Экономическая географика и регионалистика района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономчнеская география и регионалистика(реферат).docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Лёгкая промышленность представлена в основном - текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.

Текстильная промышленность выпускает хлопчатобумажные ткани  льняные, шерстные и шелковые и концентрируется  преимущественно в Санкт-Петербурге; трикотажное производство представлено в Великих Луках и Боровичах (Псковская область); кожевенно-обувная  промышленность - в Санкт-Петербурге, где работает крупнейшее АО «Скороход». Фарфорофаянсовая промышленность развита  в Ленинградской и Новгородской областях.

Большая часть потребностей в топливе (уголь, нефть, природный  газ) удовлетворяется за счёт поступления  из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф, сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ, Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская  АЭС) электростанций.

Индустриально-строительный комплекс имеет межрайонное значение. Предприятия его размещены в  крупных и средних городах, имеющих  выход к транспортным магистралям. Здесь выпускают железобетонные изделия и конструкции, другие строительные материалы, в Новгородской области  развита стекольная промышленность. Повышение эффективности комплекса  связано с расширением его  сырьевой базы за счет комплексной переработки бокситов Тихвинской группы месторождений.

Значительное развитие получила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местном  сельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и на привозном сырье.

Раздел 2. Характеристика транспортной сети Северо-Западного  экономического района (Октябрьская  железная дорога) 

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%. Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального хозяйства неизмеримо возрастает.

Транспортная система  России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт.

Северо-Западный экономический  район располагает развитой транспортной системой. Перевозочная деятельность в Северо-Западном экономическом  районе осуществляется всеми видами транспорта.

2.1 Автомобильный  транспорт 

Северо-Западный район  располагает разветвлённой сетью  автомобильных дорог. От Санкт-Петербургского транспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: в юго-восточном направлении - на Новгород – Москву, южном - на Псков- Невель - Витебск-Киев, западном - на Ивангород – Нарву - Таллинн-Ригу-Калининград, северном - на Выборг и в восточном направлении - на Новую Ладогу и алее Петрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финского залива на запад до Ивангорода и северо-запад - на Приозерск (далее в Карелию) и Светогорск.

Кроме того, от Новой  Ладоги отходят две автомобильные  дороги федерального значения на Кириши и на Тихвин – Пикалёво - Череповец-Вологду.

Протяжённость автомобильных  дорог района с твёрдым покрытием  составляет 4,9% от этого показателя по России в целом. В 1997 г. всеми владельцами  грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной  и коммерческой основе) магистральным  автомобильным транспортом было перевезено 10 млн. т грузов. 

2.2 Морской транспорт 

Перевозки грузов морским  транспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта в  осуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районов страны через торговые порты  Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).

Морской порт Санкт-Петербург - «морская столица России» - крупнейший транспортный узел на северо-западе страны. Порт расположен в восточной части  Финского залива на островах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря по март навигация  поддерживается с помощью ледоколов.

Структурно Санкт-Петербургский  порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», специализированного морского порта, а также других причалов, переработку  грузов на которых осуществляют другие компании.

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки  грузов в этом воднотранспортном  узле. Порт располагает 53 причалами  для обработки и отстоя судов  общим протяжением 8,4 км (7,2 км - для  обработки судов). Глубины у причалов составляют 8-11,5 м, что позволяет  обслуживать суда дедвейтом до 40 тыс.т. Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год.

Порт состоит из четырёх районов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральных  и навалочных грузов. На причалах второго  района осуществляется перевалка генеральных  экспортно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярных линиях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники, оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых грузов. Здесь же расположен оснащенный современной техникой контейнерный терминал, обеспечивающий среди прочих перевалку контейнеров транзитом  по территории России между портами  Восточной Азии и Европы. Четвёртый  район специализируется на перевалке  угля. Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другие генеральные грузы, зерно, сахар-сырец  навалом. В этом же районе расположена бункеровочная база.

Порт ежегодно посещает более двух тысяч судов. Функционируют  автомобильные паромные переправы  на порт Калининград, порты Германии и Швеции.

Порт является одним  из лучших по техническому оснащению  в России. Он имеет развитые железнодорожные  и автомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководных  внутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственными  регионами России, государствами  ближнего и дальнего зарубежья.

Несмотря на снижение общего объёма грузопереработки по системе морского флота РФ грузооборот ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в 1997 г. Составил 9,0 млн.т. 

Общий грузооборот  Большого порта Санкт-Петербург  в 1997 г. составил почти 20,6 млн.т., в том числе наливные грузы - более 5,7 млн. т, навалочные- 2,8 млн. т, генеральные-10,2 млн. т, лесные-1,7 млн.т.2

Морские портовые порты  Выборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга. Навигация круглогодичная, зимой-с  ледокольным обеспечением. Суммарная  мощность портов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год. Глубина у причалов в Выборге-6,5-8,5 м (глубина подходного канала - не менее 6 м), в Высоцке- 9,4 м.

Грузооборот этих портов в 1997 г. составил более 2,4 млн.т., в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов, 0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.

Порт Выборг из-за стесненности территории и малых  глубин на подходах имеет ограниченные возможности для развития.

По Государственной  программе «Возрождение торгового  флота России», утверждённой Постановлением Правительства РФ №996 от 08.10.93 г., в  Финском заливе намечается построить  новые порты. Эти порт будут важным звеном в транспортной инфраструктуре всего Северо-Западного экономического района России и составляет конкуренцию портам стран Балтии.

Новый порт Усть-Луга проектной мощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский район Ленинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга, предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химических грузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год.

Порт в бухте  Батарейная (Ломоносовский район  Ленинградской области) находится  в 60 км от Санкт-Петербурга и будет  предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до 15 млн.т.

Строительство портовых комплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатацию зависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала (2005-2010гг.).

Все эти объекты  находятся в зоне обслуживания Октябрьской  железной дороги. Перспективы вышеназванного строительства вплотную затрагивают  и ее интересы. Необходимо рассматривать  вопрос в комплексе - не только строить  сами порты и припортовые станции, но и решать технико-эксплуатационные проблемы более отдалённых железнодорожных подходов к портам. 

2.3 Речной транспорт 

Район богат внутренними  судоходными водными путями. Основными  судоходными реками являются: Нева, Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и Чудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. Реки Нева, Свирь и Онежское озеро составляют часть Волго-Балтийской судоходной системы, по которой в 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целом находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для её нормального функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.

В районе Выборга  функционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа - это канал, открытый 29 лет назад, арендуемый Финляндией у России (срок аренды кончается в 2013 г.). Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскими властями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала до международных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналу перевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т. 

2.4 Трубопроводный  транспорт 

Большое развитие получил  трубопроводный транспорт. По территории Северо-Западного района проложены  нефтепроводы: Ярославль - Кириши и  Ярославль – Торжок - Великие  Луки и далее на Беларусь; магистральный  нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Два магистральных газопровода  Белоусово - Санкт-Петербург и Ухта - Вологда-Череповец-Санкт-Петербург обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург; магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый с газовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленных районов, а также передачу газа через Санкт-Петербург на Финляндию. Балтийская трубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новых магистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов для обеспечения подачи на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов через новые порты в Приморске и бухте Батарейная. 

2.5 Воздушный транспорт 

Воздушный транспорт  в регионе используется в народном хозяйстве для перевозки срочных  грузов, для ремонта и строительства  трубопроводов, мостов и т.п. В Санкт-Петербурге на месте бывшего военного аэродрома  «Вещево» возводится международный аэропорт «Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодное географическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка - Северная Европа - Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов для транзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионы и будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой. 

2.6 Железнодорожный  транспорт 

Основные перевозки  грузов в Северо-Западном районе осуществляются железнодорожным транспортом, которым  в 1997 г. было перевезено 48,4 млн.т. 

Важнейшим направлением инвестиционного сотрудничества Росси  в области транспорта должно стать  её участие в создании так называемых международных транспортных коридоров. Согласно определению Комитета по внутреннему  транспорту ЕЭК ООН транспортный коридор представляет географическое пространство, через которое проходят крупные транспортные потоки и которое  охватывает инфраструктуру разных видов  транспорта. На Второй Общеевропейской  конференции, состоявшейся на острове  Крит в 1994 г., были утверждены 9 основных транспортных коридоров.

Из девяти официально утверждённых через Россию проходят три международных транспортных коридора. В направлении Север-Юг-коридор  № 9 от границы Финляндии к Санкт-Петербургу и далее в направлении на Киев через Москву и Псков - Витебский.

Указанное направление  по территории Северо-Западного района включает следующие участки железных и автомобильных дорог: границы  Финляндии – Выборг - Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург - Псков-Невель-граница  с Беларусью. В состав российской части транспортного коридора входят также морские порты Санкт-Петербург  и Выборг, аэропорт Пулково и сооружаемый  в Санкт-Петербурге грузовой терминальный комплекс.

На рынке международных  грузовых перевозок сильна конкуренция  между различными видами транспорта, в частности между железнодорожным  и автомобильным транспортом. Октябрьская  железная дорога постоянно ищет новые  пути для привлечения клиентов. Так  родилась идея контрейлерных перевозок. Октябрьская дорога проводит опытные  перевозки контрейлеров по маршруту Бусловская-Москва Товарная Октябрьской железной дороги. Если серия опытных поездок окажется успешной, то из контрейлерных платформ будет составлен поезд, который начнёт курсировать по маршруту Хельсинки-Москва.

Потребности промышленности, сельского хозяйства и населения  Северо-Западного экономического района обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая регулярную связь  как внутрирайонную, так и с другими регионами страны.

Эксплуатационная  длина железнодорожных путей  района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационной длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км территории-257 км (средняя по РФ-51 км).

Информация о работе Экономическая географика и регионалистика района