С этой точки зрения каждый работник организации является ее клиентом (внутренним потребителем) и оплачивается организацией за отдаваемый ей интеллектуальный потенциал работника в виде: умственного потенциала, знаний (компетентности), аналитических способностей, опыта, гибкости (способности быстро привыкать к изменениям), прагматизма (придерживаться установленных правил).
Сравнивая традиционный подход к управлению персоналом и подход TQM, можно на основе проведенных наблюдений показать, что внутренний потребитель уже не хочет быть простым исполнителем распоряжений руководства и готов выразить: потребности в достижении цели, вместо выполнения заданий; потребности участия в принятии решений, вместо повиновения приказам; потребности значимой и выбранной самостоятельно роли, вместо предписанной роли; потребности в наставнике, способствующем развитию личности, вместо обезличенного обучения; потребности в оплате, зависимой от прибыли организации, вместо оплаты за проработанное время.
Только в том случае,
когда работники будут
Эффективность управления человеческими ресурсами, как правило, оценивается степенью соответствия требований организации уровню способностей работающих. Идеальной ситуацией является вариант, при котором каждый работник получил задание, в максимальной мере соответствующее его возможностям выполнить это задание.
Удовлетворение работой имеет место, если условия и содержание работы совпадают с ожиданиями работника. Можно быть удовлетворенным содержанием работы, но если она не представляет каких-либо перспектив для роста и продвижения по службе, то это понизит мотивацию к труду. Если работа обогащает и работник чувствует приносимую им ценность для организации, но организация неадекватно реагирует уровнем оплаты выполняемой работы, то возникает состояние неудовлетворенности, которое, если ничего не изменится, в конечном счете, приведет к утрате мотивации данного сотрудника к работе.
Заключение
Основная цель улучшения процессов — снижение вариабельности характеристик качества и устранение или уменьшение влияния порождающих их причин. Достижение этой цели необратимо приведет к снижению уровня дефектности и непроизводительных затрат.
Имеются два основных
подхода к осуществлению
1) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов;
2) деятельность по
поэтапному постоянному
Kaizen-подход основывается
на доверии к естественным
стремлениям и способностям
СНУПП, базирующаяся на принципе «Kaizen», направлена на достижение следующих целей: развитие и активизация организационной структуры; развитие потенциальных способностей, улучшение рабочих показателей работников; получение полезных результатов — материальных и нематериальных.
Используя модели премий
по качеству, предприятие может
АСУ фирмы, системы менеджмента качества и системы информационных технологий. Интеграция трех систем дает синергический эффект в управлении. Проект по реинжинирингу и информатизации процессов осуществляется обычно в несколько этапов: анализ действующих на производстве бизнес-процессов и их моделирование; переосмысление процессов и разработка принципов новых бизнеспроцессов; внедрение новых бизнес-процессов; внедрение информационных программ.
Информация о работе Управление качеством. Социальный аспект менеджмента качества