Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований. Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов. Поэтому отмечается тенденция к все более тесному взаимодействию изготовителя изделий с поставщиками сырья, материалов, комплектующих деталей. Это имеет место, как в развитых, так и развивающихся странах, хотя и в разной форме. Не случайно процедуру выбора поставщика международный стандарт предлагает как элемент системы обеспечения качества.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление качеством продукции в Японии. Организация кружков качества, их преимущества и недостатки 5
1.1 Японские модели управления качеством 5
1.2 Кружки качества в Японии 9
1.2.1 Преимущества и недостатки кружков качества 15
2. Правовые основы стандартизации 17
3. Закон РФ «О техническом регулировании», его структура и содержание 22
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

тема 16 Управл Кач готово.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

5) разработчики нормативных  документов должны соблюдать:  нормы законодательства, правила  в области государственного контроля  и надзора, взаимосвязанность объектов  стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно  актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования  стандартов должны быть проверяемы  и пригодны для целей сертификации  соответствия;

8) стандарты, применяемые  на данных уровнях управления, не должны дублировать друг  друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

  • обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
  • определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • унификация конструктивных частей изделий;
  • разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
  • оптимизация технологических процессов  с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования  технико-экономической информации;
  • организация системного обеспечения потребителей  и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для  переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации. 

Основополагающие  стандарты. В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации РФ»,  новая редакция  которого принята  в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г.

Данный комплекс включает следующие документы:

  • ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации РФ. Основные положения».
  • ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов»;
  • ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;
  • ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий».

Принятая в РФ система  стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический  язык, унифицированные ряды важнейших  характеристик продукции, систему  строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему  классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет  три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и  подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также  (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль  в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона  стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты  и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

3. Закон РФ «О техническом регулировании»,

его структура и содержание

 

Правовое регулирование  отношений в сфере применения, установления и исполнения обязательных требований к процессам производства, эксплуатации, перевозки, хранения, реализации и утилизации продукции в российском законодательстве носит название техническое регулирование. Данную область деятельности и соответствующих отношений регулируют Федеральные законы и правовые акты местного значения, к которым относится закон о техническом регулировании, Федеральный закон о промышленной безопасности и т.д.

Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 года является основным нормативно-правовым документом, который регламентирует порядок формирования и реализации отношений в этой области и устанавливает соответствующие требования, применимые к указанной деятельности.

Федеральный закон  «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации и утилизации (жизненный цикл продукции – ЖЦП);
  • разработке, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции и к процессам ее ЖЦП, выполнению работ и указанию услуг;
  • оценке соответствия.

Закон «О техническом регулировании» также определяет права и обязанности участников отношений, регулируемых этим законом.

Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, обороны и национальной безопасности страны.

Со дня вступления в  силу Федерального закона «О техническом  регулировании» отменены Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции, товаров и услуг» 1993 года.

С вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» реформируется вся национальная система стандартизации. Это продиктовано необходимостью перехода на принципы стандартизации, принятые в международной практике: изменяются цели и задачи стандартизации в целом, статус стандартов, статус технических комитетов по стандартизации, условия финансирования работ по стандартизации.

Закон о техническом  регулировании имеет в своей  структуре 10 основных глав, которые  подразделяются на 48 статей (таблица 1).

                 

Таблица 1

Структура и краткое содержание

Федерального закона «О техническом  регулировании»

 

Главы

Статьи

1. Общие  положения

1.Сфера применения настоящего  Федерального закона

2. Основные понятия

3. Принципы технического регулирования

4. Законодательство РФ о техническом  регулировании

5. Особенности технического регулирования  в отношени оборонной продукции…

2. Технические  регламенты

6. Цели принятия технических  регламентов

7. Содержание и применение технических  регламентов

8. Виды технических регламентов  (статья утратила силу с 2007 г.)

9. Порядок разработки, принятия, изменения  и отмены технического регламента

10. Особый порядок разработки  и принятия технических регламентов

11. Цели стандартизации

12. Принципы стандартизации

13. Документы в области стандартизации

14. Национальный орган РФ по  стандартизации, технические комитеты по стандартизации

3. Стандартизация

15. Национальные стандарты, общероссийские  классификаторы технико-экономической и социальной информации

16. Правила разработки и утверждения  национальных стандартов

17. Стандарты организаций

4. Подтверждение   

соответствия

18 – 30.

5. Аккредитация  органов по сертификации и испытательных лабораторий

31.

6. Государственный  контроль (надзор) за соблюдением  требований технических регламентов

 

32. Органы государственного контроля  и надзора за соблюдением требований технических регламентов

33. Объекты государственного контроля  и надзора за соблюдением требований технических регламентов

34. Полномочия органов государственного  контроля (надзора)

35. Ответственность органов государственного  контроля и надзора и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

7. Информация  о на- 

 рушении требований

 технических регламентов и отзыв продукции

36 - 42

8. Информация  о технических регламентах и документах по стандартизации;

43. Информация о документах по  стандартизации

44. Федеральный информационный  фонд технических регламентов и стандартов

9. Финансирование  в  

 области технического регулирования

45 - 46

10. Заключительные   

 и переходные положения.

47 - 48


 

Общие положения закона установлены  статьями главы 1. Так, статьи 1-4 определяют сферу применения настоящего документа, принципы технического регулирования в России и законодательство РФ о техническом регулировании. Кроме того, статья 2 фиксирует основные понятия, применяемые в обсуждаемой области: техническое регулирование, технический регламент, сертификация, стандартизация, аккредитация, фитосанитарные и ветеринарно-санитарные меры, знак соответствия, идентификация продукции, международный стандарт и другое. Статьи 5-5.2 закона устанавливают особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции, в области обеспечения безопасности зданий и сооружений и обеспечения безопасности продукции, и определенных процессов производства, применяемых на территории инновационного центра «Сколково».

Глава 2 закона о техническом  регулировании полностью посвящена  вопросам технического регламента. Статьи 6-7 устанавливают цели принятия технических регламентов, их содержание и применение, статьи 9-10 – порядок разработки, принятия, изменения и отмены регламентов, в том числе, принимаемого нормативным правовым актов органа исполнительной власти или в особом порядке. Цели, принципы и документы в области стандартизации определены статями 11-13 главы 3 закона о техническом регулировании. Статьями 14-17 зафиксированы технические комитеты по стандартизации, национальные стандарты, стандарты организации, правила разработки и утверждения национального стандарта, а также формирования перечня документов в области стандартизации.

Глава 4 закона устанавливает  подтверждение соответствия в области  технического регулирования. Так, статьями главы зафиксированы цели, принципы и формы подтверждения соответствия, знаки соответствия, добровольное и обязательное подтверждение соответствия, виды декларирования и знак обращения на рынке, статья 28 определяет права и обязанности заявителей в сфере осуществления обязательного подтверждения соответствия. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляется на основе статей 31-35 главы 5 закона, где помимо порядка аккредитации и государственного контроля в этой сфере, установлена ответственность органов государственного контроля, при осуществлении надзора за соблюдением требований технических регламентов.

Статями 36-45 глав 7-9 закона о  техническом регулировании регламентируется сфера информационного обеспечения о нарушениях требований технических регламентов, ответственность аккредитованной испытательной лаборатории и форма финансирования деятельности в области технического регулирования. Глава 10 представляет собой заключительное положение закона, статьи которой утверждают переходные положения, приведение отдельных актов в соответствии с документом и сроки вступления закона в силу.

Информация о работе Управление качеством