Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:58, контрольная работа
Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований. Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.
Введение 3
1. Управление качеством продукции в Японии. Организация кружков качества, их преимущества и недостатки 5
1.1 Японские модели управления качеством 5
1.2 Кружки качества в Японии 9
1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества 15
2. Правовые основы стандартизации 17
3. Закон РФ «О техническом регулировании», его структура и содержание 22
Заключение 26
Библиографический список 27
5) разработчики нормативных
документов должны соблюдать:
нормы законодательства, правила
в области государственного
6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
7) обязательные требования
стандартов должны быть
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.
Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.
Основополагающие стандарты. В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации РФ», новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г.
Данный комплекс включает следующие документы:
Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.
В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.
Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.
Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.
Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.
Правовое регулирование отношений в сфере применения, установления и исполнения обязательных требований к процессам производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации продукции в российском законодательстве носит название техническое регулирование. Данную область деятельности и соответствующих отношений регулируют Федеральные законы и правовые акты местного значения, к которым относится закон о техническом регулировании, Федеральный закон о промышленной безопасности и т.д.
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 года является основным нормативно-правовым документом, который регламентирует порядок формирования и реализации отношений в этой области и устанавливает соответствующие требования, применимые к указанной деятельности.
Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:
Закон «О техническом регулировании» также определяет права и обязанности участников отношений, регулируемых этим законом.
Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.
Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» отменены Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции, товаров и услуг» 1993 года.
С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» реформируется вся национальная система стандартизации. Это продиктовано необходимостью перехода на принципы стандартизации, принятые в международной практике: изменяются цели и задачи стандартизации в целом, статус стандартов, статус технических комитетов по стандартизации, условия финансирования работ по стандартизации.
Закон о техническом регулировании имеет в своей структуре 10 основных глав, которые подразделяются на 48 статей (таблица 1).
Таблица 1
Структура и краткое содержание
Федерального закона «О техническом регулировании»
Главы |
Статьи |
1. Общие положения |
1.Сфера применения настоящего Федерального закона 2. Основные понятия 3. Принципы технического 4. Законодательство РФ о 5. Особенности технического |
2. Технические регламенты |
6. Цели принятия технических регламентов 7. Содержание и применение 8. Виды технических регламентов (статья утратила силу с 2007 г.) 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов 11. Цели стандартизации 12. Принципы стандартизации 13. Документы в области 14. Национальный орган РФ по стандартизации, технические комитеты по стандартизации |
3. Стандартизация |
15. Национальные стандарты, 16. Правила разработки и 17. Стандарты организаций |
4. Подтверждение соответствия |
18 – 30. |
5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий |
31. |
6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
|
32. Органы государственного 33. Объекты государственного 34. Полномочия органов 35. Ответственность органов |
7. Информация о на- рушении требований технических регламентов и отзыв продукции |
36 - 42 |
8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации; |
43. Информация о документах по стандартизации 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов |
9. Финансирование в области технического регулирования |
45 - 46 |
10. Заключительные и переходные положения. |
47 - 48 |
Общие положения закона установлены статьями главы 1. Так, статьи 1-4 определяют сферу применения настоящего документа, принципы технического регулирования в России и законодательство РФ о техническом регулировании. Кроме того, статья 2 фиксирует основные понятия, применяемые в обсуждаемой области: техническое регулирование, технический регламент, сертификация, стандартизация, аккредитация, фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры, знак соответствия, идентификация продукции, международный стандарт и другое. Статьи 5-5.2 закона устанавливают особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и обеспечения безопасности продукции, и определенных процессов производства, применяемых на территории инновационного центра «Сколково».
Глава 2 закона о техническом
регулировании полностью
Глава 4 закона устанавливает
подтверждение соответствия в области
технического регулирования. Так, статьями
главы зафиксированы цели, принципы
и формы подтверждения
Статями 36-45 глав 7-9 закона о
техническом регулировании