География трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Основные задачи курсовой работы: изучить понятие трудовых ресурсов, предпосылки существующего размещения, обеспеченность территорий трудовыми ресурсами, дать количественную характеристику, качественную характеристику, изучить распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики и формам собственности, выявить существующие проблемы и предложить способы решения этих проблем.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие трудовых ресурсов и экономически активного населения. Демографические особенности формирования трудовых ресурсов.

Глава 2. Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики и формам собственности.

Глава3. Территориальные различия по степени обеспеченности трудовыми ресурсами Федеральных округов.

3.1. Территории трудоизбыточные, трудодефицитные и согласованного баланса.

3.2. Территориальные различия по уровню безработицы и причины этого явления.

3.3. Проблемы вовлечения трудовых ресурсов в процесс производства.

Глава 4. Трудовые ресурсы Кемеровской области

Заключение.

Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая эк.геогр.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Безработица усугубляет социальную напряженность в обществе, что, в свою очередь, ослабляет экономическую безопасность страны. Современная ситуация в России обостряется тем, что оба эти фактора имеют устойчивую тенденцию к росту. Неуклонное увеличение численности безработного населения характеризует безработицу как массовое и застойное явление. Безработица в России обладает собственными особенностями. Она не обусловлена демографическими факторами, как в развивающихся странах, ибо нарастает депопуляция. В России она вызвана социально-экономическими факторами.

Трудовой потенциал РФ используется не полностью. Безработица охватывает 6,1 %  экономически активного населения. В Центральном ФО уровень безработицы наименьший по стране 3,1% (максимальный уровень безработицы в ФО в Тамбовской области 8,8%, во Владимирской 6,9%, в Смоленской 6,5%); Северо-Западный ФО занимает второе место по низкому уровню безработицы, который насчитывает здесь 4,2% (выделяются Республика Коми 10%, Мурманская область 6,5%); в Приволжском ФО безработицей охвачено 6,1% экономически активного населения (пик безработицы в республике Марий Эл 9%, Чувашской республике 8,8%); в Южном ФО уровень безработицы 11,7% (достигая 47,3% в республике Ингушетия, 53% в Чеченской республике, 20,2% в Дагестане); в Уральском ФО уровень безработицы 4,9%  (Курганская область 8,6%); в Сибирском ФО уровень безработицы 7,9% (республика Тыва 17,1%, республика Бурятия 12,9%); в Дальневосточном ФО уровень безработицы составляет 6,7% (максимумы зарегестрированны в Камчатском крае 9,8%, Еврейской автономной области 9,7%) (23 С. 138-146). Высокий уровень безработицы в Южном ФО соответствует трудоизбыточным регионам, причины чего были указаны выше.

Причины высокого уровня безработицы в указанных регионах:

  1. В Центральном ФО – специализированность на машиностроение порождает вопросы обновления основных фондов на базе новых достижений НТП, так как на сегодняшний день в условиях глобализации продукция отечественного машиностроения не конкурентоспособна.
  2. В Северо-Западном ФО – данные субъекты находятся на территории  с климатическими условиями, которые ограничивают возможности трудовой деятельности. Эти районы перестали быть привлекательным для мигрантов, так как стоимость оплаты труда здесь стала равной стоимости труда в более благополучных  районах Северо-Западного и Центрального ФО. По уровню развития социальной сферы они занимают последние места в ФО. Вместе с тем остро стоит проблема нехватки квалифицированных ресурсов. Мурманская область является старопромышленным районом, а Коми - районом нового освоения с преобладанием в отраслевой структуре добывающей промышленности.
  3. В Приволжском ФО – отраслями специализации являются наукоемкое машиностроение, электроэнергетика, но Марий Эл и Чувашия значительно отстают по уровню экономического развития от других территорий, располагающихся вдоль Волги, что и влечет за собой высокий уровень безработицы. В Чувашии следует развивать фермерские хозяйства на основе плодородных почв, а в Марий Эл – автомобилестроение.
  4. В Уральском ФО – в Курганской области слабо развита промышленность, преобладающую роль играет сельское хозяйство. Переработка сельскохозяйственной продукции в рамках АПК не может задействовать весь имеющийся трудовой потенциал.
  5. В Сибирском ФО – Тыва является стагнирующим регионом, имеющим значительно более  низкие по сравнению со средними российскими показателями уровень доходов, обеспеченность прожиточным минимумом. Как и в республике Тыва, в Бурятии следует модернизировать промышленность, формировать инфраструктуру, поддерживать малый и средний бизнес.
  6. В Дальневосточном ФО – причинами высокого уровня безработицы являются небольшая плотность населения, однонаправленность развития экономики – пищевая промышленность и судостроение в Камчатском крае, пищевая и деревообрабатывающая в Еврейской автономной области.

На практике полное вовлечение безработных в экономику невозможно, так как качественный состав не позволяет использовать их в новых производственных процессах, кроме того безработные часто не в состояние работать на условиях, предлагаемых работодателем. Без серьезной переподготовки их труд становится невозможным. В соответствие с этим необходимо интеллектуализировать общественный труд, постепенно освобождать народное хозяйство от неквалифицированной рабочей силы, так как политика сокращения неквалифицированной рабочей силы значительно повышает общую ее квалификацию и конкурентоспособность. Можно сказать, что снижение качества трудовых ресурсов становится глобальной проблемой (28 С. 78).

Для поддержки безработных необходимо увеличивать пособия по безработице, выделять государственные средства на профессиональную переподготовку, поддерживать крупнейшие предприятия, обеспечивающие наличие рабочих мест.

В целом по стране существуют колоссальные диспропорции хозяйственного освоения и развития, что отражается на размещение трудовых ресурсов. Для устранения территориальных диспропорций необходимо стимулировать занятость и повысить территориальную подвижность населения трудоизбыточных регионов России. Для этого требуется создать условия для занятости населения в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, туризме в трудоизбыточных регионах; снизить барьеры для развития малого бизнеса; заключить соглашения между субъектами страны об организованных поставках российской рабочей силы в субъекты со сходной структурой экономики и потребностями в трудовых ресурсах. Нужно принять и реализовать программу расселения населения в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Для этого необходимо создать благоприятные условия (жилье, уровень зарплаты, социальная инфраструктура) выпускникам высших учебных заведений, готовых переселиться в эти районы; привлечь соотечественников из стран СНГ для заселения и экономического освоения территорий Сибири и Дальнего Востока; выделить средства из федерального бюджета на льготные кредиты на строительство жилья и ведения бизнеса в зависимости от количества мигрантов, принятых районом; предоставить возможности получения земли в долгосрочную аренду для ведения производственной и сельскохозяйственной деятельности. Если бы в стране был развит рынок кредитов для физических лиц, квалифицированный рабочий мог бы занять деньги на переезд и поиски работы и расплатиться из высокой заработной платы на новом месте (как это и происходит в развитых странах) (6 С. 57). Так как государство ставит задачу закрепления трудовых ресурсов на Дальнем Востоке для обеспечения геополитических интересов, то необходимо предоставлять гражданам такую возможность (1 С. 13-15). Реализация подобных программ позволит создать рабочие места, стимулировать рост промышленного производства в регионе, остановить миграционный отток населения.

 

Глава 3.3. Проблемы вовлечения трудовых ресурсов в процесс производства.

Как уже говорилось выше, ведущая роль в экономическом взаимодействии принадлежит размещению производства, оно определяет, в конечном счете, размещение населения. В свою очередь размещение трудовых ресурсов и всего населения играет важную роль в размещении производства. Само наличие или отсутствие населения на той или иной территории является фактором, способствующим развитию производства или, наоборот, тормозящим его.

Регулирование распределения и перераспределения общественного труда между отраслями народного хозяйства, повышение трудообеспеченности городов становится центральной задачей органов управления. Мобильность трудовых ресурсов, необходимость перераспределения их в пользу приоритетных отраслей - процесс закономерный, и он вызван главным образом ускорением научно-технического прогресса и интенсификацией производства.

Существует несколько путей увеличения численности занятого населения – вовлечение в экономическую деятельность ныне не занятого населения и привлечение внешних трудовых мигрантов. «Реформирование отношений бизнеса и соцсферы увеличит отток населения из моногородов. Отборные трудовые ресурсы устремятся в миллионники, - убежден заместитель директора ИФиП УрО РАН по научной работе Константин Киселев. - Кадровый голод традиционного промышленного сектора вполне может быть замещен, например, за счет иностранной миграции или миграции из депрессивных территорий» (5 С. 58-60).

По данным ООН, Россия стала вторым крупнейшим регионом в мире по количеству принятых иммигрантов (после стран ЕС) (15 С. 98). Опираясь на статистические данные (7 С. 458, 24 С. 89-91) 32% всего миграционного прироста приходится на Центральный ФО (Москва и Московская область более 35% иммигрантов ФО). Другим центром притяжения является Приволжский ФО (20%). Меньшая доля международных мигрантов приходится на Южный (14%), Сибирский (13%), Уральский(10%), Северо-Западный (7,5%) и Дальневосточный ФО (3,5%).

Трудовые мигранты приезжают в Россию из многих стран. Среди них доля граждан из стран СНГ составляет 95%, что указывает на тесное взаимодействие РФ с бывшими союзными республиками. Среди стран СНГ, отдающих свои  трудовые ресурсы, выделяются Узбекистан (18,5%), Украина (18%) и Казахстан (14%), прочих стран – Германия (1,1%), Китай (0,6%) и Израиль (0,4%).

Главным направлением перемещения населения внутри страны стало движение из северных и восточных регионов в центральные и юго-западные регионы. Притягивающими мигрантов являются Центральный и Северо-Западный ФО, отдающими – остальные территории (15 С. 99-100). Здесь важным становится вопрос о том, что территории, принимающие мигрантов, уже имеют высокую плотность населения, в то время как отдающие территории, Сибирский, Дальневосточный ФО остро нуждаются в трудовых ресурсах.

Легальная трудовая миграция имеет положительный момент-это заполнение непрестижных ниш с тяжелыми условиями работы. Как показывает статистика (30 С. 120), 40% мигрантов заняты в строительстве,  27% заняты в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых приборов, 7% в обрабатывающих производствах. Нелегальная же трудовая миграция стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, усиливает межнациональную напряженность в обществе.

Трудовую миграцию регулируют порядка 40 нормативных документов. В начале 2007г. был принят ряд новых законов, которые призваны исправить положение дел в этой сфере. Например, было запрещено иностранцам торговать на рынках, была упрощена процедура регистрации по месту пребывания, увеличены штрафы работодателям за использование незаконных мигрантов (30 С. 100-101).

Основную роль в привлечение мигрантов играет вопрос о том, в каком объеме нужно привлекать данные ресурсы, который до сих пор четко не изучен, несмотря на существование квот (16 С. 5). Нарастающей тенденцией становится конкурентная борьба за квалифицированные трудовые ресурсы, поэтому необходимо повышать требования к мигрантам по критериям уровня образования, наличия диплома, опыта работы по специальности (27 С. 101).

В настоящее время сложилось две точки зрения на роль внешней трудовой миграции:

  1. Консервативная, которая связывает трудовую миграцию исключительно с негативными последствиями. Регулирование связывается с закрытием страны и депортацией нелегальных мигрантов.
  2. Либеральная, основанная на идее, что Россия обречена на использование иностранной рабочей силы, а определение потребностей в ней должно основываться на экономических и геополитических интересах России (27 С. 96).

Учитывая, что число иностранных мигрантов составляет 1% в общей численности занятого населения, с одной стороны, можно признать, что трудовая миграция из-за рубежа не оказывает существенного отрицательного влияния на региональные рынки труда.

Но вот как комментирует ситуацию директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - "Парадокс - но что такое трубопроводы, которые сегодня строятся на Дальнем Востоке и для строительства которых не хватает местной рабочей силы? Фактически это механизм для того, чтобы инновационная экономика в России не развивалась никогда. Это каркас будущей сырьевой экономики. Другой путь - инновационный - лежит через развитие конкуренции и повышение производительности труда. Разумеется, глупо отказываться от природных богатств, раз уж они в России сегодня имеются в избытке, но развитие должно быть направлено прежде всего на появление нового высокотехнологичного сектора. Это не означает, что нужно будет совсем отказываться от привлечения иностранных специалистов, но их труд будет направлен именно на развитие высокотехнологичной отрасли» (14 С. 4).

Необходимо помнить, что низкая географическая мобильность трудовых ресурсов сдерживает реструктуризацию экономики (6 С. 53). Это странно, если учесть, что переход к рынку должен был бы вызвать массовое перераспределение трудовых ресурсов. Ограничения мобильности опасны. В ее отсутствие уровень безработицы и средняя заработная плата в различных регионах различаются в несколько раз, что приводит к социальной напряженности и является угрозой для целостности страны (6 С. 55). С экономической точки зрения низкая мобильность трудовых ресурсов является одним из важнейших препятствий на пути реструктуризации предприятий. С одной стороны, в депрессивных городах неэффективные предприятия могут позволить себе платить низкую заработную плату и откладывать реструктуризацию. С другой — в более процветающих городах эффективные предприятия часто испытывают дефицит квалифицированных кадров, что сдерживает возможности для расширения производства.

Главная количественная проблема состоит, с одной сторон, из соответствия социально-экономических и технико-технологических потребностей общества, а с другой стороны, из зависимости между структурой рабочей силы и демографической структурой общества. Старение населения и снижение рождаемости ставят Россию перед лицом дефицита населения в трудоспособном возрасте. Хотя можно говорить так же и о уменьшение безработицы (30 С.120). Внутренние резервы для обеспечения рабочей силой экономического роста нашей страны имеются, это прежде всего безработное и незанятое население. В последнее десятилетие масштабы и интенсивность внутренней миграции снизились, однако во многих субъектах России сохраняется высокий оборот кадров на предприятиях. Это связано с низким уровнем зарплаты, отсутствием инвестиций для создании новых рабочих мест, неразвитостью рынка труда и жилья и прочим рядом причин. Экономический кризис не станет раздражителем для внутренней миграции в российских регионах. Нестабильность заставляет людей держаться за места даже в условиях сокращения заработной платы (12 С. 68-70). Вторым внутренним резервом дополнительной рабочей силы может быть повышение возраста выхода на пенсию. Ввоз рабочей силы из-за рубежа должен быть строго контролирован, так как способен вызвать негативные геополитические и социально-этнические последствия.

Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что наиболее затратным, но эффективным способом решения проблемы трудообеспеченности станет диверсификация экономики.

 

 

Глава 4. Трудовые ресурсы Кемеровской области.

 

После анализа показателей трудовых ресурсов по стране, необходимо понять, как они отражаются на конкретном субъекте РФ (на примере Кемеровской области), и есть ли общие и отличительные черты в структуре трудовых ресурсов РФ и Кемеровской области.

Информация о работе География трудовых ресурсов