Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение возможностей и ограничений управления системой менеджмента качества.
Задачи исследования:
– изучить теоретические основы, структуру и элементы управления СМК;
– рассмотреть цели, задачи, функции, принципы управления СМК;
– провести исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»;
– разработать рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии ООО «Стрела» и её управлению, с учетом возможностей и ограничений системы.
Введение………………………………………………………………….…..
1 Теоретические основы менеджмента качества в системе управления…
1.1Содержание и механизм управления СМК………………………….
1.2 Цели, задачи и функции управления СМК…...……………………..
1.3Принципы СМК…………………………………………………….…
2 Исследование управления СМК на предприятии ООО «Стрела»……...
2.1 Организационная характеристика предприятия……………...……
2.2 Анализ организации и управления СМК на предприятии………
2.3 Рекомендации по созданию и внедрению СМК на предприятии и её управлению..................................................................................................
Заключение………………………………………………………………..…
Список использованных источников……………………………………….
Приложение А Программа социологического исследования……………..
Приложение Б Анкета «Управление системой менеджмента качества»... 4
9
9
12
16
21
21
24
31
36
38
40
43
– технологическая подготовка производства и д.р.
Для характеристики механизма управления
качеством продукции
Рисунок 1 – Механизм управления качеством продукции
К числу общих подсистем
механизма управления качеством
продукции необходимо отнести подсистемы
прогнозирования и планирования
технического уровня и качества продукции,
регулирования качества продукции
непосредственно в
В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.
Обеспечивающие подсистемы
механизма управления качеством
продукции включают в свой состав
подсистемы правового, информационного,
материально-технического, метрологического,
кадрового, организационного, технологического
и финансового обеспечения
Роль качества в современной
ситуации заключается в том, что
при непрерывном процессе повышения
качества выпускаемой продукции
повышается конкурентоспособность
предприятия, которая в свою очередь
приводит к повышению доходов
со всеми вытекающими
1.2 Цели, задачи и функции управления СМК
Управление СМК представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. В этой связи, при проектировании и анализе систем управления, в том числе и системами управления маркетинговыми процессами, ведущую роль начинают играть методы моделирования таких систем.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства [11, с 54].
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Управление СМК – те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества, в рамках системы качества. Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.
СМК призвана обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и «настраивать» это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
Цель управления СМК – достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителя, сотрудников, владельцев и общества. Так же целью является соответствие результатов процессов компании потребностям потребителя, организации и общества.
К задачам управления СМК относится:
– разработка и утверждение политики и целей в области качества;
– вовлечение всего персонала предприятия в процесс создания СМК;
– обучение персонала положениям СМК;
– определение и идентификация
процессов СМК посредством
– разработка документации СМК и др.
Управление СМК продукции включает следующие функции:
– функции стратегического, тактического и оперативного управления;
– функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, а также информационно-контрольные функции;
– функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;
– функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям [22, с. 265].
Так же к числу основных функций управления качеством, входят:
Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества. В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:
– система качества(Quality System);
– система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
– обеспечение качества (Quality Assurance);
– всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);
– статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
– полное (сквозное, тотальное)
управление качеством и
– интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
– управление качеством (Quality Control);
– система обеспечения качества (Quality Assurance System);
– менеджмент системы качества (Quality System Management) и др.
Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, отражающую сущность разных методов, используемых для решения различных проблем управления качества [21, с. 76].
Управление СМК как системой состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.
Организация – это группа
сотрудников и необходимых
Процесс – совокупность
взаимосвязанных и
Документ – информация
(значимые данные), размещенная на соответствующем
носителе. С документами системы
качества должны быть связаны другие
организационно-
Ресурсы СМК – все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные и др.) [24, с. 23].
Таким образом, мы рассмотрели и выяснили, что управление СМК – это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей.
1.3 Принципы СМК
Чтобы добиться успеха в успешном руководстве организацией и ее функционирования необходимо направлять ее деятельность и осуществлять систематическое руководство ясным и понятным способом, путем внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной с целью постоянного улучшения ее деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Системной основой менеджмента качества являются 8 принципов, которые были определены для того, чтобы высшее руководство могло пользоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1. Ориентация на потребителя.
Любая организация, в условиях рыночной экономики, должна выполнять запросы потребителей и стремиться превзойти их ожидания. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать настоящие и будущие запросы потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Одной из задач, реализуемых системой качества, всегда являлось обеспечение уверенности потребителя в том, что выпускаемая продукция соответствует установленному уровню качества.
2. Лидирующая роль руководства.
Руководители организации должны создать в организации микроклимат, поддерживать внутреннею среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации.
Применение этого принципа требует: демонстрации приверженности качеству собственным примером; понимания и реагирования на внешние изменения; ориентации на потребности всех заинтересованных сторон; четкого определения прогноза будущего своего предприятия; обеспечения персонала необходимыми ресурсами; обучения и карьерного роста людей и т.д. Но на практике чаще всего бывает, что вопросами качества и функционирования системы качества руководитель фирмы начинает заниматься тогда, когда в этом наступает необходимость, вызванная либо требованиями контракта, либо приказами вышестоящих организаций.
3. Вовлеченность работников.
Весь персонал – от высшего руководства до рядового сотрудника – должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.
Применение данного принципа – это осуществление в организации деятельности, направленной на: обеспечение понимания персоналом важности собственного вклада и роли организации; определение ответственности каждого за результаты своей деятельности; привлечение персонала к решению проблем; создание условий для свободного обмена знаниями и опытом и т.д.
Именно люди должны рассматриваться как самое большое богатство и ценность предприятия, и поэтому очень важно обеспечить наилучшее использование их возможностей, что в результате принесет предприятию максимальную пользу.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующими ресурсами и видами деятельности управляют как процессами.
Применение этого принципа – это осуществление на предприятии деятельности направленной на: определение процессов, необходимых для выпуска продукции; установление четкой ответственности и полномочий для управления процессами; определение входов и выходов (результатов) процессов; определение внутренних и внешних поставщиков и потребителей процессов и т.д. Суть этого подхода заключается в том, что выполнение каждой работы рассматривается как процесс, а функционирование организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных процессов, необходимых для выпуска продукции, которая обеспечивает взаимосвязь всех видов деятельности, их согласованность и направленность на достижение целей организации. Подход удобен для осуществления контроля за использованием каждого вида ресурсов, проводить анализ и поиск возможностей для снижения затрат на производство продукции и оказание услуг [14, с. 89-90].
5. Системный подход к менеджменту.
Эффективность деятельности организации можно повысить за счет создания и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.
Применение данного принципа – это осуществление в организации деятельности, направленной на: непрерывное улучшение системы посредством измерения и оценивания; структурирование системы путем установления и разработки системы процессов; установление целей и определение того, как должны взаимодействовать конкретные службы в системе для достижения установленных целей и др. Данный принцип делает возможным полное использование обратной связи и потребителем для выработки стратегических планов предприятия и планов по качеству с учетом планирования по качеству каждой составной части системы.
6. Постоянное совершенствование.
Деятельность по улучшению
должна рассматриваться как
Применение этого принципа – это осуществление на предприятии деятельности, направленной на: установление целей по управлению и изменению постоянного улучшения; оценку, признание и подтверждение улучшений; использование согласованного подхода к постоянному улучшению во всей организации; предоставление работникам возможности обучения методам и средствам постоянного улучшения, статистические методы и т. д. Для стимулирования процесса улучшения руководство само должно участвовать в этом процессе, ставить конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе улучшения, выделять необходимые ресурсы для реализации этих задач, а также признавать достигнутые улучшения.
7. Принятие решений, основанное на фактах.
Этот принцип означает, что на предприятии должна создаваться полноценная и достоверная информационная база. Это не исключает и интуицию в принятии решений, а также использование прошлого опыта, но на предприятии должен быть разумный баланс аргументов, используемых для принятия решений, формируемых на основе анализа фактов, опыта и интуиции.
Применение данного принципа – это осуществление в организации деятельности, направленной на: организацию мониторинга, измерений, сбор данных и информации; обеспечение уверенности в достоверности и точности данных и информации; использование апробированных методов для анализа данных и информации и т.д. Данный принцип является наиболее сложным для реализации. Состав и содержание, установленный порядок сбора, обработки и хранения данных и информации определяют эффективность управления [1, с. 17].
Информация о работе Управление системой менеджмента качества