Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение возможностей и ограничений управления системой менеджмента качества.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы, структуру и элементы управления СМК;
– рассмотреть цели, задачи, функции, принципы управления СМК;
– провести исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»;
– разработать рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии ООО «Стрела» и её управлению, с учетом возможностей и ограничений системы.
Введение………………………………………………………………….…..
1 Теоретические основы менеджмента качества в системе управления…
1.1Содержание и механизм управления СМК………………………….
1.2 Цели, задачи и функции управления СМК…...……………………..
1.3Принципы СМК…………………………………………………….…
2 Исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»……...
2.1 Организационная характеристика предприятия……………...……
2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии………
2.3 Рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии и её управлению..................................................................................................
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованных источников……………………………………….
Приложение А Программа социологического исследования……………..
Приложение Б Анкета «Управление системой менеджмента качества»... 4
9
9
12
16
21
21
24
31
36
38
40
43
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Каждая организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации, такие отношения увеличивают их способность создавать ценности.
Применение данного принципа – это осуществление в организации деятельности, направленной на: идентификацию и выбор основных поставщиков; установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными целями предприятия и общества; установление ясных и открытых контактов; объединение знаний и ресурсов основных партнеров и т.д.
Основной целью данного принципа является изменение стратегии предприятия в отношении взаимодействия с поставщиками [3, с. 19].
Можно сделать вывод, что эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для управления системой менеджмента и применение их на практике не только дает организации непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков.
В данной главе мы рассмотрели содержание, механизмы, принципы, цели, задачи и функции управления СМК. И можем сказать, что сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие в фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции.
2 Исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»
2.1 Организационная характеристика предприятия
Фирма ООО «Стрела», начала свою деятельность в августе 2000 года. Учредителями предприятия являются Королев Виктор Борисович и Королёва Любовь Автономовна. Фирма занимается изготовлением и поставкой масло – жировой промышленности.
Кондитерским цехом
Слоган предприятия: «ООО «Стрела» – это сладкая Халва, пряники, печенье ВСЕМ НА УГОЩЕНЬЕ!!!»
Корпоративная стратегия
организации заключается в
Сегодня ООО «Стрела» это развивающиеся предприятие в г. Ейске. Оно поставляет свою продукцию в Ейский район, г. Краснодар, г. Азов, г. Ростов – на – Дону, Воронеж и Челябинск.
В выбранной организации работает 24 сотрудника, в т.ч. 15 женщин и 9 мужчин; средний возраст которых составляет 35 лет. Заработная плата в среднем составляет порядка 10000 – 12000 рублей.
Вся продукция на предприятии сертифицирована, сертификат соответствия выдан ЗАО КЦСИ «Кубань ТЭС», так же продукция удовлетворяет качеству соответствия показателям органолектичности, пряники соответствуют Госту 15810-96, печенье ОСТу 10-061-95, халва - Госту 8502-44, щербет - Госту - Р - 50230-92, мармелад - Госту 6442-89.
В соответствии с СанПин 2.3.3.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», продукция соответствует всем требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей.
Фирма ООО «Стрела» так же проводит систематическое обучение своих специалистов с целью повышения уровня их квалификации.
Формальная структура
В настоящее время
Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Стрела»
Данная организационная
Плюсами такой системы, является простота управления, единство и четкость распорядительства, личная подотчетность исполнителя одному лицу. К минусам, можно отнести увеличение времени прохождения информации, высокую требовательность к руководителю, он должен быть компетентен во всех областях.
Неформальная структура на предприятии строится на основе личностных особенностей работников, специфики отношений, складывающихся между ними и представлена наличием неформального лидера и различных микрогрупп, возникших по разным причинам – взаимные симпатии, общие интересы, увлечения, привычки и др.
На предприятии ведется
Для более полного представления о предприятии мы рассмотрим в следующем пункте, осуществляется ли управление СМК, с учетом её возможностей и ограничений.
2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии
С целью подтверждения гипотезы исследования была разработана программа исследования (приложение А) и проведено исследование с использованием инструментария, представленного в приложении Б. В исследовании приняли участие 23 сотрудника ООО «Стрела».
Для того чтобы, рассмотреть существует ли на данном предприятии СМК и осуществляется ли управление ей, мы провели анкетирование, взяв за основу восемь основополагающих принципов СМК, которые находятся в основе современных систем менеджмента качества и способствуют достижению целей качества. По нескольким из них (ориентация на потребителя, роль руководства, вовлеченность работников, постоянное совершенствование и соответствию качества), наиболее полно отражающих содержание СМК, определим, осуществляется ли управление СМК, с учетом её возможностей и ограничений.
На первый блок вопросов, посвященных ориентированности на потребителей, были заданны следующие вопросы: «Знаете ли Вы фактических и потенциальных потребителей продукции, выпускаемой предприятием?», все респонденты единогласно – 100% ответили, что имеют представления и знают фактических потенциальных потребителей своего предприятия. Так же они отметили, что новая продукция выходит на рынок редко (так ответило большинство – 78%). Можно сказать, что информированы сотрудники о своих потребителях в достаточной степени, но, а проблему с повышением регулярных поставок новой продукции, можно решить с помощью введения СМК, при её правильном управлении, она будет способствовать увеличению объемов продаж и предотвращению ухудшения качества (снижению дефектности).
Нельзя забывать, что обеспечение
уверенности потребителя в том,
что выпускаемая продукция
Рисунок 3 – Удовлетворение качеством продукции, %
Такие варианты ответов могут
быть вызваны тем, что на вопрос 18
анкеты, сами сотрудники определили качество
продукции, его надежность и экономичность,
полностью соответствующее
Для дальнейшего изучения управления СМК, мы представили второй блок вопросов в котором, нужно было оценить работу руководства организации. И в первом вопросе, для этого мы узнали у подчиненных, считают ли они своего руководителя профессионалом в своей области. Большинство (50%) ответили положительно, 21% – ответили «скорее да, чем нет», 29% – «скорее нет, чем да» (рис. 4):
Рисунок 4 – Профессионализм руководителя, %
Эти результаты не удивительные, т.к. любые сотрудники считают, что рядом с ними должны находиться компетентные руководители и хорошие коллеги, они хотят быть информированы, квалифицированны и ясно представлять себе поставленные перед ними задачи.
Далее респондентам был задан вопрос: «какой из перечисленных стилей управления, использует Ваш руководитель?» и сотрудники определили (87%), что руководитель по отношению к ним использует демократический стиль управления, другие 13% думают, что руководитель использует либеральный стиль.
Эффективность работы руководителя определялась сотрудниками по шкале от 1 до 5 (где 1 – неудовлетворительно, 5 – отлично). Большинство выбрало цифры 3 и 4. Что говорит о среднем показателе эффективности работы руководителя.
На вопрос, о том, советуется ли руководитель с сотрудниками при принятии управленческих решений, все единогласно (100%) ответили «нет».
По результатам оценки нашего руководителя, можно сделать вывод о том, что большинство сотрудников считают его профессионалом в своей области. Эффективность его работы они оценили как среднюю. Большими минусами можно отметить то, что он при принятии управленческих решений не советуется с персоналом и использует власть, основанную на принуждении. Все это говорит о конкретных проблемах в управлении организацией. И если внедрить СМК, то она позволит эффективному распределению внутренних ресурсов, ответственности и полномочий персонала в рамках данной системы, и будет способствовать улучшению управленческих процессов на предприятии.
Наш руководитель не должен забывать, что чем больше сотрудник имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется усилий для их убеждения в дальнейшем. Хороший управляющий должен добиваться того, чтобы его сотрудники считали поставленные цели своими, тогда они могут помочь в их осуществлении.
В третьем блоке, мы определяли уровень вовлеченности работников, где им было предложено на выбор 12 суждений, и мы попросили их отметить «+» и «-» наиболее подходящие каждому. Если на все эти вопросы или хотя бы на первые шесть, сотрудники отвечают «Да», то совершенно не о чем беспокоиться – они вовлечены в дело компании всей душой. Но если же положительных ответов меньше, то руководитель неизбежно столкнется со снижением производительности труда.
Рисунок 5 – Вовлеченность в работу, %
В нашем случае, уровень вовлеченности 60%, наиболее часто было отмечены положительно, такие высказывания, как – «В течение прошедшего года у меня была возможность для учебы, профессионального роста», «В моей компании работает один из моих лучших друзей», «Задачи, которые ставит перед собой компания, позволяют мне чувствовать мою работу важной», и 40% уделили внимание, что рост не поощряется, и о прогрессе в работе не ведутся беседы (рис. 5).
Наш руководитель должен обратить на это внимание, т.к. когда сотрудник не уверен в своем будущем на данном рабочем месте, он начинает самостоятельно строить всевозможные сценарии развития событий, это отнимает у него много времени и душевных сил, а также мешает ему четко следовать поставленной руководством цели. В данном случае СМК смогла бы помочь, после более полной и детальной проверки сотрудников, повысилась не только уровень вовлеченности, но и способствовать эффективной работы всех подразделений.
Один из наиболее эффективных способов увеличить вклад людей в работу организации заключается в оказании помощи их личному развитию. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим мотивом для еще больших достижений. И поэтому, в четвертом блоке вопросов, мы выясняли, каким образом совершенствуются сотрудники в ООО «Стрела» и удовлетворяет ли сотрудников система обучения, подготовки и повышения квалификации. На этот вопрос, 64%, т.е. большинство, дали положительный ответ, 36% ответили отрицательно.
Социально – психологический климат в коллективе – это качество отношений между сотрудниками, которые сопровождают их работу, он отражает степень потенциальной конфликтности, напряжённости в коллективе. Для его определения было предложено сотрудникам ответить на вопрос: «Насколько Вы удовлетворены атмосферой (климатом) сложившимся в организации?». И респонденты ответили следующим образом: 10% удовлетворены полностью, 47% скорее удовлетворены, 32% скорее не удовлетворены,11% не удовлетворены совсем (рис. 6):
Рисунок 6 – Уровень удовлетворенности атмосферой в организации, %
По данным диаграммы видно, что большинство (47%) скорее удовлетворены атмосферой в организации, но так же велик процент (32%) людей недовольных отношениями в коллективе. СМК, так же смогла бы помочь в этом вопросе, т.к. с помощью неё, в работе будет заинтересован не только руководитель, но и вовлечен весь коллектив в целом, буден создана система признания заслуг и все это будет способствовать улучшению атмосферы и психологического климата.
Информация о работе Управление системой менеджмента качества