Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:29, курсовая работа
Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА……............................................................4
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ………………………………………….6
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА……………….….9
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………..11
СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЙОНА………………………………………..15
Машиностроение и металлообработка.…………………..…………………………….15
Химическая и нефтехимическая промышленность …………………………….……..16
Легкая промышленность…….…………………………………………………………..17
Топливно-энергетический комплекс……………………………………………………18
Пищевая промышленность………………………………………………………………18
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………………………………………20
Глава 2. ХАРАКТЕИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………...21
2.1 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………….…...21
2.2 РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………………………….…23
2.3 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………..……………………………………25
2.4 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………….…………………………..25
2.5 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ…………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..…....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...31
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА»
Дисциплина «РЕГИОНАЛИСТИКА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической географии транспорта
на тему : «Центральный экономический район.
Центральная железная дорога»
Выполнили студентка
факультета ЭСУ
группа МЧБ-310
Руководитель
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РАЙОНА……......................
Глава 2. ХАРАКТЕИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ
СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЙОНА…………………………………………………………….
2.1 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………….…
2.2 РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………………
2.3 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………..…………………………
2.4 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………….…………………………
2.5 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ……………
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
Ныне Центральный
Среди новых особенностей экономико-географического положения района - ослабление его центральных функций после распада СССР и начала демократизации, а также децентрализация хозяйства, повышение роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.
Центральный экономический
район (ЦЭР) расположен на пересечении
водных и сухопутных дорог, которые всегда
способствовали сближению обширных русских
земель, развитию торговли и других видов
экономических связей.
Среди новых особенностей экономико-географического
положения района — ослабление его центральных
функций после распада СССР и начала демократизации,
а также децентрализация хозяйства, повышение
роли периферийных территорий и переход
к самоуправлению регионов.
Одновременно ЦЭР стал приграничным: он
граничит с Беларусью и Украиной. Из российских
регионов ЦЭР граничит с Северо-западным,
Северным, Волго-Вятским, Поволжским и
Центрально-Черноземным районами, с которыми
развиваются интенсивные хозяйственные
отношения и образуются межрегиональные
ассоциации.
В состав Центрального экономического района входит 12 областей:
Центр экономического района - город Москва.
Население – 30,5 млн. человек (по данным на 2010 г.).
Площадь – 486 тыс. кв. м.
Города-миллионеры – Москва , Санкт-Петербург.
Основные отрасли
Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в тектоническом отношении представляет собой часть обширной Русской платформы. Хотя в целом Центр является равнинным районом, в его пределах можно довольно ясно различить разные по характеру рельефа области. На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой примыкают обширные низины. Южнее в широтном направлении через Смоленск, Вязьму и далее тянется Смоленская возвышенность. На юго-западе в пределы Центра заходит краем Приднепровская низменность. На юго-востоке Центра представлено одно из звеньев обширного пояса низин, одной из которых является Мещерская низменность. Южная часть Центра лежит в пределах среднерусской возвышенности, которая на востоке переходит в Окско-Донскую низменность. Наиболее пониженная часть района — это долина реки Оки.
Климат.
Район Центра лежит в пределах атлантико-континентальной климатической области умеренного пояса. Для него характерны не слишком холодная зима и теплое, но не чрезмерно жаркое лето. Во все сезоны преобладают западные ветры, приносящие воздух атлантического происхождения. Наиболее низкие температуры наблюдаются в январе: в среднем от -8° на западе до -12° на востоке района. Летом различия внутри района гораздо меньше, чем зимой: от +18° на северо-западе до +20° на юго-востоке. Годовая амплитуда температуры воздуха в Центре сравнительно невелика (26-30°). Среднее продолжительность безморозного периода составляет 125-140 дней для открытого ровного места, а сумма температур за это время 1800-2300°, что позволяет успешно возделывать в Центре большую часть зерновых, картофель, овощи, кормовые травы, лен. Среднегодовое количество осадков составляет 450-600 мм.
Одновременно ЦЭР стал
приграничным: он граничит с Беларусью
и Украиной. Из российских регионов
ЦЭР граничит с Северо-Западным,
Северным, Волго-Вятским, Поволжским и
Центрально-Черноземным
Гидрография.
Поверхностные водные, источники
района, представлены разветвленной
речной сетью, относящейся к бассейнам
Каспийского, Черного и Балтийского
морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных
вод территории района уменьшается
с севера-северо-запада на юг-юго-восток.
Наиболее крупные реки района —
Волга с притоками Окой, Мологой,
Костромой и другими, Днепр с
Десной, Западная Двина, Дон. Однако в
результате положения в районе главных
водоразделов в Центре нет особенно
крупных водостоков — все значительные
реки протекают здесь своими верховьями,
набирая полную силу уже за пределами
района. Судоходные реки — Волга, Ока,
Москва. Другие реки района не имеют
большого транспортного значения и
в основном играют роль местных источников
водоснабжения. Озера многочисленны,
но не велики. Северная половина района
отличается значительной заболоченностью.
Почти повсеместно здесь
Наиболее характерны для
большей части района (к северу
от Оки) дерново-подзолистые почвы.
С сильной заболоченностью
Центральный район расположен в двух природных зонах:
Лесостепной, занимающей его среднюю и южную часть (восточное Подолье и Приднепровье), и Лесной (Центральное Полесье).
Среди природных факторов, которые
влияют на формирование районного хозяйственного
комплекса, наибольшее значение имеют
почвенно-климатические, минерально-сырьевые,
лесные и водные ресурсы, рельеф. Сочетание
всех этих факторов создает чрезвычайно
благоприятные условия для
Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России -Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами - Украиной и Белоруссией.
Выгодное экономико-
По объему валового внутреннего
продукта, стоимости основных промышленно-производственных
фондов, численности промышленно-
Центральный экономический район стал базовым регионом, в котором в наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности.
Экономико-географическое положение района - центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.
По численности населения, количеству городов и поселков, разнообразию типов и облика населенных пунктов Центр занимает особое место в нашей стране. Здесь живет 30,3 млн. чел., или 20,4% населения России; по плотности населения (62,6 чел./км²) ЦЭР также занимает первое место среди районов. Внутри самого Центра четко различаются густонаселенные промышленные, насыщенные многочисленными городами и поселками районы Волго-Окского междуречья и периферийные западные и южные части. На севере района плотность составляет 15-20 чел./км², на западе и юге — 50-70 чел./км². Наименее плотно заселена Костромская область, а максимальная плотность — в Московской.
Центр — район древнейшего
Характерная черта Центра — высокий
удельный вес городского населения.
В районе 248 городов и 400 ПГТ, в
которых проживает свыше 25 млн. чел.
Таким образом, доля городского населения
в районе — 82,5%. При этом среднерайонного
показателя достигли Ивановская, Тульская
и Ярославская области, а Московская
— превысила его. В районе более
30 больших городов, доля населения
которых в общей численности
жителей ЦЭР составляет почти
половину, а в городском населении
— более 2/3. В Центре распространены
как крупные скопления
Информация о работе Центральный экономический район. Центральная железная дорога