Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - оценка социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- рассмотрена сущность и основные признаки социально- экономического развития региона;
- рассмотрены показатели социально- экономического развития региона;
- проведен статистический анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические подходы к оценке социально-экономического развития региона (муниципального образования) 5
1.1. Сущность и основные признаки региона (муниципального образования) 5
1.2 Показатели социально-экономического развития региона (муниципального образования) 9
2. Статистический анализ социально-экономического развития регионов 14
2.1. Социально-экономическое развитие Новосибирской области 14
2.2. Оценка социально-экономического развития Сахалинской области 21
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

статистика_социально-экономическое развитие.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Оценка социально-экономического развития Сахалинской области

 

Сахалинская область  занимает остров Сахалин, Курильские острова. Омывается Охотским и Японским морями, Тихим океаном.

Природные условия. Вдоль берегов о. Сахалин протянулись Западно-Сахалинские горы (гора Онор, высота до 1330 м,) и Восточно-Сахалинские горы (самая высокая точка острова — гора Лопатина, 1609 м), разделенные Тымь-Поронайской и Сусунайской низменностями. Большая часть Курильских островов гориста (наивысшая точка – гора Алаид, 2339 м); известно около 160 вулканов, 40 из которых действующие; высокая сейсмичность. На территории области много озер, болот. Главные реки: Тымь, Поронай (о. Сахалин).

Климат умеренный муссонный; средняя температура января от –6 (на юге) до –24 градусов (на севере), средняя температура августа от +19 (на юге) до +10 градусов (на севере); количество осадков – на равнинах около 600 мм в год, в горах до 1200 мм в год. На территории области распространены редкостойная лиственничная тайга (на севере), леса из аянской ели и сахалинской пихты (в центральной части), широколиственные леса с лианами (на юго-западе); в горах – заросли каменной березы и кедрового стланика.

Население. Население региона составляет 514,5 тыс. человек (оценка на 1 января 2009 г.) в т. ч.: 402,2 тыс. человек – городское, а 112,3 тыс. человек – сельское. Национальная структура населения (по переписи на 9 октября 2002 г.), процентов: русские – 84,3, корейцы – 5,4, украинцы – 4,0, нивхи – 0,4, ульта (ороки) – 0,1, эвенки – 0,04 , нанайцы – 0,03, другие национальности – 5,8.

Муниципальное устройство и крупнейшие города. В регионе по данным на 1 января 2008 г. насчитывается 25 муниципальных образований, в т. ч.: муниципальных районов – 2, городских округов – 17, городских поселений – 3, сельских поселений – 3.

Наиболее крупные города (тыс. человек – оценка на 1 января 2008 г.): Южно-Сахалинск – 173,8, Корсаков – 35,1, Холмск – 31,8, Оха – 26,4, Невельск – 16,7.

 Недостаточная  кадровая обеспеченность и низкая  инфраструктурная обустроенность  территории на Сахалине отягощается  островным положением области,  отсутствием устойчивой круглогодичной  связи внутри самого региона.  Помимо биологических ресурсов  моря, по которым Сахалин находится на первом месте в России, главным ресурсом является наиболее востребованное экономикой углеводородное топливо. По запасам древесины область занимает 26-е место в России. Однако в Сахалинской области практически полностью отсутствует значительный спектр рудных минерально-сырьевых ресурсов, незначительны гидроэнергетические ресурсы, запасы нерудных полезных ископаемых, что в целом снижает общий ресурсный потенциал области.

Основные отрасли  промышленности: пищевая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, топливная, производство стройматериалов.

Ведущее направление  сельского хозяйства – животноводство. Развиты пушное звероводство, оленеводство. Выращивают картофель, овощи, кормовые культуры.

Доля региона  в производстве отдельных видов продукции в РФ. На долю области приходится 15,3% улова рыбы и добычи других морепродуктов в стране, 7,3% производства консервов и пресервов рыбных и из морепродуктов.

Инвестиционный  рейтинг региона — 3С1, что означает пониженный потенциал - высокий риск. Среди субъектов РФ по инвестиционному риску регион занимает 69-е место, по инвестиционному потенциалу – 53-е место. Наименьший инвестиционный риск –– управленческий, наибольший социальный. Наибольший потенциал – природно-ресурсный.

Антикризисная устойчивость. По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе роста, по рейтингу экономической устойчивости – к группе роста, по рейтингу социальной устойчивости – к группе значительного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе роста.

Напряженность на рынке труда региона отсутствует. В первом квартале 2009 г. на 1000 вакантных  рабочих мест приходилось 885 зарегистрированных безработных, против 1029 в первом квартале 2008 г.

Предприятия, которые  могут претендовать на предоставление государственной гарантийной поддержки (список Минрегионразвития РФ на конец августа 2010 г.):

  • ЗАО «Трансстрой-Сахалин»
  • ООО Cтроительно-коммерческая фирма «Сфера»
  • ОАО «Сахалинская коммунальная компания»
  • ОАО Cтроительно-монтажное управление «Дальэлектромонтаж»

Особенностями природно-ресурсного потенциала островов Сахалинской области  и прилегающих к ним континентального шельфа и исключительной экономической зоны являются: многокомпонентность образующих его природных ресурсов, большие по величине и экономической ценности запасы возобновляемых и невозобновляемых видов природных ресурсов. Природные ресурсы в значительных масштабах используются в экономике области и Российской Федерации, многих зарубежных стран и одновременно являются крупными структурными элементами глобальных экологических систем Земли.

Широкое использование  имеющихся в области земельных, водных, минеральных, биологических  и рекреационных ресурсов позволяет  обеспечивать основные потребности  областной экономики и населения, поддерживать необходимый уровень экспорта в регионы России и государства Дальнего и Ближнего зарубежья2.

Численность населения  области на 1 января 2012 года составила 519,9 тыс. человек, из которых 406 тыс. человек (78%) проживало в городской местности, 113,9 тыс. человек (22%) - в сельской.

Плотность населения  области - 6 чел./кв. км. Для сравнения: в среднем по России плотность  населения составляет 8,4 чел./кв. км, в Дальневосточном Федеральном  округе - 1,1 чел./кв. км.

В южных районах острова, наиболее благоприятных для проживания и более удобных для освоения, составляющих 20% его общей территории, сконцентрировано около 60% населения, 75% предприятий промышленности и более половины сельскохозяйственного потенциала.

Средний возраст населения  области составляет около 36 лет, в том числе, женщин - 38 лет, мужчин - 34 года. В экономике области занято 259 тыс. человек, или около 70% трудоспособного населения.

Таблица 2.2

Таблица показателей  областного бюджета Сахалинской  области на 2011 год 3

Наименование доходов

 

 

Прогноз на 2011 год (тысяч рублей)

Удельный вес  в общей сумме доходов (%)

1

2

3

4

Налоговые доходы

1600023

1568500

47,700

1.Налоги на  прибыль (доход) прирост капитала

992639

933639

28,400

2. Налоги на  товары и услуги              Лицензионные и регистрационные сборы

179254

175754

5,300

3. Налоги на  совокупный доход

89142

87448

2,700

4. Налоги на  имущество

71928

71106

2,210

5. Платежи за                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 пользование природными ресурсами

389006

300553

9,100

Неналоговые доходы

221006

243116

7,400

1. Доходы от  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций

167883

199823

6,000

2.  Доходы  от продажи земли и нематериальных  активов

90

70

0,002

3. Штрафные санкции  возмещение ущерба

51003

43009

1,300

4. Прочие неналоговые  доходы

390

214

0,007

 Итого налоговых  и неналоговых доходов

1821029

1811616

55,100

5. Безвозмездные  перечисления

1289012

1474205

44,900

6. Доходы целевых  бюджетных фондов

-

-

-

Всего доходов

3110041

3285821

100,000


 

Рисунок 2.2. – Структура доходов областного бюджета Сахалинской области

 

Как видно из таблицы 2.2. и рисунка 2.2., только 47,7 % от общего объема доходов приходится на налоговые доходы, при этом 28,4 % доходов областного бюджета - налог на прибыль (доход), прирост капитала. Далее среди доходов области выделяются платежи за пользованием природными ресурсами, налоги на товары и услуги и другие. Среди неналоговых доходов основная доля приходится на доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций (6,0 %).

Средства федерального фонда финансовой поддержки регионов составляют в структуре доходов  бюджета 44,9 % или 1474205 тысяч рублей, что  свидетельствует о недостаточной  финансовой самостоятельности области.

Практика ряда лет показывает, что в процессе исполнения федерального бюджета фонд финансовой поддержки регионов субъектов  РФ формируется в суммах, существенно  меньших, чем предусматривалось  при утверждении  федерального бюджета  и субъекты Федерации недополучают значительные суммы, из-за чего они вынуждены сокращать свои расходы.

В Сахалинской  области право введения изменений в областной бюджет принадлежит губернатору Сахалинской области. В течение финансового года вносится не менее двух изменений в закон о бюджете Сахалинской области.

Согласно проекту  закона Сахалинской области о  бюджете на 2001 год, предельный размер дефицита бюджета установлен в сумме 161428 тысяч рублей или 8,9 % от объема доходов  бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Таблица 2.3

Таблица показателей  областного бюджета Сахалинской  области на 2011 год 4

Наименование  расходов

       Прогноз на 2011  год 

   Удельный  вес в   общей сумме  расходов ( %)

1

2

3

1.Государственное  управление и местное самоуправление

199353

5,78

2.Национальная  оборона

5747

0,17

3.Правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности  государства

94987

2,76

4.  Фундаментальные  исследования и содействие НТП

808

0,02

5.  Промышленность, энергетика и строительство

572973

16,62

6.Сельское хозяйство  и рыболовство

114838

3,33

7.Охрана окружающей  среды и природных  ресурсов, гидрометеорология, картография,  геодезия

17960

0,52

8.Транспорт,  дорожное хозяйство, связь и  информатика

79525

2,30

9.Развитие рыночной  инфраструктуры

500

0,01

10.Жилищно-комунальное  хозяйство

21285

0,50

11.Предупреждение  и ликвидация ЧС и последствий  стихийных бедствий

7199

0,20

12.Образование

93099

2,70

13.Культура, искусство  и кинематография

54431

1,58

14.Средства массовой  информации

9464

0,27

15.Здравоохраненеи и физическая культура

262805

7,62

16.Социальная  политика

104130

3,02

17.Мобилизационная  подготовка экономики

9820

0,28

18.Прочие расходы

609811

17,69

19.Бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней

100000

2,90

20.Финансовая  помощь бюджетам других уровней

1088514

31,57

ВСЕГО РАСХОДОВ

3447249

100,00


 

Обратимся к  структуре расходов областного бюджета  Сахалинской области. Анализ структуры  расходов областного бюджета показывает, что основные затраты приходятся на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней – 31,57 %.  Среди  остальных расходов наибольший  удельный вес занимают прочие расходы (17,69 %), расходы на промышленность, строительство и энергетику (16,62 %), здравоохранение и физическую культуру (7,62 %), сельское хозяйство и рыболовство (3,33 %) и на социальную политику (3,02 %).

Обращает  на себя внимание распределение компетенции  при финансировании расходов между областным и местными бюджетами. Преимущественно из областного бюджета финансируются расходы на:

- правоохранительную  деятельность и обеспечение безопасности  государства;

-  фундаментальные исследования и содействие НТП;

- промышленность, энергетика и строительство;

- сельское хозяйство  и рыболовство;

- транспорт,  дорожное хозяйство, связь и  информатика;

- развитие рыночной  инфраструктуры;

- предупреждение  и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; мобилизационная подготовка экономики.

Расходы, непосредственно  связанные с жизнеобеспечением  и социальными потребностями  населения (ЖКХ, образование, социальная политика), приходятся на местные бюджеты. В связи с перераспределением расходов на уровень местных бюджетов, областной бюджет  выделяет им средства в виде финансовой помощи, направляемые на финансирование этих расходов.

Важная характеристика структуры расходов бюджетов субъектов  РФ – их распределение на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Расходы, включаемые в бюджет текущих расходов на 2011 год составят 3275511 тысяч рублей или 95,02 % к общим расходам бюджета области. Они включают все имеющиеся статьи расходов. Расходы, включаемые в бюджет развития составляют 4,98 % к общим расходам бюджета на 2011 год (прогноз). К ним относятся почти все статьи расходов бюджета, за исключением расходов на фундаментальные исследования и содействие НТП, развитие рыночной инфраструктуры, предупреждение и ликвидацию ЧС и последствий стихийных бедствий,  финансовую помощь бюджетам других уровней.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди налоговых доходов  преобладают налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и  налог на доходы физических лиц. Около  половины доходов бюджета составляют перечисления из федерального бюджета.

Основной функцией областного бюджета является регулирование  доходов местных бюджетов, которое  осуществляется через перераспределение  бюджетных ресурсов. Расходы на финансовую помощь местным бюджетам составляют более одной четвертой всех расходов бюджета.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития Новосибирской и Сахалинской областей