Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - оценка социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотрена сущность и основные признаки социально- экономического развития региона;
- рассмотрены показатели социально- экономического развития региона;
- проведен статистический анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к оценке социально-экономического развития региона (муниципального образования) 5
1.1. Сущность и основные признаки региона (муниципального образования) 5
1.2 Показатели социально-экономического развития региона (муниципального образования) 9
2. Статистический анализ социально-экономического развития регионов 14
2.1. Социально-экономическое развитие Новосибирской области 14
2.2. Оценка социально-экономического развития Сахалинской области 21
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

статистика_социально-экономическое развитие.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Информационную  базу для построения индекса качества жизни составляют материалы органов государственной статистики (статистические ежегодники), результаты экспертных опросов, а также данные выборочных обследований населения. [16]

Наиболее эффективным  способом организации сбора необходимой информации является мониторинг качества жизни населения.

Для обеспечения  комплексности охвата социально  – экономического развития региона  помимо указанных интегральных показателей  предлагается совокупность дополнительных частных показателей в разряде  основных секторов экономики региона, административно – территориальных образований и направлений финансово – экономических потоков, в том числе: сектор домашних хозяйств (население); реальный сектор (в разрезе наиболее существенных отраслей и подотраслей хозяйственного комплекса региона); сектор государственного управления; сектор финансовых корпораций; социально-экономический микрорайон (управленческий округ); муниципальный округ (муниципальный район); городское (сельское) поселение; социально-экономические связи региона с остальными миром, в том числе материальные и финансовые потоки, показатели долей рынков, которые занимают предприятия региона и пр.

Количественные показатели развития интеллектуального потенциала включают удельный вес выпускников  системы профессионального образования, устроившихся по специальности. К качественным показателям относится востребованность дипломированных специалистов. Эффективность гражданского образования определяется внедрением в социальную практику образцов конвенционального поведения и гражданской активности. Индикаторами являются показатели: снижение количества асоциальных семей, социальных сирот, младенческой смертности. [21]

За последние годы появилось  значительное количество отечественных  или специально адаптированных к  российским реалиям зарубежных методов оценки уровня социально-экономического развития региона.  Стандартным методом его оценки является оценка уровня производства. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран  заставляют при оценке развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни.

Исходя из того, что целью  развития любого региона является повышение качества жизни населения, можно выделить две основных группы показателей, на основе которых возможно проводить оценку уровня социально-экономического развития региона: группа показателей, характеризующих качество жизни населения и группа,  отображающая инвестиционную привлекательность региона. Обобщение и анализ существующих методов оценки уровня развития региона, позволил выделить среди установленных групп показателей наиболее часто применяемые. Первая группа социальных показателей: покупательная способность населения, уровень бедности и уровень безработицы широко распространены и приняты в статистике. Группа показателей, характеризующая бизнес-климат региона, представлена: числом убыточных предприятий, что характеризует предпринимательскую инициативу и предпринимательский климат в регионе; инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками, а также объемом инвестиций, свидетельствующих об инвестиционной деятельности и привлекательности региона, являясь при этом  рейтинговой оценкой в области инвестиций.  [11]

Таким образом, для оценки уровня социально-экономического развития региона с учетом выбранной целевой  установки, возникает необходимость  в разработке методики оценки с использованием обоснованной системы показателей регионального развития.

 

2. Статистический анализ социально-экономического развития регионов

2.1. Социально-экономическое развитие Новосибирской области

Новосибирская область на протяжении большей части  ХХ в. была одним из наиболее динамично  развивающихся регионов  России. В конце 80-х годов по комплексной оценке экономического потенциала она находилась  в первой десятке  регионов  РСФСР1 и имела имидж региона с прогрессивной структурой  хозяйства,  сильным научно-образовательным потенциалом  и интенсивным сельским хозяйством – на душу населения здесь производилось сельскохозяйственной продукции примерно на четверть больше, чем в среднем по РСФСР.

В период рыночных реформ высокий  потенциал региона оказался невостребованным и стал быстро разрушаться. Если в 1994 г. в Новосибирской области валового регионального продукта на душу населения производилось около 90% от среднероссийского уровня, то к  1996 г. этот показатель снизился уже до 87, а к 2002 г. – до 75,6%. Особенно пострадали базовые отрасли машиностроения, составляющие основу высокотехнологичного производства, – приборостроение, электроника и микроэлектроника. Стали убыточными почти все предприятия, выпускавшие электронную и радиотехническую продукцию. Существенно увеличилась степень износа производственного аппарата в промышленности, произошло заметное обветшание городской инфраструктуры. Резко сократились объемы промышленного и гражданского строительства. Под воздействием этих факторов, имеющих в основном внешний характер, область в середине 90-х годов вошла в категорию «новых депрессивных регионов».

В 90-е годы произошло качественное изменение специализации Новосибирской  области: из мощного промышленного центра России она превратилась в регион, обслуживающий сферу обращения и финансы, межрегиональную торговлю, усилились позиции региона как крупного транспортного центра. В результате в экономике области значительно выросла доля услуг в структуре валового регионального продукта (с 40,2% в 1995 г. до примерно 60% в 2005 г.).

Таковы были стартовые  условия, в которых стала работать новая исполнительная и законодательная власть  Новосибирской области в 2000 г. Она столкнулась со сложной проблемой реализации новой социально-экономической и налогово-бюджетной политики с целью  восстановления производственного потенциала региона и ускоренного преодоления последствий кризиса переходного периода.

В результате последовательной модернизации экономической политики в последние годы Новосибирская область демонстрировала высокие темпы роста в промышленности, сельском хозяйстве, торговле; увеличились инвестиции в реальный сектор экономики; возросли реальные доходы населения; улучшились финансовые показатели предприятий и организаций, что способствовало росту доходной базы  региона; начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. Начиная с 2001 г.  темпы роста ВВП и промышленности региона заметно превышали среднероссийские (рис. 1.1 и 1.2), улучшились позиции области в Сибирском федеральном округе (СФО). Задача удвоения валового регионального продукта здесь будет фактически решена не за десять, а за восемь лет.

Рисунок 2.1 – Темп прироста  основных экономических показателей (2011 к 2001 году)

 

В последние годы область входила в число наиболее динамичных регионов России по изменению инвестиционного риска. В 2001–2011 гг. отставание Новосибирской области от среднего по России уровня по показателям душевого производства промышленной продукции заметно уменьшилось. Существенно усилились позиции  региона по душевым показателям розничного товарооборота и платных услуг. По индексу экономического развития область перешла на 19-е место среди 88 субъектов Федерации. 

Заметно усилилась  действенность инновационной политики региона.

В последние  два года наблюдались существенный рост реальных располагаемых денежных доходов населения и снижение показателя уровня бедности. В  2011г. среднедушевые доходы относительно уровня 2005 года выросли на 62,3%, реальные располагаемые денежные доходы населения  – примерно на 29,3%, среднедушевые доходы превысили величину прожиточного минимума в 2,3 раза. Заметно (на 13  п.п. – до 21,7%) сократилась за три последних года численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума.

Тем не менее  в целом по соотношению среднедушевых  доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Новосибирская область находится лишь в середине списка всех субъектов Российской Федерации. Самой неблагоприятной тенденцией являются усиление социального расслоения и увеличение дифференциации населения региона по доходам. На долю 10% наиболее обеспеченного населения области приходится 28% всего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных граждан – всего 2,3%.

Хотя в последние  годы Новосибирская область демонстрировала более высокие, чем в среднем по стране, темпы жилищного строительства (в 2006 г. область вышла на рубеж сдачи 1 млн кв. м общей площади, всего за два последних года сдано 1,7 млн кв. м), в регионе сохраняется заметное отставание от среднероссийского уровня  по обеспеченности жильем.

Разрыв между  показателем производства ВРП на душу населения в Новосибирской  области и его среднероссийским уровнем в последние годы сократился, однако остается достаточно ощутимым. Это весьма тревожный индикатор уровня и качества экономического роста в регионе. Хотя в области сохраняется более высокий, чем в среднем по стране, уровень производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя, это опережение стало уменьшаться. Ситуация в сельском хозяйстве  остается сложной, сокращаются посевные площади и поголовье скота, сохраняется большая задолженность по оплате труда.

Таким образом, в настоящее время Новосибирская  область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимы

    • наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах  и системах мероприятий;
    • существенное совершенствование системы регионального управления, так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;
    • эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

В целом позиции  Новосибирской области в экономике  России характеризуются представленными данными, в табл. 1.1.

Таблица 1.1.-Позиционирование Новосибирской области в экономическом пространстве России (современное состояние)

Показатель

Место в РФ

Результирующие  показатели

 

Доля в ВРП  Российской Федерации

2-я десятка (18 )

Доля в населении Российской Федерации

2-я  десятка  (16 )

Лидерство

 

Число организаций, занимающихся исследованиями и разработками и численность персонала в них

1-я пятерка

Количество  малых предприятий

1-я пятерка

Число лиц с  высшим образованием на 10000 чел. населения

1-я десятка

Производство  зерна и мяса

1-я десятка

Объем розничного товарооборота и услуг на душу населения

1-я десятка

Объем грузо- и  пассажироперевозок (железнодорожным  и авиационным транспортом)

1-я десятка

Средние позиции

 

Место региона  по уровню инновационной активности

3-я десятка

Объем внешнеэкономической  деятельности

4-я десятка

Отставание

 

Удельный вес  населения с доходами ниже прожиточного минимума

5-я десятка

Интегрированный уровень относительной кредитоспособности региона

5-я десятка

Густота автодорог  общего пользования с твердым покрытием

6-я десятка


 

Серьезными  и специфическими проблемами развития Новосибирской области (помимо отмеченных выше социальных проблем) являются:

    • существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям. Занимая лидирующее место в России по основным характеристикам научного потенциала, по числу использованных в производстве передовых технологий  область заметно отстает от таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Нижегородская области;
    • несоответствие потенциала качественных услуг в области медицины, образования, бытового обслуживания, отдыха относительно низкому платежеспособному спросу населения региона;
    • сильная загруженность основных транспортных артерий г. Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах. По густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие являются показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) область занимает место лишь в шестом десятке регионов РФ и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста.

Отмеченные  выше благоприятные возможности  перспективного развития Новосибирской области  могут снижаться под воздействием  следующих внешних и внутренних потенциальных угроз:

      • дальнейшего неконтролируемого роста сферы услуг (в основном торгово-посреднических), что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей  развития реального сектора экономики региона и усилению социального расслоения общества;
      • ускоренного развития Новосибирской городской агломерации в ущерб гармоничному развитию других территорий и сельских поселений области;
      • усиливающейся конкуренцией российских регионов за привлечение  финансовых ресурсов и инвестиций;
      • возможного бурного экономического роста других регионов Сибири, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем);
      • возможной смены парадигмы государственной поддержки отечественной науки, что может привести к резкому сокращению федерального финансирования институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирской области. При этом сохраняется угроза «утечки мозгов» из интеллектуальной сферы региона;
      • отсутствием федеральной поддержки крупных инвестиционных проектов национального значения;
      • роста неконтролируемой миграции из КНР и Среднеазиатских стран СНГ.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей