Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, реферат
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой литературы
Лёгкая промышленность представлена в основном - текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.
Текстильная промышленность
выпускает хлопчатобумажные ткани
льняные, шерстные и шелковые и концентрируется
преимущественно в Санкт-
Большая часть потребностей в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счёт поступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ, Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.
Индустриально-строительный
комплекс имеет межрайонное значение.
Предприятия его размещены в
крупных и средних городах, имеющих
выход к транспортным магистралям.
Здесь выпускают железобетонные
изделия и конструкции, другие строительные
материалы, в Новгородской области
развита стекольная промышленность.
Повышение эффективности
Значительное развитие получила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местном сельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и на привозном сырье.
Раздел 2.
Характеристика транспортной
сети Северо-Западного
экономического района (Октябрьская
железная дорога)
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%. Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт.
Северо-Западный экономический район располагает развитой транспортной системой. Перевозочная деятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видами транспорта.
2.1 Автомобильный
транспорт
Северо-Западный район
располагает разветвлённой
Кроме того, от Новой Ладоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и на Тихвин – Пикалёво - Череповец-Вологду.
Протяжённость автомобильных
дорог района с твёрдым покрытием
составляет 4,9% от этого показателя
по России в целом. В 1997 г. всеми владельцами
грузового транспорта во всех отраслях
народного хозяйства (на государственной
и коммерческой основе) магистральным
автомобильным транспортом было
перевезено 10 млн. т грузов.
2.2 Морской транспорт
Перевозки грузов морским транспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районов страны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).
Морской порт Санкт-Петербург - «морская столица России» - крупнейший транспортный узел на северо-западе страны. Порт расположен в восточной части Финского залива на островах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря по март навигация поддерживается с помощью ледоколов.
Структурно Санкт-
ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки грузов в этом воднотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоя судов общим протяжением 8,4 км (7,2 км - для обработки судов). Глубины у причалов составляют 8-11,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 40 тыс.т. Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год.
Порт состоит из
четырёх районов. Первый район специализируется
на перегрузке внешнеторговых генеральных
и навалочных грузов. На причалах второго
района осуществляется перевалка генеральных
экспортно-импортных грузов, прежде
всего, перевозимых на регулярных линиях.
Третий район ориентирован на перегрузку
автотранспортной техники, оборудования,
лесоматериалов и навалочных зерновых
грузов. Здесь же расположен оснащенный
современной техникой контейнерный
терминал, обеспечивающий среди прочих
перевалку контейнеров
Порт ежегодно посещает более двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на порт Калининград, порты Германии и Швеции.
Порт является одним
из лучших по техническому оснащению
в России. Он имеет развитые железнодорожные
и автомобильные подходы, а по
р. Неве порт связан системой глубоководных
внутренних судоходных путей с важнейшими
промышленными и
Несмотря на снижение
общего объёма грузопереработки по системе
морского флота РФ грузооборот ОАО «Морской
порт Санкт-Петербург» в 1997 г. Составил
9,0 млн.т.
Общий грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в 1997 г. составил почти 20,6 млн.т., в том числе наливные грузы - более 5,7 млн. т, навалочные- 2,8 млн. т, генеральные-10,2 млн. т, лесные-1,7 млн.т.2
Морские портовые порты Выборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга. Навигация круглогодичная, зимой-с ледокольным обеспечением. Суммарная мощность портов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год. Глубина у причалов в Выборге-6,5-8,5 м (глубина подходного канала - не менее 6 м), в Высоцке- 9,4 м.
Грузооборот этих портов в 1997 г. составил более 2,4 млн.т., в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов, 0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.
Порт Выборг из-за стесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченные возможности для развития.
По Государственной
программе «Возрождение торгового
флота России», утверждённой Постановлением
Правительства РФ №996 от 08.10.93 г., в
Финском заливе намечается построить
новые порты. Эти порт будут важным
звеном в транспортной инфраструктуре
всего Северо-Западного
Новый порт Усть-Луга проектной мощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский район Ленинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга, предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химических грузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год.
Порт в бухте Батарейная (Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км от Санкт-Петербурга и будет предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до 15 млн.т.
Строительство портовых комплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатацию зависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала (2005-2010гг.).
Все эти объекты
находятся в зоне обслуживания Октябрьской
железной дороги. Перспективы вышеназванного
строительства вплотную затрагивают
и ее интересы. Необходимо рассматривать
вопрос в комплексе - не только строить
сами порты и припортовые станции,
но и решать технико-эксплуатационные
проблемы более отдалённых железнодорожных
подходов к портам.
2.3 Речной транспорт
Район богат внутренними судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. Реки Нева, Свирь и Онежское озеро составляют часть Волго-Балтийской судоходной системы, по которой в 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целом находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для её нормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.
В районе Выборга
функционирует водная система Саймаа.
Водная система Саймаа - это канал, открытый
29 лет назад, арендуемый Финляндией у России
(срок аренды кончается в 2013 г.). Все 8 шлюзов
от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются
финскими властями и лишь на отрезке протяжённостью
в 21 морскую милю от устья канала до международных
вод проводку осуществляет русский лоцман.
Ежегодно по каналу перевозится сырьё
и продукция лесной промышленности, в
среднем 1,5 млн.т.
2.4 Трубопроводный
транспорт
Большое развитие получил
трубопроводный транспорт. По территории
Северо-Западного района проложены
нефтепроводы: Ярославль - Кириши и
Ярославль – Торжок - Великие
Луки и далее на Беларусь; магистральный
нефтепродуктопровод Кириши-
2.5 Воздушный транспорт
Воздушный транспорт
в регионе используется в народном
хозяйстве для перевозки
2.6 Железнодорожный
транспорт
Основные перевозки
грузов в Северо-Западном районе осуществляются
железнодорожным транспортом, которым
в 1997 г. было перевезено 48,4 млн.т.
Важнейшим направлением инвестиционного сотрудничества Росси в области транспорта должно стать её участие в создании так называемых международных транспортных коридоров. Согласно определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН транспортный коридор представляет географическое пространство, через которое проходят крупные транспортные потоки и которое охватывает инфраструктуру разных видов транспорта. На Второй Общеевропейской конференции, состоявшейся на острове Крит в 1994 г., были утверждены 9 основных транспортных коридоров.
Из девяти официально
утверждённых через Россию проходят
три международных транспортных
коридора. В направлении Север-Юг-
Указанное направление
по территории Северо-Западного района
включает следующие участки железных
и автомобильных дорог: границы
Финляндии – Выборг - Санкт-Петербург-Москва;
Санкт-Петербург - Псков-Невель-граница
с Беларусью. В состав российской
части транспортного коридора входят
также морские порты Санкт-
На рынке международных
грузовых перевозок сильна конкуренция
между различными видами транспорта,
в частности между
Потребности промышленности,
сельского хозяйства и
Эксплуатационная длина железнодорожных путей района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км территории-257 км (средняя по РФ-51 км).
Информация о работе Экономическая географика и регионалистика района