Городская агломерация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

ХХ век - век урбанизации, век, когда некогда аграрные страны сосредоточили почти всё население в городах, век, в который люди заперли себя в замкнутом пространстве, люди, которые забыли, что такое воздух без запаха бензина, которые не видят звёзд по ночам, так как они затянуты смогом… Но проблема даже не в этом, ужасно то, что нам это даже нравится. Город как вирус или, скорее как наркотик всё больше и больше затягивает всё живое. И определение этому наркотику уже найдено. Город - очаг зарождения и распространения нового - в науке, технике, производстве, культуре, искусстве. Город - двигатель прогресса.

Содержание работы

Введение 2
1.Городская агломерация 5
1.1Признаки агломерации 6
1.2 Критерии объединения 6
1.3 Рост агломераций 7
1.4 Крупнейшие агломерации мира 7
2.Агломерации России 8
2.1 Критерии выделения и особенности 8
2.2 Крупнейшие агломерации России 10
3.Санкт-Петербургская агломерация 19
3.1 Общие сведения 19
3.2Структура агломерации 19
3.3 Ядро агломерации 20
3.4 Первый пояс поселений-спутников 20
3.5 Второй пояс поселений-спутников 21
4.Преимущества Городских агломераций 22
4.1 Внешние преимущества для предприятий 22
4.2 Выгоды агломерации для потребителей (домашних хозяйств) 24
5. Оптимальные размеры агломерации 26
5.1 Пространственная дезинтеграция, обусловленная отрицательными внешними эффектами 26
5.2 Формальный анализ проблемы оптимальных размеров города 27
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 1 36

Файлы: 1 файл

Городская агломерация курсовик.docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

Возможно  дальнейшее усложнение рассмотренной  модели формирования города в нескольких направлениях. Так, например, мы можем учесть внеэкономические факторы, стимулирующие развитие города за пределы экономически целесообразных границ. Например, речь может идти о политических соображениях, заставляющих органы государственной власти

расширить столицу за пределы окружности с  радиусом г*. В этом случае модель демонстрирует те дополнительные издержки, которые связаны с подобным расширением города и которые признаны допустимыми, благодаря внеэкономическим эффектам агломерации. Мы можем также учесть внеэкономические издержки самого процесса агломерации.

 Масштаб миграционных потоков, направляющихся в растущий город, может резко превысить его способность адаптировать большие массы мигрантов в короткие сроки. Возникающие при этом социальные конфликты могут резко замедлить темпы урбанизации и в результате в течение длительного времени будет наблюдаться уровень развития города, значительно меньший оптимального уровня г*, определяемого моделью.

Мы можем  рассмотреть далее альтернативные варианты технологии функционирования города, обеспечивающие снижение издержек, связанных с развитием города. В простейшем варианте введение подобных улучшенных

технологий  приводит к новому варианту второй компоненты издержек ТС2 и, соответственно, к некоторому сдвигу вниз графика функции МС2(г). Это приводит, в конечном счете, к сдвигу вниз графика функции МС(г) и, соответственно, к росту максимально оправданного значения радиуса города г*.

Само  развитие альтернативных технологий функционирования города стимулируется стремлением преодолеть действие факторов дезинтеграции.

Мы можем, в частности, рассмотреть вариант  технического прогресса, связанного с повышением этажности застройки в городе. Это приводит к повышению плотности населения и плотности объема производства в расчете на единицу площади, что позволяет существенно снизить издержки внутригородского перемещения людей и грузов. Наиболее сильно такой эффект проявляется при повышении плотности застройки в центральной зоне города. Соответственно мы можем рассмотреть более сложную модель с центральной круговой зоной высокоплотной застройки и кольцевой периферийной зоной исходной низкоплоной застройки.

Если  город является центром инновации, приносящей выгоду также и внешней экономической системе, то его оптимальный размер может существенно превзойти критический уровень (г*), выявленный в данной простой модели.

Заключение

Независимо от того, как относятся люди к агломерациям, они - объективная реальность, имеющая свои законы развития. Города перерастают в агломерации, поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города (маятниковые миграции, культурно-бытовые связи, производственные связи предприятий и их филиалов и т. д.). Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей "достижимостью" любой точки агломерации.

Урбанизация создаёт сложнейший узел противоречий, которые и заставляют рассматривать  агломерацию как нечто действительно  глобальное. Существует несколько аспектов: экономический, экологический, социальный и территориальный (последний выделен достаточно условно, так как он объединяет все предыдущие).

Экономический аспект заключается в том, что  если раньше концентрация промышленности давала дополнительный эффект, то позже  на передний план выступили негативные моменты: транспортный паралич (пробки), трудности водоснабжения, проблемы экологии. В связи с этим промышленность вынуждена "уходить" из крупных городов, её место занимают другие функции. Это и научные и научно-исследовательские и опытно-конструкционные разработки, финансово-управленческие и др.

Экологические проблемы агломераций состоят в  том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды, оказывая прямое и косвенное влияние на огромные территории.

Социальный  аспект агломераций действительно  глобальный. Он особенно проявляется  в резких различиях качества жизни  в богатых "зелёных" пригородах и в трущобных кварталах вокруг "заводских" агломераций.

Пространственный  аспект связан со всеми предыдущими. "Расползание" агломераций означает распространение городского образа жизни на всё большие территории, а это, в свою очередь, ведёт к обострению экологических проблем, к растущим транспортным потокам, к оттеснению всё дальше и дальше сельскохозяйственных зон.

Субурбанизация (отток населения в пригородные зоны) - стихийный процесс, именно он способствовал некоторому сокращению населения городских ядер, однако он вовсе не ведёт к равномерному "рассасыванию" населения, а скорее означает "расползающуюся" концентрацию. Этот процесс обусловливает и социальное расслоение населения.

Глобализм процесса разрастания агломераций  особенно нагляден на примере развивающихся  стран. Рост агломераций ведёт здесь  к стремительному росту "псевдогородского населения" (отсюда: "трущобная урбанизация"). Миллионы людей в города гонит безземелье, отсутствие шансов найти работу в сельской местности. Они и пополняют население "трущобных кварталов" агломераций. Подсчитано, что свыше 1/3 городского населения развивающихся стран живёт в трущобах, причём их доля постоянно растёт. 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Официальный сайт МГУ. Геоурбанизационные процессы в современном мире.
  2. Сайт irn.ru. Forbes проигнорировал Москву
  3. Яндекс.Словари: Московская агломерация
  4. Александр Борознов. И только в области… мы впереди планеты всей? // Архитектурный вестник - 2006. - №4 (91).
  5. Население // Ленинградская область: Знаете ли вы? / Сост. В. А. Уланов. — Санкт-Петербург: «Паритет», 2007. — С. 291-292. — 320 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-93437-281-2
  6. Солодилов В. В. (2005) Транспортно-коммуникационная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга (PDF). Развитие городских агломераций в зоне транспортного коридора Москва – Санкт-Петербург. Фонд «Центр стратегический разработок „Северо-запад“».  Проверено 16 сентября 2008.
  7. Журнал «Устойчивое развитие. Наука и практика»
  8. Журнал «Эксперт», Регион — локомотив роста, интервью с К. А. Титовым
  9. Артём Паньков. Иркутская агломерация: иновационная модель или?.. // Архитектурный Bестник. — 2007. — № 4 (97).
  10. Марк Меерович. Зачем нужна Иркутская агломерация (проблемы и мотивации) // Региональное развитие (Вестник Фонда регионального развития Иркутской области). - № 1 (Апрель'2007). - С. 11.
  11. Население // Ленинградская область: Знаете ли вы? / Сост. В. А. Уланов. — Санкт-Петербург: «Паритет», 2007. — С. 291-292. — 320 с. — 6000 экз. — ISBN 978-5-93437-281-2
  12. 1 2 Солодилов В. В. (2005) Транспортно-коммуникационная основа согласованного развития Москвы и Санкт-Петербурга (PDF). Развитие городских агломераций в зоне транспортного коридора Москва – Санкт-Петербург. Фонд «Центр стратегический разработок „Северо-запад“».  Проверено 16 сентября 2008.
  13. http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/11/18/0000240491/Glava_5.pdf
  14. С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий. Глобальная география. 11 класс. М., "Дрофа" 1999г.
  15. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства и некоторые подходы к ее исследованию в свете социалистической экономической интеграции. //Территориальная структура народного хозяйства в социалистических странах. М.: Наука.1996. С.7.
  16. Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении городов. // Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз. 2006. С. 168.
  17. Развивающиеся страны. Основные проблемы экономической и социальной географии. М.: Мысль. 2003.
  18. Ильин И.А. Экономика городов: региональный аспект развития. М.: Наука. 2007.
  19. Пчелинцев О.С. Урбанизация и социально-экономическое содержание системного анализа расселения. М.- Киев. 1999.
  20. Идеи формирования экологического каркаса территории выдвинуты и развиты В.В. Владимировым в кн.: Расселение и окружающая среда. М.: Эксмо. 2002.
  21. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Просвещение. 2006.

Приложение 1

Табл.1

  агломерация жителей включает  в себя государство
1 Токио 33,4 млн. Йокогама, Кавасаки, Саитама Япония
2 Сеул 23,2 млн. Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Сувон Южная Корея
3 Мехико 22,1 млн. Несахуалькоэтль, Экатепек, Наукальпан Мексика
4 Нью-Йорк 21,8 млн. Ньюарк, Патерсон США
5 Мумбаи 21,3 млн. Кальян, Тхане, Ulhasnagar Индия
6 Дели 21,1 млн. Фаридабад, Газиабад Индия
7 Сан-Паулу 20,4 млн. Гуарульюс Бразилия
8 Лос-Анджелес 17,9 млн. Риверсайд, Анахайм США
9 Шанхай 17,3 млн.   Китай
10 Осака 16,6 млн. Кобе, Киото Япония
11 Каир 15,9 млн. Гиза, Шубра-Эль-Хайма Египет
12 Москва 15,8 млн. Балашиха, Видное, Химки, Одинцово, Подольск, Королёв, Мытищи, Троицк, Щёлково Россия
13 Калькутта 15,5 млн. Хаура Индия
14 Манила 15,4 млн. Калоокан, Кесон Филиппины
16 Карачи 14,8 млн.   Пакистан
15 Джакарта 14,9 млн. Бекаси, Богор, Депок, Тагенганг Индонезия
  агломерация жителей включает  в себя государство
17 Гуанчжоу 14,5 млн. Фошань Китай
18 Дакка 13,8 млн.   Бангладеш
19 Буэнос-Айрес 13,5 млн. Сан-Хусто, Ла-Плата Аргентина
20 Пекин 12,7 млн.   Китай
21 Рио-де-Жанейро 12,2 млн. Нова-Игуасу, Сан Гонсало Бразилия
22 Тегеран 12,1 млн. Кередж Иран
23 Лондон 12,0 млн.   Англия
24 Стамбул 11,7 млн.   Турция
25 Лагос 10,0 млн.   Нигерия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Рис. 1

 
 

Приложение 2

Рис.2

 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 Рис. 3

Приложение 2 Рис. 4

Информация о работе Городская агломерация