Дальневосточный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Дальневосточный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 9 субъектов федерации. Экономико- географическое положение района: окраино-пограничное. Соседние страны: Китай, Япония, США, КНДР.

Файлы: 1 файл

Дальневосточный район.docx

— 364.61 Кб (Скачать файл)

В последние десятилетия население Дальнего Востока значительно возросло. Увеличение численности населения происходит как за счет естественного , так и за счет механического прироста , главным образом привлечения на крупные стройки трудовых ресурсов , преимущественно из многонаселенных европейских районов.

Показатели рождаемости всегда были более благоприятными, чем в остальной России. Но сокращение рождаемости на ДВ было более интенсивным.

После 2000 г. заметен рост коэффициентов рождаемости. Но это мифический "демографический взрыв" и он не должен порождать иллюзий, поскольку нынешний коэффициент рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения. Основные причины социально-экономические: малообеспеченность и низкий уровень социальной защищенности семей с детьми. Появление очередного ребенка приводит к понижению дохода семьи.

Возобновление поколений осуществляется по пути сужения числа последующих поколений относительно предыдущих. Для численного равенства поколений суммарный коэффициент рождаемости не может быть ниже 2,15. Пока на Дальнем Востоке восполняется всего 68,4 % от необходимого числа рождений (Рис. 4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Вклад" в недопроизводство  населения и на состояние репродуктивного  здоровья женщин вносят аборты. Их число превышает число родившихся. Соотношение числа абортов на  100 родов в 2004 г. составило в России 122, на Дальнем Востоке - 140. Только за один 2004 г. регион потерял порядка 100 тыс. детей из-за насильственной смертности (т.е. нерожденных жертв насилия). Это показывает, что при условии улучшения социально-экономической ситуации есть резервы роста рождаемости, а, следовательно, значимые резервы восстановлении человеческого потенциала за счет имеющихся ресурсов.

В дополнение к низкой рождаемости, начиная с 1993 г., установился неприемлемо высокий уровень смертности. Смертность на Дальнем Востоке увеличивается темпами, превосходящими аналогичный показатель по России.

Территории

Умершие на 1000 чел. населения

Темпы роста коэффициентов смертности, %

1993 г.

2004 г.

Российская Федерация

14,5

16,0

10,3

Дальний Восток

11,8

15,0

27,1

Республика Саха (Якутия)

8,8

10,2

15,9

Еврейская Автономная область

12,9

17,0

31,8

Чукотский Автономный округ

7,6

12,2

60,5

Приморский край

13,0

15,7

20,8

Хабаровский край

12,4

16,0

29,0

Амурская область

12,0

17,2

43,3

Камчатская область

9,9

12,2

23,2

Магаданская область

11,1

13,4

20,7

Сахалинская область

12,1

16,2

33,9


 

 

Высокие показатели смертности, свидетельствуют о наличии сверхсмертности.

 

 

 

Также следует заметить, что смертность в России и на Дальнем Востоке до 2 раз выше, чем во многих развитых странах!

Страна

Коэффициент смертности

Российская Федерация

16,0

Дальний Восток

15,0

Великобритания

10,3

Германия

9,2

Италия

9,7

Франция

9,1

Япония

7,6

Республика Корея

5,2

КНР

6,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и размещение производственных сил

Дальневосточного

экономического района

 

 

Ведущие  отрасли  рыночной  специализации   Дальневосточного   района

основывается на широком  использовании  его  природных  богатств.  Главными

отраслями индустрии, с которыми район выступает  в  межрайонном  разделении

труда, являются рыбная, лесная и  горно-рудная.  Из  отраслей,  укрепляющих

комплексное развитие района, значительное развитие получили  машиностроение

и  металлообработка,  топливно-энергетическое   хозяйство,   промышленность

строительных материалов, пищевая и легкая индустрия.

       Перед  Дальним  Востоком  стоят  большие  и   разносторонние   задачи

дальнейшего  его  индустриального  развития:   увеличение   добычи   олова,

вольфрама  и  некоторых  других  редких  и  ценных   ресурсов;   укрепление

материально-технической базы рыбной промышленности и увеличение выпуска  ее

продукции; расширение морских  портов  и  причалов,  наращивание  мощностей

судоремонтных заводов; увеличение производства  пиломатериалов,  целлюлозы,

бумаги  и  картона;  расширение   и   укрепление   топливно-энергетического

хозяйства, пищевой и легкой промышленности; создание наилучших материально-

бытовых условий для дальнейшего увеличения притока населения и  закрепления

кадров;  опережающее  развитие  жилищно-бытового  и   социально-культурного

строительства; создание высокоэффективной рыночной экономики.

       Ведущее  место среди отраслей рыночной  специализации  Дальневосточного

района принадлежит металлургическому  комплексу,  который  района  включает

горно-рудную промышленность, а также передельную черную металлургию.

       Горно-рудная  промышленность района представляет  собой добычу  золота,

алмазов, оловосодержащих,  вольфрамовых,  свинцово-цинковых  и  других  руд,

производство цветных металлов, а также передельную черную металлургию.

       Очевидно, что горно-рудная  промышленность  ориентируется  на  запасы

сырья, следовательно центры  горно-рудной  промышленности  находятся  вблизи

богатых месторождений  сырья.  Также  большое  значение  имеют  2  следующих

фактора: фактор природных условий и экологический фактор.

        Быстро  росла на Дальнем Востоке добыча  цветных металлов, да и сейчас

она  испытывает  не  такой  значительный  спад,  как   в   других   отраслях

производства. На Дальнем Востоке добывается  основная  часть  олова  страны,

значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра,  вольфрама,

свинца,  цинка,  ртути,  флюорита,  висмута  и  других  ценнейших   полезных

ископаемых.

       ”Королевой Дальнего Востока” продолжает  оставаться  золотодобывающая

промышленность, которая относится к старейшим отраслям  народного  хозяйства

края.  Предприятия  этой  отрасли  размещены  по  всей  территории  Дальнего

Востока. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи,  Амгуни,  в

горах  Алданского  нагорья,  Хингана  и  Сихотэ-Алиня.  Сейчас  же  районами

золотодобычи стали новые районы — Колымо-Индигирский и Чукотский;  в  первом

добыча золота была начата в 30-е годы,  во  втором  —  в  60-е.  Магаданская

область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в  России.  Наиболее  старый

район добычи золота — Амурская область. Именно  она  в  свое  время  создала

мировую славу Дальнему  Востоку  как  крупнейшему  золотоносному  району.  И

сегодня Амурская область дает стране много золота.  Основной  способ  добычи

золота тут наиболее дешевый, дражный.  Колымо-Индигирский  горнопромышленный

район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями — с  югом

дальневосточного района. Размещение золотодобычи  носит  очаговый  характер.

Границы очагов определяются ареалами распространения  рудных  образований  и

россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для  определенной

группы приисков единых сфер обслуживания и  инфраструктуры:  электростанций,

строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ  с  интернатами,

лечебных учреждений.  Такой  очаговый  характер  горнорудной  промышленности

характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.

В приведенной ниже таблице показаны средние значения эффективности и динамики эффективности предприятий округа по 13 отраслям промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту, ЖКХ и прочим видам деятельности. Для удобства оценки результаты предприятий округа сопоставлены со средними показателями для всей совокупности предприятий России.

 

 

 

 

 

 

 

 

Главными районами рыболовства и морского промысла являются Охотское , Японское и Берингово моря и восточная часть Тихого океана. В последние годы промысловые суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы также в водах Индийского океана и южной части Тихого океана. Рыболовецкий флот оснащен первоклассной техникой. Введены в действие плавучие рыбоперерабатывающие заводы , китобойные флотилии. Возникли крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский , Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков , Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре , Охотск и др. Построены холодильные комбинаты , крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском и Комсомольске-на-Амуре.

Производственные связи рыбной промышленности Дальнего Востока

 

 

Отраслями рыночной специализации являются также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность. Район имеет значительный удельный вес в вывозе древесины , производстве пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых плит. Лесная промышленность развита в основном в Хабаровском и Приморском краях и в Амурской области. Центры лесопиления - Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск , Хор , Бикин и др. Производство фанеры создано во Владивостоке и Биробиджане , мебели - в Благовещенске , Хабаровске , Владивостоке , Биробиджане , спичек - в Благовещенске , целлюлозно-бумажная развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск и др.).

 

 

 

Относительно всей совокупности предприятий России в Дальневосточном округе с меньшими затратами энергии и воздействиями на среду (более высокой эко-энергетической эффективностью) работают только строительные организации. Практически на среднем для России уровне эко-энергоэффективность предприятий нефтедобычи и транспорта. Хуже среднероссийских показатели эко-энергетической эффективности во всех остальных отраслях — в энергетике, нефтепереработке, газовой, угольной химической, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, в черной и цветной металлургии, машиностроении, сельском хозяйстве и в ЖКХ.

Технологическая эффективность (качество используемого оборудования) выше среднего по России в нефтепереработке и ЖКХ. На уровне среднего по стране эффективность технологий в угольной промышленности и строительстве. В остальных отраслях состояние оборудования существенно хуже, чем на предприятиях аналогичных видов деятельности на остальной территории России. Особенно плохая ситуация в цветной металлургии и деревообрабатывающей промышленности, где оборудование в разы менее эффективно.

Неровная ситуация в Дальневосточном округе с показателями динамики эффективности. Темпы роста эффективности на Дальнем Востоке выше, чем в среднем для предприятий аналогичных отраслей на остальной части России, в нефтедобыче и нефтепереработке, в черной металлургии, химической и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве и строительстве. Заметно отстают по динамике предприятия газовой и угольной промышленности, цветной металлургии, машиностроения, транспорта и ЖКХ, а также деревообрабатывающей и прочей промышленности. В последних двух отраслях вообще отрицательные темпы изменения эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт и экономические связи

 

Хозяйственное  развитие  района  в  огромной   степени   зависит   от

ускоренного  развития  транспорта,  так  как  редкая  заселенность   требует

активного  функционирования  внутрирайонных  связей,  основанных  на  тесном

взаимодействии различных видов транспорта.

       В  Дальневосточном  районе  функционируют   все   существующие   виды

транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю  приходится

до 80% перевозимых грузов.

       Начало  активного транспортного освоения  южной части района связано  с

прокладкой  в  XIX  в.  Транссибирской  магистрали.  Она  играет   важнейшую

транзитную  роль,  обеспечивая  перевозки  грузов  из  стран  Тихоокеанского

побережья  в  европейские  страны.   За   последнее   время   Транссибирская

магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными  ветками

к лесозаготовительным базам, но  в  ряде  случаев  имеющими  самостоятельное

значение: до Советской Гавани (через  Комсомольск-на-Амуре),  до  Находки  и

Посьета.

       Железнодорожное  освоение средней  зоны  Дальнего  Востока  связано  с

Байкало-Амурской магистралью (БАМ).  С  постройкой  этой  магистрали  Россия

получила второй выход на  Тихоокеанское  побережье  и  возможность  освоения

различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения  БАМа.  Кроме  широтной

магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали  через  Тынду,

Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый  БАМ",  а  также  ряд  линий,  соединяющих

Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строительство БАМа  привело  к

созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного  для  района  Дальнего

Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

       В значительном  объеме межрайонные и внутрирайонные  перевозки  грузов

Дальневосточного  района  осуществляются  морским  транспортом.  Плавание  в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью  ледоколов.  К  Северному

морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную  перемычку  между

железнодорожной  магистралью  и  морским  путем  вдоль   берегов   Северного

Ледовитого  океана.  Совершенно  иной  режим  работы   морского   транспорта

Тихоокеанских морей. Практически круглый год  осуществляются  внутрирайонные

и международные перевозки по Японскому и Берингову морям.  Главными  грузами

в перевозках по Дальневосточному району являются  лес,  уголь,  строительные

Информация о работе Дальневосточный экономический район