Экономическая географика и регионалистика района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.

Содержание работы

Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономчнеская география и регионалистика(реферат).docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Транспортная сеть имеет ярко выраженную радиальную структуру, почти все основные железнодорожные  линии расходятся из одного центра-Санкт-Петербурга. По разветвлённости в границах Северо-Западного  района Октябрьская дорога занимает на сети России второе место (после  Московской дороги). 

2.7 Отправление и  прибытие грузов 

Экономика района и  его географическое положение предопределяют объём перевозочной работы. В 1997 г. отправление  грузов составило 48,4 млн. т (5%от общего отправления по железнодорожной  сети России); прибытие-86,8 млн. т (9% от сетевого прибытия). Прибытие грузов превышало  отправление в 1,8 раза. 

В целом доля грузов по району составляет около 95 %; по субъектам  РФ, входящим в район, удельный вес  грузов колеблется от 80 % по г. Санкт-Петербургу до 100% по Новгородской области.

На минерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% от общего отправления. На втором месте по объёму отправления (27%) находятся нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, мазут с НПЗ «КИНЕФ», работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю остальных грузов приходится 23%. В их состав входят: продукция отраслей машиностроения и металлообработки, лесохимической промышленности, сланцы, химические товары, а также товары лёгкой и пищевой промышленности.

В составе лесных грузов перевозятся: лес круглый  и лес пиленный, шпалы и брус, древесностружечные и древесноволокнистые  плиты, фанера. Новгородское предприятие  АО «Акрон» отгружает азотные  и сложные удобрения, а также  разнообразную химическую продукцию.

В прибытии удельный вес грузов в целом по Северо-Западному  району составляет 84%; по субъектам  Российской Федерации, входящим в его  состав, он колеблется от 94% по Псковской  области до 76% по Ленинградской области. В прибытии преобладают нефтепродукты, прочие грузы и минерально-строительные материалы, на долю которых приходится 65% от общего прибытия по району.

К крупнейшим железнодорожным  станциям, обслуживающим промышленные комплексы района, в 1997 г. относились: узел Санкт-Петербург, имеющий в  своём составе большое количество станций, выполняющих грузовые операции; Кириши - Заводская, Кузнечное, Каменногорск, Рудничная, Пикалёво-2, Сала (Ленинградская  область), Скангали, Посинь (Псковская область).

 

2.8 Транспортный баланс  и транспортно-экономические связи 

Район имеет развитую систему внутрирайонных связей. На доли местного сообщения приходится 27,5% от объёма перевозок с преобладанием  характерных для Северо-Западного  района грузов: нефтепродуктов-10,7 млн. т (37% от местного сообщения), минерально-строительных материалов-9,1 млн. т (31%) и грузов «прочих» грузов -5,0 млн. т (17%). Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных  грузов составляет: по нефтепродуктам-80,5%, минерально-строительным материалам-53% и прочим грузам-45,5%.1

Как пример наиболее крупных внутрирайонных связей по отдельным  грузам, можно выделить следующие:

по нефтепродуктам: Ленинградская область (НПЗ «КИНЕФ») отправляет 5,2 млн. т нефтепродуктов на станции, расположенные на её территории (преимущественно на границе с  государством Балтии)-3 млн. т;

по минерально-строительным материалам: Ленинградская область (в основном с крупных карьеров) отправляет нерудные материалы для  потребления в области-4,4 млн. т  и в г. Санкт-Петербург-2,9 млн. т;

по прочим грузам: предприятие «Ленинградсланец» отправляет сланцы на ТЭЦ Ленинградской области-1,6 млн.т.

Наряду с внутрирайонными  связями Северо-Западный район характеризуется  разветвлённой системой межрайонных  связей. Около 55% (от общего объёма перевозок) потребляемого в районе сырья  и экспортируемых из России различных  грузов ввозятся из других экономических  районов и 18 % готовой продукции  и импортных товаров вывозятся за его пределы.

Северо-Западный район  имеет отрицательный транспортный баланс: в 1997 г. ввоз превышал вывоз  на 38,4 млн. т или в 3 раза.

Основные транспортно  – экономические связи рассматриваемого района в другие регионы по вывозу осуществлялись с Северным и Центральным  экономическими районами. На их долю приходилось 67% общего вывоза Северо-Западного района.

Из района вывозятся  минерально-строительные материалы (42% от общего вывоза), главным образом  в Центральный экономический  район; прочие грузы, включающие широкую  номенклатуру производимых в районе товаров, (31%)-преимущественно в Центральный  район; нефтепродукты (13,5%) для нужд народного хозяйства и частично на экспорт с преобладанием связей с Северным и Центральным районами.

Значительные экономические  связи с Северо-Западного района по завозу грузов осуществляются с  Северным и Поволжским районами (43% от общего ввоза), а также с Уралом и Сибирью (36%).

Основной объём  ввоза (75 %) приходится на: нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо), поступающие в Северо-Западный район  преимущественно с нефтеперерабатывающих  заводов Поволжского и Уральского экономических районов; чёрные металлы, отгружаемые, главным образом, металлургическими  комбинатами Северного и Уральского районов; химические и минеральные  удобрения, завозящиеся в основном из Северного (апатиты) и Уральского (калийные соли) районов, и широкую номенклатуру прочих грузов, поставляемых в рассматриваемый район из всех регионов России с преобладанием поставок из Поволжского и Уральского районов.

Доля транзита в  перевозочной работе Северо-Западного  экономического района незначительна. Она включает в себя объёмы перевозок  грузов в транспортно-экономических  связях большинства регионов России с Республикой Карелия и Мурманской областью. 

2.9 Внешнеторговые  перевозки

Приморско - приграничное положение Северо-Западного экономического района обусловливает широкие транспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья и Балтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границе России с Финляндией (Бусловская, Светогорск), государствами Балтии (Ивангород - Нарвский, Печоры - Псковские, Скангали, Посинь) и Беларусью (Завережье, Клястица). 

В 1997 г. Объём перевозок  внешнеторговых грузов по району составлял 66,1 млн. т (24,2% от перевозок грузов внешней  торговли России железнодорожным транспортом), из них 58,1 млн. т- экспорт (сдача) и 8,0 млн. т-импорт (приём).

В общем объёме экспорта более 45% приходится на нефтяные грузы, в импорте - более 50% на прочие грузы (это в основном промышленные и  продовольственные товары, машины, оборудование). Экспортные поставки России, осуществляемые через порты и  пограничные станции Северо-Западного  района, формируются, главным образом, в Северном и Уральском экономических  районах, а также в субъектах  РФ, входящих в состав рассматриваемого района. Импортные грузы потребляются преимущественно в Северо-Западном и Центральном районах.

В 1997 г. из 58,4 млн. т  российского экспорта 10,3 млн. т (18%) подвозились  к границе с Финляндией и 24,3 млн. т (42%)- с государствами Балтии принималось 2,6 млн. т (36%) и Финляндии-1,0 млн. т (14%).

Кроме собственных  перевозок, железнодорожный транспорт  России осуществляет транспортировку  внешнеторговых грузов в связях с  дальним зарубежьем бывших союзных  республик, а также в связях третьих  стран с третьими странами - международный  транзит. В 1997 г. практически весь объём  международного транзита (0,3 млн. т) через  территорию России в сообщении восток-запад  был освоен на западе станцией Бусловская, на востоке - портом Восточный (предпортовая станция Находка - Восточная) Дальневосточного экономического района (Приморский край). 

2.10 Железнодорожная  сеть района и её грузонапряжённость 

На конфигурации железнодорожной сети Северо-Западного  района отразилось, прежде всего, положение  Санкт-Петербургского промышленного  узла на берегу Финского залива в устье  р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного  узла веером расходятся восемь магистральных  направлений: Санкт-Петербург-Москва; Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт – Петербург – Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву); Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт – Петербург – Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн); Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск); Санкт-Петербург – Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к железнодорожной сети с Финляндией.

Для обхода Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных  линий, построена спрямляющая линия  Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с Мурманского направления  на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с юга.

В состав железнодорожной  сети района входят также широтные линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев - Великие Луки - Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь; Лихославль - Великие Луки - Невель. 

Одна из ведущих  магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных  в стране экономических, политических и культурных центра - Москву и Санкт-Петербург, является звеном международного Критского  транспортного коридора №9 Александруполис - Дмитроград-Бухарест - Кишинёв- Раздельная - Киев – Брянск – Москва – Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, к которому примыкает линия Киев (Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники - Дно-Санкт-Петербург.

Наиболее грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети района в 1997 г. были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России (12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6 млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.

На остальных участках грузонапряжённость была примерно равна  среднесетевой (Лодейное поле-Волховстрой) или ниже.

Список  используемой литературы

1.    В. И. Видяпин «Экономическая  география России». - М.:Инфа - М; 2005г. 

2.    Н. Н.Казанский «Экономическая география России». - М.: «Транспорт»; 1991 г. 

3.    В. П.  Желтиков «Экономическая география». - Ростов -на- Дону: «Феникс»; 2006 г. 

4.    В. Е.  Гребцова «Экономическая и социальная география России» Ростов – на - Дону: «Феникс»; 2000 г. 

5.    М.В. Степанова  «Региональная экономика». - М.:Инфа-М; 2000 г. 

6.    Б. М.  Лапидус, Ф. С. Пехтерев, Н. П. Терешина «Регионалистика»;2001 г. 

7.    Т. Г.  Морозова «Экономическая география  России».- М.:«Юнити»; 1999г. 
 
 

Информация о работе Экономическая географика и регионалистика района