Демографическая ситуация в развитых странах, проводимая государством политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается к рассмотрению вопрос демографической ситуации, сложившейся в развитых странах, а также политику, проводимую государствами.

Содержание работы

1. Введение
2. Теоретическое задание
3. Практическое задание
4. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 2.7

1

2

Италия

Останавливать

Япония

Останавливать

Южная корея

Останавливать

Великобритания

Останавливать

США

Останавливать

Интеграции  граждан других национальностей

Россия

Да

Франция

Да

Германия

Да

Италия

Да

Япония

Не вмешиваться

Южная корея

Не вмешиваться

Великобритания

Да

США

Да


 

Заявления правительств по поводу миграционной политики нельзя понимать слишком буквально. Миграция - предмет острых политических дискуссий, и правительствам, формулирующим  свою позицию в отношении иммиграции, всегда приходится оглядываться на общественное мнение. Но в то же время они не могут не учитывать и экономических и демографических реальностей. Значение иммиграции все лучше осознается в связи с процессом старения населения и необходимостью искать источники компенсации убывающих трудовых ресурсов.  Так как во многих странах существует оппозиция иммиграции, правительства, отвечая общественным настроениям, пытаются искать решения возникающих проблем, ориентируясь на внутренние ресурсы, в частности, на повышение производительности труда, гибкий рабочий график, повышение возраста выхода на пенсию, поощрение более широкого вовлечения женщин в производство. Тем не менее, они не могут отказаться и от миграционного ресурса и пытаются найти паллиативные решения, расширяя селективную или временную иммиграцию.

3 Практическое задание

 

Провести сравнение экономических  районов России (Центральная Россия и Северо-Западная Россия).

 

Таблица 3.1

 

Экономический район

Центральная Россия

Северо-Западная Россия

1

2

3

Размер территории

483 тыс. км2

212 тыс. км2 (самый небольшой по территории район России.

Природные ресурсы

Бурый уголь, торф, строительные материалы и фосфаты, соль.

На севере – лес  и водные ресурсы. Железорудные ресурсы Курской магнитной аномалии.

Земельные ресурсы велики, благодаря умеренно континентальному климату с достаточным увлажнением, при правильной мелиорации и агротехнике  позволяют получать хорошие урожаи зерновых, льна, картофеля, сахарной свеклы (на юге).

Бокситы, фосфориты, огнеупорные глины, известняки, сланцы, торф, биологические и лесные ресурсы.

Народонаселение

Резко преобладает городское  население, в сельской местности  наблюдается резкий недостаток трудовых ресурсов. Около 1040 городских поселений (в т.ч. 364 города). Важнейшее место среди городов занимают города – «миллионеры»:

Население района составляет 9,2 млн. человек (6,2% от числа жителей  России). Основу населения составляют горожане. Национальный состав неоднороден: большая часть населения –  русские, среди других наций преобладают коми,


Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

 

Москва (8,8 млн. чел.), Нижний

Новгород (1,4 млн. чел.), вокруг которых сформированы городские  агломерации.

В северной части региона  есть небольшие селения, в южной  – крупные села.

карелы, саами, ненцы.

Хозяйство

Специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении и (в меньшей мере) на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные  материалы (химической, металлургической и лесной промышленности), исторически сложившейся легкой (текстильной) промышленности.

Особое место занимает наука и научно-техническое обслуживание, управление, высшее образование, культура и искусство, туристско-экскурсионная  деятельность (недавно).

Машиностроительный комплекс выделяется наличием производственных и научно-производственных объединений на базе крупнейших машиностроительных заводов, а также тесной связью с научными,

Специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь  произведено 2/3 турбин и генераторов  России и значительная доля оборудования для АЭС. Строительство морских судов, производство оптического и электронного оборудования (оборонный комплекс, в настоящее время проходит конверсию).

С машиностроением тесно  связаны цветная металлургия  и передельные заводы черной металлургии.

Химическая, текстильная, деревообрабатывающая, рыбная и фарфоро-фаянсовая  промышленность, производство обуви  и меховых изделий.

Многоотраслевой экономике  соответствует многоотраслевая  наука – имеется 400 научно-исследовательских  институтов,


Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

 

конструкторскими и  проектными институтами и организациями.

Выделяется химическая промышленность, производящая каучук и шины, пластмассы, удобрения.

Топливно-энергетический комплекс использует, главным образом, топливо и энергию других районов. Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС, АЭС.

занятых работами в области  техники, энергетики, обороны, геологии, проблем Арктики и Антарктики, охраны природы, культуры и искусства.

Агропромышленный комплекс

1. Южная часть региона.  Черноземные почвы, на которых производится 10% зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы и 8-9% животноводческой продукции (мясо, молоко, яйца). На базе сельского хозяйства создана мощная пищевая промышленность (мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная).

2. Междуречье Оки и  Волги. Сельское хозяйство носит,  в основном, пригородный характер. Имеется мощная пищевая промышленность.

3. Север и запад  региона. Льноводство и молочное  животноводство.

Специализируется на мясомолочном животноводстве и льноводстве. В пригородных районах – на производстве овощей, картофеля, птицеводстве. Выращивается овес, ячмень, яровая пшеница, озимая рожь (основная зерновая культура региона).

Собственной сельскохозяйственной продукции региону не хватает.


Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная  сети, отходящие от Москвы, имеют  радиальный характер, что обеспечивает эффективность внутрирайонных связей по перевозкам грузов и пассажиров. Направление Москва – Санкт-Петербург  оснащено скоростной железной дорогой.

Главные водные перевозки  осуществляются по Волго-Балтийской системе  и каналу им. Москвы (западная часть  региона).

Система авиалиний из аэропортов Москвы является крупнейшей в стране.

Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал (через Череповец-Вологду), Белоруссию и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (С-Петербург-Петрозаводск-Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (С-Петербург-Таллин, С-Петербург-Псков-Рига, С-Петербург-Псков-Вильнюс и далее - на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение


Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

   

отводится сооружению кольцевой  автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).


 

4 Заключение

 

В настоящей работе рассмотрен вопрос демографической ситуации, сложившейся в развитых странах, приведено официальное мнение правительств разных стран по этому вопросу, изменение этого мнения с течением времени, а также политика, которую правительства считают целесообразной для решения демографического вопроса.

В рамках практического задания проведено сравнение экономических районов России  - Центральной России и Северо-Западной России по предложенным критериям.

 

Список используемой литературы

 

Симоненко, Н.Н. Экономическая география: Учеб. Пособие / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко, И.С. Меркушева, Н.Н. Онучина. – 3-е изд. перераб. и доп. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2010. – 105 с.

Сайт Организации Объединенных Наций URL: http://www.un.org (дата обращения: 01.03.2011).

Ресурс аналитического центра Фонда Инвестиционных Программ Investment Programmes Foundation URL: http://collaps2031.org (дата обращения: 24.02.2011).

Демографическая ситуация в развитых странах глазами их правительств. Статья на портале ПОЛИТ.РУ от 13.06.2001 URL: http://www.polit.ru/country/ 2001/06/13/464284.html (дата обращения: 01.03.2011).

 


Информация о работе Демографическая ситуация в развитых странах, проводимая государством политика