Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, реферат
Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой литературы
Транспортная сеть
имеет ярко выраженную радиальную структуру,
почти все основные железнодорожные
линии расходятся из одного центра-Санкт-Петербурга.
По разветвлённости в границах Северо-Западного
района Октябрьская дорога занимает
на сети России второе место (после
Московской дороги).
2.7 Отправление и
прибытие грузов
Экономика района и
его географическое положение предопределяют
объём перевозочной работы. В 1997 г. отправление
грузов составило 48,4 млн. т (5%от общего
отправления по железнодорожной
сети России); прибытие-86,8 млн. т (9% от сетевого
прибытия). Прибытие грузов превышало
отправление в 1,8 раза.
В целом доля грузов по району составляет около 95 %; по субъектам РФ, входящим в район, удельный вес грузов колеблется от 80 % по г. Санкт-Петербургу до 100% по Новгородской области.
На минерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% от общего отправления. На втором месте по объёму отправления (27%) находятся нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, мазут с НПЗ «КИНЕФ», работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю остальных грузов приходится 23%. В их состав входят: продукция отраслей машиностроения и металлообработки, лесохимической промышленности, сланцы, химические товары, а также товары лёгкой и пищевой промышленности.
В составе лесных грузов перевозятся: лес круглый и лес пиленный, шпалы и брус, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, фанера. Новгородское предприятие АО «Акрон» отгружает азотные и сложные удобрения, а также разнообразную химическую продукцию.
В прибытии удельный
вес грузов в целом по Северо-Западному
району составляет 84%; по субъектам
Российской Федерации, входящим в его
состав, он колеблется от 94% по Псковской
области до 76% по Ленинградской области.
В прибытии преобладают нефтепродукты,
прочие грузы и минерально-
К крупнейшим железнодорожным
станциям, обслуживающим промышленные
комплексы района, в 1997 г. относились:
узел Санкт-Петербург, имеющий в
своём составе большое
2.8 Транспортный баланс
и транспортно-экономические
Район имеет развитую
систему внутрирайонных связей. На
доли местного сообщения приходится
27,5% от объёма перевозок с преобладанием
характерных для Северо-
Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:
по нефтепродуктам: Ленинградская область (НПЗ «КИНЕФ») отправляет 5,2 млн. т нефтепродуктов на станции, расположенные на её территории (преимущественно на границе с государством Балтии)-3 млн. т;
по минерально-строительным материалам: Ленинградская область (в основном с крупных карьеров) отправляет нерудные материалы для потребления в области-4,4 млн. т и в г. Санкт-Петербург-2,9 млн. т;
по прочим грузам: предприятие «Ленинградсланец» отправляет сланцы на ТЭЦ Ленинградской области-1,6 млн.т.
Наряду с внутрирайонными связями Северо-Западный район характеризуется разветвлённой системой межрайонных связей. Около 55% (от общего объёма перевозок) потребляемого в районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозятся из других экономических районов и 18 % готовой продукции и импортных товаров вывозятся за его пределы.
Северо-Западный район
имеет отрицательный
Основные транспортно
– экономические связи
Из района вывозятся
минерально-строительные материалы (42%
от общего вывоза), главным образом
в Центральный экономический
район; прочие грузы, включающие широкую
номенклатуру производимых в районе
товаров, (31%)-преимущественно в
Значительные экономические
связи с Северо-Западного
Основной объём
ввоза (75 %) приходится на: нефтепродукты
(бензин, керосин, дизельное топливо),
поступающие в Северо-Западный район
преимущественно с
Доля транзита в
перевозочной работе Северо-Западного
экономического района незначительна.
Она включает в себя объёмы перевозок
грузов в транспортно-экономических
связях большинства регионов России
с Республикой Карелия и
2.9 Внешнеторговые перевозки
Приморско - приграничное
положение Северо-Западного экономического
района обусловливает широкие транспортно-экономические
связи России с государствами дальнего
зарубежья и Балтии через морские торговые
порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом
Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты
на границе России с Финляндией (Бусловская,
Светогорск), государствами Балтии (Ивангород
- Нарвский, Печоры - Псковские, Скангали,
Посинь) и Беларусью (Завережье, Клястица).
В 1997 г. Объём перевозок внешнеторговых грузов по району составлял 66,1 млн. т (24,2% от перевозок грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 58,1 млн. т- экспорт (сдача) и 8,0 млн. т-импорт (приём).
В общем объёме экспорта
более 45% приходится на нефтяные грузы,
в импорте - более 50% на прочие грузы
(это в основном промышленные и
продовольственные товары, машины,
оборудование). Экспортные поставки России,
осуществляемые через порты и
пограничные станции Северо-
В 1997 г. из 58,4 млн. т российского экспорта 10,3 млн. т (18%) подвозились к границе с Финляндией и 24,3 млн. т (42%)- с государствами Балтии принималось 2,6 млн. т (36%) и Финляндии-1,0 млн. т (14%).
Кроме собственных
перевозок, железнодорожный транспорт
России осуществляет транспортировку
внешнеторговых грузов в связях с
дальним зарубежьем бывших союзных
республик, а также в связях третьих
стран с третьими странами - международный
транзит. В 1997 г. практически весь объём
международного транзита (0,3 млн. т) через
территорию России в сообщении восток-запад
был освоен на западе станцией Бусловская,
на востоке - портом Восточный (предпортовая
станция Находка - Восточная) Дальневосточного
экономического района (Приморский край).
2.10 Железнодорожная
сеть района и её
На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего, положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.
Для обхода Санкт-Петербургского
узла, имеющего густую сеть железнодорожных
линий, построена спрямляющая линия
Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая
выход с Мурманского
В состав железнодорожной
сети района входят также широтные
линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев
- Великие Луки - Завережье и далее выход
на границу с Балтией через Посинь; Лихославль
- Великие Луки - Невель.
Одна из ведущих
магистралей Москва-Санкт-
Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г. были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
На остальных участках грузонапряжённость была примерно равна среднесетевой (Лодейное поле-Волховстрой) или ниже.
Список используемой литературы
1.
В. И. Видяпин «Экономическая
география России». - М.:Инфа - М; 2005г.
2. Н. Н.Казанский
«Экономическая география России». - М.:
«Транспорт»; 1991 г.
3. В. П.
Желтиков «Экономическая география».
- Ростов -на- Дону: «Феникс»; 2006 г.
4. В. Е.
Гребцова «Экономическая и социальная
география России» Ростов – на - Дону:
«Феникс»; 2000 г.
5. М.В. Степанова
«Региональная экономика». - М.:Инфа-М;
2000 г.
6. Б. М.
Лапидус, Ф. С. Пехтерев, Н. П. Терешина «Регионалистика»;2001
г.
7. Т. Г.
Морозова «Экономическая
Информация о работе Экономическая географика и регионалистика района