Управление системой менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение возможностей и ограничений управления системой менеджмента качества.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы, структуру и элементы управления СМК;
– рассмотреть цели, задачи, функции, принципы управления СМК;
– провести исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»;
– разработать рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии ООО «Стрела» и её управлению, с учетом возможностей и ограничений системы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..
1 Теоретические основы менеджмента качества в системе управления…
1.1Содержание и механизм управления СМК………………………….
1.2 Цели, задачи и функции управления СМК…...……………………..
1.3Принципы СМК…………………………………………………….…
2 Исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»……...
2.1 Организационная характеристика предприятия……………...……
2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии………
2.3 Рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии и её управлению..................................................................................................
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованных источников……………………………………….
Приложение А Программа социологического исследования……………..
Приложение Б Анкета «Управление системой менеджмента качества»... 4
9
9
12
16
21
21
24
31
36
38
40
43

Файлы: 1 файл

теория.docx

— 305.93 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………….…..

1 Теоретические основы менеджмента  качества в системе управления…

     1.1Содержание и механизм управления СМК………………………….

     1.2 Цели, задачи  и функции управления СМК…...……………………..

     1.3Принципы СМК…………………………………………………….…

2 Исследование управления  СМК на предприятии ООО «Стрела»……...

    1. Организационная характеристика предприятия……………...……

     2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии………

     2.3 Рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии и её управлению..................................................................................................

Заключение………………………………………………………………..…

Список использованных источников……………………………………….

Приложение А Программа социологического исследования……………..

Приложение Б Анкета «Управление системой менеджмента качества»...

4

9

9

12

16

21

21

24

 

31

36

38

40

43

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что в России внимание к проблемам управления качеством постоянно возрастает, тем более что российские предприятия пока еще имеют отставания в области применения современных методов менеджмента качества. Обеспечение качества всегда было и остается одной из самых сложных задач, с которыми приходится сталкиваться при предоставлении услуг и производстве продукции, современным организациям. Эффективным средством успешного решения этой задачи является применение в организации –  системы управления менеджмента качества (СМК), которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг. Главная задача СМК – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг). Современная СМК объединяет в себе организационную структуру, структуру документации и информационную структуру, а также процессы, влияющие на качество. Для эффективного функционирования эти структуры должны быть взаимосвязаны, полностью охватывать организацию и все процессы.

Управление качеством  является одной из ключевых функций  как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности  любого предприятия.

Управление качеством  является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием –  аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это  положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся  в основе современных систем менеджмента  качества. Работающая система менеджмента  качества может стать реальным инструментом непрерывного совершенствования деятельности предприятия и источником экономических выгод.

Степень научной  разработанности. В области управления качеством накоплен большой опыт исследовательских работ, а в частности                    Ф. У. Тейлор, является основателем общего менеджмента, и менеджмента качества, он создал концепцию научного менеджмента.

В нашей стране много внимания уделялось развитию теории и практики качества, в особенности в отношении  производственного качества. Работы П.Л. Чебышева «Менеджмент систем качества» [23] и А.М. Ляпунова «Основы стандартизации, сертификации, и управление качеством» [17] являются теоретической основой выборочного контроля качества. Они утверждали, что качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов, и для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.

Большой вклад в разработку применяемых в настоящее время  систем управления качеством внесли А.М. Длин, И.Г. Венецкий, В.В. Бойцов, А.В. Гличев, В.В. Окрепилов, и многие другие.  Под управлением качеством продукции они подразумевали постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Сформировали системный подход к менеджменту качества.

А.М. Длин, в своей работе «Научная организация управления качеством» [12], выделял два подхода к управлению качеством – административный, который предусматривает повышение качества выпускаемой продукции до 100 %, выделяются и изучаются этапы и операции, наиболее способствующие появлению брака и дефектов и экономический подход, который базируется на экономических взглядах.

В.В. Бойцов, в статье «Научно-технический  прогресс и повышение качества продукции» [ 2], определяет качество, как одно из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества.

Много статей по данному  вопросу разработал А. В. Гличев «Основы управления качеством продукции» [9], «Комплексной системе управления качеством продукции 30 лет» [11], «Принципы построения системы управления качеством продукции на базе стандартизации» [10] и т.д. Один из инициаторов введения термина квалиметрия для именования науки об измерении качества. Возглавлял группу ученых, разработавших основы комплексной системы управления качеством продукции и осуществлявших её практическое внедрение на предприятиях.

Сравнительно недавно, такими исследователями в области качества как М.Г. Кругловым, В.Д. Мацута, К.М. Рахлиным, М.З. Свиткиным, Л.Е. Скрипко и др., стало уделяться внимание проблемам внедрения систем качества на предприятиях и способам их адаптации.

Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными  корпорациями по программам консультантов  по управлению качеством. В 80-е годы на политику фирм оказали влияние  разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. И с помощью их теорий, основой деятельности ведущих фирм стали такие направления улучшения работы, как заинтересованность руководства высшего звена, образование совета по улучшению качества работы, обеспечение коллективного участия, обеспечение качества функционирования систем управления, обеспечение индивидуального участия, создание системы признания заслуг и др.

Объект исследования: система менеджмента качества.

Предметом является: управление системой менеджмента качества, с учетом её возможностей и ограничений.

Целью курсовой работы является определение возможностей и ограничений управления системой менеджмента качества.

 

Задачи исследования:

– изучить теоретические основы, структуру и элементы управления СМК;

– рассмотреть цели, задачи, функции, принципы управления СМК;

– провести исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»;

– разработать рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии ООО «Стрела» и её управлению, с учетом возможностей и ограничений системы.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую гипотезу исследования следующим образом – управление СМК на предприятии имеет следующие возможности:

– более высокого уровня контроля продукции и услуг;

– использования средств  мотивации для персонала и  его обучению;

– повышения производительности труда;

и ограничения:

– пассивность руководителя предприятия и его формальное отношение к организации СМК;

– недооценка роли обучения персонала методам управления качеством;

– недостаточный уровень материально-технического, технологического обеспечения производства.

Теоретическую     основу     исследования    составляют    работы     П.Л. Чебышева «Менеджмент систем качества» [23], А.М. Ляпунова «Основы стандартизации, сертификации, и управление качеством» [17], А.М. Длин «Научная организация управления качеством» [12], В.В. Бойцов «Научно-технический прогресс и повышение качества продукции» [2],         А. В. Гличев «Основы управления качеством продукции» [9], «Комплексной системе управления качеством продукции 30 лет» [11], «Принципы построения системы управления качеством продукции на базе стандартизации» [10] и др.

Методологическую основу исследования составили принципы объективности и научности, системный и междисциплинарный подход.

Задачи, решавшиеся нами в  ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов – анализ теоретического и фактического материала, анкетирование, анализ документов.

Эмпирическая  база исследования данное исследование проводилось в организации ООО «Стрела» г. Ейска. В нём принимали участие 24 человека.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что для данного исследования был разработан инструментарий и проведено социологическое исследование на предприятии ООО «Стрела» г. Ейска, в результате которого было выявлено осуществление управления системой менеджмента качества, с учетом её возможностей и ограничений.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы в качестве рекомендаций руководителю, для создания и внедрения СМК в производственный процесс предприятия ООО «Стрела» и дальнейшего эффективного управления ей.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, два приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы менеджмента  качества в системе управления

 

1.1 Содержание и механизм управления СМК

 

 

Понятие «управление системой менеджмента качества» охватывает те аспекты общей функции руководства, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, планирование, обеспечение и улучшение качества. Наиболее эффективно реализовать функции менеджмента качества позволяет внедрение системы качества, которая пронизывает все сферы деятельности предприятия. Она играет особую роль, до сих пор не удалось придумать инструмента, который был бы столь же прост и эффективен в попытке достигнуть главной цели – снижения себестоимости производимых продукции или услуг при безусловном удовлетворении всех прихотей потребителя .

Обобщая различные определения, можно сказать, что под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества, это постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование [8, с. 236].

Процесс и система управления качеством представляют собой сложную  совокупность взаимосвязанных контуров управления

Содержание управления СМК заключается в выработке управленческих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.

Управление СМК продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

СМК опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

Механизм СМК происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления [5, с. 123-124].

Механизм управления качеством  продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов  управления, используемых принципов, методов  и функций управления на различных  этапах жизненного цикла продукции  и уровнях управления качеством.

Он должен обеспечивать эффективную  реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

– планирование повышения  качества продукции;

– прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

– разработка и постановка продукции на производство;

– нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

Информация о работе Управление системой менеджмента качества