Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:58, курсовая работа
ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом… Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса.
Введение 2
1.Городская агломерация 5
1.1Признаки агломерации 6
1.2 Критерии объединения 6
1.3 Рост агломераций 7
1.4 Крупнейшие агломерации мира 7
2.Агломерации России 8
2.1 Критерии выделения и особенности 8
2.2 Крупнейшие агломерации России 10
3.Санкт-Петербургская агломерация 19
3.1 Общие сведения 19
3.2Структура агломерации 19
3.3 Ядро агломерации 20
3.4 Первый пояс поселений-спутников 20
3.5 Второй пояс поселений-спутников 21
4.Преимущества Городских агломераций 22
4.1 Внешние преимущества для предприятий 22
4.2 Выгоды агломерации для потребителей (домашних хозяйств) 24
5. Оптимальные размеры агломерации 26
5.1 Пространственная дезинтеграция, обусловленная отрицательными внешними эффектами 26
5.2 Формальный анализ проблемы оптимальных размеров города 27
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36
Агломерация при городе-немиллионнике Краснодар стала 1,1-миллионной благодаря высокой плотности населения на Кубани. Уступая Ростову и его агломерации, является вторым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения юга России. Местные власти имеют планы достижения Краснодаром статуса города-миллионника за счет присоединения ближних поселений - существующих из агломерации и застройки новых. Благодаря исключительно благоприятному геополитическому и климатическому положению, жилищным и прочим инвестициям из остальной России, положительной миграции с Северного Кавказа и Закавказья имеет дальнейшие серьёзные перспективы.
(Приложение 2 Рис.4)
Полицентрическая Иркутско-Чере
В начале XXI века возник проект формального оформления фактически существующей агломерации в городской статус с целью создания нового российского города-миллионника. С 2006 года губернатор Иркутской области А. Г. Тишанин продвигает инициативу объединения в «Большой Иркутск» бо́льшей части его агломерации (Ангарска, Шелехова и других поселений)[9]. Данный проект формального оформления фактически существующей агломерации, по мнению архитектора Марка Мееровича, обуславливается не только желанием получить какие-либо привилегии, а вызван стремлением привлечь крупных зарубежных инвесторов, для которых городов с меньшей численностью «попросту не существует на карте их бизнес-интересов»[10].
1-1,1-миллионная агломерация, возглавляемая так и не достигшим 1 миллиона жителей Воронежем испытывает, как и многие другие крупнейшие агломерации в постсоветскую эпоху, депопуляцию. Традиционно являлась межрегиональным центром социально-экономического развития Черноземья, а её центр Воронеж носил имя "столицы Черноземья".[источник?]
Полицентрическая Тульская (Тульско-Новомосковская) агломерация возникла во времена индустриализации благодаря нескольким городам-спутникам и стала одной из немногих миллионных (1-1,1 млн.) агломераций при городах-немиллионниках. В постиндустриальную эпоху испытывает особо значительную депопуляцию и неперспективна. Межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения центральной России не является.
Полицентрическая Владивостокск
Прочие агломерации
Санкт-Петербургская агломерация — моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг Санкт-Петербурга. Административно в её состав входит вся территория города федерального значения Санкт-Петербург и часть территории Ленинградской области. Ориентировочно агломерация простирается на 50 км от центра Санкт-Петербурга[1].
Численность
населения Санкт-Петербургской
Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются пригородными электропоездами и автобусами пригородного сообщения.
Агломерация
продолжает активно развиваться, значительным
стимулом к этому послужило
В Санкт-Петербургской
агломерации можно условно
Ядро агломерации включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной, застройки. В неё не включаются Колпинский, Кронштадтский, Курортный, Петродворцовый и Пушкинский районы, а также северная часть Выборгского района (Левашово и Парголово), южная часть Красносельского района (Горелово и Красное Село) и западная часть Приморского района (Лисий Нос).
Примерная площадь ядра агломерации составляет 550 км². Численность населения в 2002 году превышала 4 миллиона человек, а средняя плотность населения составляла около 7300 чел./км².
В первый пояс поселений-спутников ядра агломерации входят территории Санкт-Петербурга, не входящие в ядро агломерации, а также прилегающие территории Ленинградской области. На северо-западе границей первого пояса поселений-спутников является Рощино, на севере — Агалатово и Лесколово, на востоке — Мга, Шлиссельбург и посёлок имени Морозова, на юге — Тосно, Форносово и Гатчина.
Внешняя
граница первого пояса почти
полностью совпадает с внешними
границами лесопаркового
Площадь территории первого пояса составляет примерно 4840 км², численность населения на 2002 год — 1150 тысяч человек, плотность населения — 240 чел./км², уровень урбанизации — почти 80 %.
Во второй пояс поселений-спутников ядра агломерации входят следующие территории Ленинградской области:
Площадь
территории второго пояса составляет
примерно 6200 км², численность населения
на 2002 год — 220 тысяч человек, плотность
населения — 35 чел./км², уровень урбанизации —
примерно 53 %.
В существенной степени при концентрации производства на территории
города экономия достигается за счет эффектов масштаба, внешних по отношению к производственному процессу рассматриваемых фирм. Ее называют внешней экономией (external economies). Она связана с возможным снижением издержек на закупку однотипных ресурсов (например, оборудования, сырья, электроэнергии и т.д.) многими фирмами города. Поскольку она порождается их совместным размещением в одном полюсе экономического пространства, в теории экономики города ее называют также экономией, обусловленной агломерацией. В городе формируется рынок сбыта соответствующих факторов производства, это стимулирует размещение в нем предприятий-поставщиков этих факторов, что усиливает степень концентрации производства. Таким образом, подобная экономия достигается благодаря действию сложного хозяйственного механизма, большинство участников которого является внешним по отношению к конкретной фирме.
При этом
нередко возникает цепочка
Это происходит даже в тех случаях, когда в соответствующих видах производства отсутствуют эффекты масштаба. Данный процесс становится
кумулятивным, он привлекает предприятия самых различных отраслей, в том
числе и таких, которые не связаны непосредственно с исходным производством.
Подобное разнообразие видов деятельности на ограниченной территории города стимулирует установление производственных контактов, резко облегчая обмен необходимой деловой информацией. На определенном этапе данный процесс стимулирует возникновение местного общественного сектора, развитие которого в свою очередь может усилить дальнейший кумулятивный эффект, в частности, за счет повышения качества рабочей силы.