Центральный экономический район. Центральная железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:29, курсовая работа

Описание работы

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА……............................................................4
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ………………………………………….6
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА……………….….9
НАСЕЛЕНИЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ………………………………………………..11
СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЙОНА………………………………………..15
Машиностроение и металлообработка.…………………..…………………………….15
Химическая и нефтехимическая промышленность …………………………….……..16
Легкая промышленность…….…………………………………………………………..17
Топливно-энергетический комплекс……………………………………………………18
Пищевая промышленность………………………………………………………………18
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО………………………………………………………20
Глава 2. ХАРАКТЕИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………...21
2.1 АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………….…...21
2.2 РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ………………………………………………………………….…23
2.3 ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………..……………………………………25
2.4 ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ………………………….…………………………..25
2.5 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ…………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..…....30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ.docx

— 57.08 Кб (Скачать файл)

Для ЦЭР характерна сравнительно небольшая  доля сельских жителей в общей  численности населения — 17%. Основная причина сокращения числа сельских жителей района — интенсивный  отток из сельской местности. В Подмосковье, а также в Ивановской, Владимирской, Тульской областях значительную часть  жителей сельских населенных пунктов  составляет население, не связанное  с сельским хозяйством. Население  издавна осваивало, прежде всего, более  плодородные земли, поэтому в  местах распространения очень благоприятных  почв образовались массивы сплошного  заселения. Для большей части  Центра характерны мелкие и средние  селения, что объясняется преобладанием  очагового характера земледельческого освоения территории. На юго-востоке  района преобладают более редко  расположенные крупные села. Это  соответствует более высокой  продуктивности земли, сплошному освоению территории и др. Крупные сельские населенные пункты можно встретить  также вдоль больших рек, около  городов.

Миграция оказала определенное влияние на динамику роста численности  населения района. Для механического  движения городского населения характерна большая доля мигрантов из других экономических районов. Центральный  район к югу от Москвы — одно из главных полей миграционного  тяготения. В обмене с Москвой  и областью теряют часть своего городского населения почти все области района. Наряду с этим механический прирост городского населения этих областей формируется в основном за счет притока местных сельских жителей. Притягательная сила Центра сопровождается снижением роли “своего” села в росте городов этого района. В Центре за счет этого источника в 1979-1988 гг. замещалась только треть потока в город. Начиная со второй половины 60-х гг. стал стремительно возрастать приток населения в ЦЭР. В 1979-1988 гг. этот район принял 32% всех мигрантов, перераспределившихся между союзными республиками бывшего СССР и остальными регионами России. В притоке трудовых ресурсов в города Центра значительное место принадлежит также маятниковым миграциям. Особо выделяется Московская область, где каждый четвертый сельский житель занят на работе или учебе в городских поселениях. Кроме того, в Москву на работу приезжает около 36% трудящихся, живущих в городах-спутниках.

Район, прежде всего благодаря расположенной  в его пределах Москве, играл и  играет выдающуюся роль в развитии культуры, подготовки квалифицированных  кадров. Более высокий, чем в среднем  по стране, уровень занятости трудовых ресурсов в непроизводственной сфере  обусловлен ролью, которую ЦЭР играет в развитии науки, культуры и подготовке кадров специалистов. Но сам район  испытывает дефицит главным образом  в менее квалифицированной рабочей  силе.

ЦР богат трудовыми  ресурсами, что облегчает индустриализацию его территории и стимулирует  развитие трудоемких отраслей промышленности и сельского хозяйства. Традиционные трудовые навыки населения, такие, как  выращивание зерновых и технических  культур, продуктивно. животноводство, художественные промыслы, обогащаются  в системе машиностроения, химической, горнодобывающей промышленности, индустриального  строительства, управления социально-экономической, культурной и политической жизнью.

 

 

 

Административно-

территориальная

единица

 

 

Территория,

тыс.

 

 

Численность

населения,

тыс. чел.

В том числе

население,

тыс. чел.

Удельный

вес

населения,

%

 

 

Плотность

населения,

чел./

Город-

ское

Сельское

Город-

ское

Сельское

Брянская обл.

34,9

1460,2

997,5

462,7

68,3

31,7

42,0

Владимирская

29,0

1625,4

1302,7

322,7

80,1

19,9

56,2

Ивановская обл.

21,8

1242,1

1022,1

220,0

82,3

17,7

57,1

Калужская обл.

29,9

1091,5

809,7

281,8

74,2

25,8

36,6

Костромская обл.

60,1

791,4

519,0

272,4

65,6

34,4

13,3

г. Москва

Московская  обл.

47,0

8537,2

6517,2

8537,2

5218,8

-

1298,4

100,0

80,1

-

19,9

323,3

Орловская обл.

24,7

905,8

569,1

336,7

62,8

37,2

36,7

Рязанская обл.

39,6

1308,4

885,6

422,8

67,7

32,3

33,0

Смоленская обл.

49,8

1152,7

805,4

347,3

69,9

30,1

23,2

Тверская обл.

84,1

1626,0

1184,5

441,5

72,8

27,2

19,3

Тульская обл.

25,7

1780,0

1447,3

332,7

81,3

18,7

69,3

Ярославская обл.

36,4

1433,6

1149,7

283,9

80,2

19,8

39,4

Итого по району

483,0

29471,5

24448,6

5022,9

83,0

17,0

61,4


 

 

 

    1. СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РАЙОНА

На территории ЦЭР сформировался  сложный промышленный комплекс преимущественно  обрабатывающих отраслей и производств, обладающий достаточно высоким уровнем  взаимосвязанности. Ведущие отрасли  района: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в  районе получили пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.

1.4.1. Машиностроение и металлообработка.

Машиностроительный комплекс ЦЭР  по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее  место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени  зависят от наличия квалифицированных  кадров и используют мощный научно-технический  потенциал района. Станкостроительная и инструментальная промышленность ЦЭР производит 1/5 металлорежущих станков  и около 1/3 металлообрабатывающего инструмента в СНГ. Предприятия  сосредоточены в Москве и Московской области (Коломна, Егорьевск, Дмитров), а также в Рязанской (Рязань, Сасово), Ивановской (Иваново) и Калужской (Сухиничи) областях. Предприятия электротехнической промышленности сосредоточены в  столице и в области (Подольск, Серпухов), а также в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Кольчугине. Приборостроение  наиболее развито в Москве и в  области, а также в Орловской, Ярославской и Смоленской областях. Ведущим производственным объединением в автомобильной промышленности ЦЭР является Московский автозавод  им. И. А. Лихачева. Предприятие специализируется на выпуске грузовых автомобилей  среднего тоннажа и малосерийных легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Рязани, Смоленске, Ярославле, Ярцеве, Мценске и др. городах. На базе автомашин ЗИЛ в Московской области создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево). Московский завод им. Ленинского комсомола — головное предприятие ПО “Москвич”, имеющее филиалы в Ивановской и Тверской областях.

ЦЭР — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Производство тепловозов сосредоточено в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме; вагонов —  в Брянске, Твери, Мытищах. Высокой  степенью концентрации отличается авиационная  промышленность района. Ее предприятия  расположены в Москве, Смоленске, Рыбинске (производство двигателей). В  Волго-Окском междуречье — Ярославль, Рыбинск, Кострома, Москва, Гороховец  — локализуется судостроение. Принципиальное значение имеют расширение и реконструкция  многочисленных в ЦЭР предприятий  тракторного (Владимир) и сельскохозяйственного (Люберцы, Рязань, Тула, Бежецк) машиностроения. ЦЭР не имеет равных по производству оборудования для текстильной промышленности (Иваново, Шуя, Коломна, Климовск, Орехово-Зуево, Кострома), швейной (Подольск, Тула, Ржев), химической (Ярославль, Мытищи, Кострома), угольной (Тула, Узловая, Скопин, Ясногорск), энергетической (Подольск, Семибратово), промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей, полиграфической (Рыбинск) и т. д.

1.4.2. Химическая и нефтехимическая промышленность

В этих отраслях промышленности район  имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли  сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической  ситуацией высокоурбанизированного  района. ЦЭР занимает ведущее место  по производству азотных и фосфорных  удобрений. Крупнейшими поставщиками сложных удобрений (включая азотные) являются Новомосковское и Щекинское  ПО “Азот” (Тульская обл.), Дорогобужский  завод (Смоленская обл.). Фосфорные удобрения  производит ПО “Минудобрения” в Воскресенске, использующее привозные апатитовые концентраты. На базе местных фосфоритов в Московской и Брянской областях производится фосфоритная мука. Производство синтетических смол и пластмасс сосредоточено в Московской и Тульской областях, изделий из пластмассы — в Москве, Московской (Орехово-Зуево, Жилево, Любучаны) и Смоленской (Сафоново) областях.

Район занимает одно из ведущих мест в стране по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов Московской области; Рязань, Тверь, Щекино и Шуя). Синтетический  каучук производится в Ярославле  и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. Ярославский и Московский шинные заводы выпускают примерно 1/4 часть производства шин, в этих же центрах сконцентрировано производство резинотехнических изделий, в Москве — резиновой обуви. Синтетические красители выпускаются в Ивановской области, лаки и краски — в Ярославской и Московской областях; здесь же локализуются новые производства — химических реактивов и фотохимическое. По развитию химической и нефтехимической промышленности в ЦЭР выделяются Москва, Московская, Тульская и Ярославская области.

1.4.3. Легкая промышленность.

Легкая промышленность района отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким  потребительским спросом. Предприятия  района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший текстильный  центр страны — Иваново. Предприятия  шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей, находятся в основном в  столице и области, а также  в Ивановской, Владимирской и Рязанской  областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произрастания сырья — льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Ярославская области). Основной центр льняной промышленности — Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В районе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на столичную область приходится 2/3 тканей района. Для текстильной промышленности района особенно характерны широкие межрайонные связи — вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

1.4.4. Топливно-энергетический комплекс.

ТЭК ЦЭР лишь частично удовлетворяет  потребности района. Добыча угля в  Подмосковном бассейне снижается. По добыче торфа ЦЭР занимает ведущее место  в России. Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т. торфа в год. Большая часть  продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе района доля местных видов топлива снизилась  до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для  нужд сельского хозяйства. Основу топливно-энергетического  комплекса составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ мощностью более 1 млн. кВт  каждая — Конаковская, Костромская, Каширская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и др. Вслед за первой в  стране атомной электростанцией  — Обнинской — построены крупные  АЭС: Смоленская, Тверская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами.

1.4.5.  Пищевая промышленность.

В составе отрасли ведущую  роль играют сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная. 
Отраслью рыночной специализации является производство подсолнечного масла (20% объема, производимого в России). 
Одна из старейших отраслей специализации округа — сахарная — базируется на местном сырье. На долю сахарной промышленности приходится 36,7% объема валовой продукции отрасли страны. По производству сахара-песка округ занимает 2-е место в республике, уступая Южному федеральному округу. Сахарная промышленность наибольшее развитие получила в Курской и Белгородской областях. Благодаря устойчивой сырьевой базе увеличивается производство молочной продукции. Высока доля округа в 
общефедеральном производстве сыра, брынзы, молочных консервов, животного и растительного масла. Наибольшее развитие производство молочной продукции получило в областях Черно земья, а также в Ярославской, Костромской, Смоленской областях. Заметное место округ занимает и по производству мяса (8,2% объемов РФ). 
Кондитерская промышленность занимает ведущее место в стране. На долю региона приходится 1/3 производства кондитерских изделий страны. Среди крупных предприятий отрасли наибольшую популярность получила продукция московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», им. Бабаева, а также предприятий Воронежа, Курска и Белгорода.

 

    1. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО.

Для района характерна более  высокая сельскохозяйственная освоенность  территории, чем в целом по РФ. Сельскохозяйственные угодья составляют почти половину территории района , в том числе 2/3 угодий распахано.

Информация о работе Центральный экономический район. Центральная железная дорога