Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 02:36, курсовая работа
Дальневосточный экономический район — один из 11 экономических районов Российской Федерации, состоит из 9 субъектов федерации. Экономико- географическое положение района: окраино-пограничное. Соседние страны: Китай, Япония, США, КНДР.
материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих
морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),
Владивосток, Находка, Советская Гавань.
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.
Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с
юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная
дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет
дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на
севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более
развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для
связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок
(особенно для
связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера
Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений
транспорт.
Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры,
предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального
развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание
строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию
участков Транссиба и создание единой железнодорожной сети Сахалина,
строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных
мощностей 12 морских портов, формирование опорной автодорожной сети (в том
числе завершение автодороги Чита - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и
обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание
северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа
будет перенесен в Якутск.
Анализируя
потоки грузов
станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит.
Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных
расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других
районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В
вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы,
концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень
комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия,
развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что
сказалось на структуре грузооборота.
Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с
освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-
Якутского территориально-
В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового
комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся
углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.
Получит
дальнейшее развитие Зейско-
энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения,
добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию
Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и
разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового
комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут
отрасли машиностроения — производство дорожных машин, будет создана мощная
ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут
развиваться лесная и лесохимическая промышленность.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного
химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского
шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и
фосфоритов Удско-Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные
месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат,
который в дальнейшем может быть расширен.
На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК.
Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока.
Идет реконструкция порта, введена паромная переправа на Сахалин через
Татарский пролив Ванино — Холмск. Растет судоремонтная и
рыбоперерабатывающая промышленность.
В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га
сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести
до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе
Дальнего Востока потребует развития мощной строительной базы. Предусмотрено
сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной
индустрии.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены
мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-
Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и
железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100
км) и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится
Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и
пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и
другие месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском месторождении
превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют
горизонтальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию
шахта производительностью 6 млн. т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железорудный бассейн с
содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются
месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют
2,5 млрд. т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это
дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии
на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные
месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других
полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магистрали дает
железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит.
Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной
своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на
металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет
через крупный порт — Восточный.
Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует
огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная
программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую
очередь соседних государств — Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время
уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов
сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации
государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных
островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободная
экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит
региону немалые дивиденды.
Первоочередной
экономической задачей
укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более
эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В
недалекой перспективе эта проблема будет решена за счет строительства
магистрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской
области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию
Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона
является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья
за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен
регион. Стоят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания
рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на потребности населения,
развития свободных экономических зон, решения экологических и
демографических проблем и расширения транспортно-экономических связей с
другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе
должна стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных
предприятий с совместными странами.
15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую
программу экономического и социального развития Дальнего Востока и
Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были
Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, головным
разработчиком - Совет по размещению производительных сил и экономическому
сотрудничеству (СОПСиЭС).
Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения
приоритетов, внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) -
осуществление неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) -
экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) -
концентрация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения
устойчивого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс
первоочередных мер государственной поддержки (его реализация составляет
содержание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики;
содействие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудничество
со странами АТР.
Дальневосточный район занимает территорию 6,2 млн. км2. В его состав
вводят Хабаровский и Приморский края, Республика Саха (Якутия), Амурская,
Сахалинская, Камчатская и Магаданская области. В районе самая низкая по
стране плотность населения — 1,1 чел. на 1 км2 против 8,6 чел. а России.
Наиболее населена узкая полоса вдоль Дальневосточного участка Транссиба. В
районе расположено 64 города. Крупнейшие города — Владивосток (648 тыс.
жителей», Хабаровск (601 тыс. жителей) и Комсомольск-на-Амуре (315 тыс.
жителей).
Дальний Восток отличается наиболее высоким в стране положительным
сальдо миграции населения. Интенсивность миграции здесь значительно выше,
чем в целом по России. В общем увеличении населения в последние годы на
естественный прирост приходилось 65 %, а на приток извне — 35 %.
Развитие социальной сферы в районе отстает от уровня России в целом.
Вместе с тем показатели темпов роста розничного товарооборота торговли,
включая общественное питание на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по
России.
Дальний Восток поставляет народному хозяйству страны алмазы, золото,
олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец. Он дает 87 %
общего производства сои, 40 % улова рыбы и морепродуктов, 9 % вывозки
древесины, 7 % производства целлюлозы, 16 % внешнеторгового морского
оборота.
На Дальний Восток приходится 30 % гидроэнергетических ресурсов
страны, 34 % ее геологических и 5 % балансовых запасов ископаемых углей.
Учтенные запасы угля составляют 13 млрд. т, а прогнозные — в 15 раз больше,
причем 34 % разведанных запасов находятся в Якутии, где расположены Южно-
Якутский, Зырянский и Ленский угольные бассейны. Запасы угля
концентрируются также в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области.
Разведаны три группы железорудных месторождений: Якутская (магнетит), Чапо-
Токкинская и Приамурская (железистые кварциты), имеются крупные запасы
магнезиального сырья — бруситов, медных руд, борного сырья — датолита,
фосфатного сырья. В обширной шельфовой зоне, кроме нефти и газа, обнаружены
и разведуются залежи железа, марганца, магния, олова, золота, вольфрама,
титано-магчетитовых песков
На Дальний Восток приходится 26,8 % запасов древесины, причем высока
доля ценных пород. Биологические ресурсы в двухсотмильной морской зоне
России оцениваются в 25,8 млн. т, в том числе 23 млн. т — рыбные. Открытая
часть Тихого океана располагает 26 млн. т этих ресурсов и 30 млн. т криля в
тихоокеанском секторе Арктики. Существенное значение имеют развитие
промысла морского зверя, заготовка пушнины, диких ягод, грибов,
лекарственных растений.
В совокупной
товарной продукции