Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований. Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции в Японии. Организация кружков качества, их преимущества и недостатки 5
1.1 Японские модели управления качеством 5
1.2 Кружки качества в Японии 9
1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества 15
2. Правовые основы стандартизации 17
3. Закон РФ «О техническом регулировании», его структура и содержание 22
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

тема 16 Управл Кач готово.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Управление  качеством продукции в Японии. Организация кружков качества, их  преимущества и недостатки 5

1.1 Японские  модели управления качеством 5

1.2 Кружки  качества в Японии 9

1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества 15

2. Правовые  основы стандартизации 17

3. Закон РФ  «О техническом регулировании», его структура и содержание 22

Заключение 26

Библиографический список 27

 

 

Введение

 

Управление качеством  на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции.

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований.

Мировой опыт управления качеством  продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

На себестоимость товара - важнейший фактор конкурентоспособности оказывают прямое влияние затраты на качество. Систематический анализ этих затрат с целью их оптимизации - неотъемлемая часть программ качества на фирмах. И международные стандарты на системы обеспечения качества включают этот элемент. Бесспорна роль высшего руководства фирм в создании такого климата в коллективе, когда принцип «качество, прежде всего» перестает быть только лозунгом.

Совершенствуются принципы сертификации продукции, развивается сертификация систем управления качеством. Оба эти явления вышли за рамки внутреннего рынка и стали нетарифными барьерами в торговле для тех экспортеров, которые по тем или иным причинам отстали от велений времени. Подобное отставание имеет немало причин, и не последняя из них — низкий уровень образованности кадров, в том числе в области качества, некомпетентность.

На фирмах важным действующим  лицом в бизнесе является менеджер по качеству, получивший соответствующую  подготовку. В развитых странах дисциплины по управлению качеством преподаются в университетах, институтах, колледжах. Существует аспирантура. Такие имена, как японский профессор К. Исикава, американцы Джуран и Фейгенбаум, итальянец Сегецци известны на весь мир, а их труды стали настольной книгой для всех, кто всерьез занимается проблемой качества. Фирмы тратят немалые средства па обучение и переподготовку кадров, создают такую атмосферу, когда постоянно повышать свою квалификацию - престижно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление качеством продукции в Японии.

Организация кружков  качества, их преимущества и недостатки

1.1 Японские модели управления качеством

 

В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным.

Сущность японского подхода к управлению качеством.

В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:

  1. Узнать запросы потребителей.
  2. Узнать, что будут покупать потребители.
  3. Определить затраты, необходимые для достижения качества.
  4. Предупредить возможные дефекты и претензии.
  5. Предусмотреть корректирующие воздействие.
  6. Исключить необходимость проверки.

Особенности японской модели управления качеством по сравнению с другими странами.

В 1967 г на 7-м Симпозиуме по управлению качеством были названы 6 особенностей японской модели управления качеством:

  1. Участие всех звеньев в управлении качеством.
  2. Подготовка кадров и обучение методам качества.
  3. Деятельность кружков качества.
  4. Инспектирование деятельности по управлению.
  5. Использование статистических методов.
  6. Общенациональные программы по управлению качеством.

Повсеместное  внедрение методов управления качеством  в практику работы невозможно, с точки зрения японских специалистов, при наличии следующих пунктов:

  1. Пассивные руководители высшего звена, их желание уйти от ответственности.
  2. Те, кто считает, что самыми простыми путями достижения целей являются такие, которые хорошо им известны.
  3. Те, кто не желает выслушивать мнения других.
  4. Те, кто продолжает жить в феодальном прошлом.

Инструменты управления качеством в японских системах.

В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:

  1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы.
  2. Использование статистических методов контроля над качеством.
  3. Создание системы мотивации.
  4. Поощрение обучения, повышения квалификации.
  5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления.
  6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы.
  7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

Новшества, применяемые в японских системах управления качеством.

В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ - ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура выглядела следующим образом:

 

Наиболее известны следующие японские модели управления качеством:

  1. КРУЖКИ КАЧЕСТВА (Quality Сircle)
  2. Программа «ПЯТИ НУЛЕЙ»
  3. Система JIT (Just-In-Time)
  4. Система КАНБАН

 

Программа «Пяти нулей».

Японская система управления качеством на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

  1. принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
  2. создавать условия для появления дефектов;
  3. передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
  4. вносить изменения в технологию;
  5. повторять ошибки.

Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника.

Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:

  • широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
  • высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством.

 

Система JIT.

Программу «пяти нулей» невозможно было реализовать без максимального использования человеческих ресурсов. И это первым доказал на практике вице-президент фирмы «Тойота» по производству Таичи Охно, создавший концепцию Just-In-Time (JIT) - «делать все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей» (ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов) в организации производства и позволяет сократить время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю. Именно совместная оптимизация качества, издержек производства, пунктуальность и тщательность выполнения работ позволяют, в конечном счете, увеличить долю рынка, производительность и прибыльность производства.

Система JIT ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. При этом под «правильными» понимаются характеристики, которые ожидают как внутренние, так и внешние потребители. Каждая фаза производства в системе JIT заканчивается изготовлением нужной («правильной») детали именно в тот момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час. Все неиспользуемые какое-то время запасы являются непроизводительными расходами и составляют издержки производителя. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади: таков принцип «Тойоты».

В этом суть концепции JIT, означающей все делать только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое требуется непосредственно Вашим потребителям (внутренним и внешним).

Система КАНБАН.

Практически все перечисленные  выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50 % , а товарные - на 8%.

Система КАНБАН начинает изготавливать  конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах:

  • усиленный контроль качества
  • поставка продукции заказчику точно в срок
  • наладка оборудования, исключающая брак
  • сокращение числа поставщиков комплектующих
  • максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.

1.2 Кружки качества в Японии

 

Наиболее эффективным  и массовым методом активизации  человеческого фактора являются кружки качества, появившиеся в 1962 г. в Японии и получившие широкое распространение в мире (более чем в 50 странах).

  Японские кружки качества (сущность понятия «кружок качества» отображена на рис.1):

  • состоят из 8-10 членов - работников одного участка;
  • лидер или избирается, или назначается, членство добровольное;
  • заседания проходят еженедельно в течение одного часа;
  • отрабатывается методика принятия групповых решений, статистических методов;
  • направлены на улучшение коммуникаций среди работников, а также между исполнителями и руководством;
  • обычно практикуется символическое (моральное) вознаграждение за участие в его работе;
  • основное внимание направлено на выявление и решение проблем, напрямую связанных с обнаружением и устранением дефектов, а также на успешную деятельность отдельных работников и подразделения в целом.

    Основные положения  концепции кружков качества сформулировал  в 1962г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу облегчаются взаимодействия и повышается индивидуальная активность и работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики малой группы, как её величина, композиция, каналы коммуникации, межличностные отношения, стиль лидерства и ряд других.

По представлению  К. Исикавы, кружок качества – это группа людей, функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей, которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть организовано широкое соревнование как внутри фирмы, так и в масштабах всей страны. Существенная часть работы кружков – общефирменная образовательная программа. Успехи работы кружков должны широко освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и общенациональными средствами информации и отмечаться различными формами поощрения.

Основная  идея работы кружков качества:

1. Кружки качества вносят  вклад в существенное улучшение  и развитие работы предприятия.

2. Кружки качества позволяют  улучшить моральный климат среди  членов рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности.

Информация о работе Управление качеством