Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Большое внимание отечественных ученых к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что разумное разделение страны на крупные экономические районы должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды на то, что экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Содержание работы

Введение
1. Региональные исследования и территориальное районирование
2. Регион как часть единого экономического пространства
3. Проблемные регионы: понятие и классификация
Источники

Файлы: 1 файл

экономическое районирование.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 

  1. Региональные исследования и территориальное районирование
  2. Регион как часть единого экономического пространства

3.Проблемные регионы:  понятие и классификация

Источники

 

 

Введение

Региональная экономика  и управление тесно связана с  экономической теорией, макроэкономикой, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского  хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими  социально-экономическими науками. Она  широко использует результаты  исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.

Большое внимание отечественных  ученых к проблеме экономического районирования  основывалось на представлении, что  разумное разделение страны на крупные  экономические районы  должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды  на то, что экономическое районирование  сможет компенсировать недостатки консервативного  административно-территориального деления  и в перспективе даст возможность  перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.  Известно, что, начиная с 20-х годов, комиссии ведущих ученых разрабатывали  схемы экономического районирования  страны, которые использовались в  плане ГОЭЛРО и пятилетних планах. Современная сетка из 11 экономических  районов по России сохраняется, с  небольшими изменениями, с начала 60-х  годов.

Теоретические обоснования  экономического районирования и  связанного с ним формирования региональных хозяйственных комплексов (так называемых энергопроизводственных циклов) получили наибольшее развитие в работах Н.Н. Колосовского.

Наиболее сильной стороной отечественной школы региональной экономики были исследования, обеспечивающие планирование размещения производительных сил и регионального развития. Они были направлены на осуществление  радикальных сдвигов  в размещении производительных сил, разработку региональных программ, создание методических основ  планирования и управления.

 

В современных  теориях регион исследуется  как многофункциональная и многоаспектная система. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион - квазигосударство, регион - квазикорпорация, регион - рынок, регион - социум.

Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших "центру" (процессы децентрализации и федерализации). Значительное внимание уделяется совершенствованию механизмов взаимодействия общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также форм межрегиональных экономических отношений.

Регион как квазикорпорация представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита "торговой марки" местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями.

Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общие условия экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенности региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т. д.

Указанные три парадигмы в теории региона включают проблему соотношения  рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального  контроля. Среди ученых - регионалистов редко встречаются приверженцы крайних позиций: или полностью рыночная экономика (радикальный либерализм) или централизованно - управляемая экономика. Множество теоретических оттенков умещается на платформе "социального рыночного хозяйства." Поэтому в теориях экономического региона значительное внимание уделяется преодолению "фиаско рынка", принципам развития нерыночной сферы, производству и использованию общественных благ, регулированию естественных монополий, защите от "внешних эффектов" частно-предпринимательской деятельности и т.п.

Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения. Изучение ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход - шире экономического. Он включает культурные, образовательные, медицинские, социально-психологические, политические и другие аспекты жизни регионального социума.

Теории развития региона опираются  на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и  других направлений современной  экономической науки.

Сходство региона и национальной экономики определяет возможности  применения для региона макроэкономических теорий, особенно тех, которые ставят во главу угла производственные факторы, производство, занятость, доходы. Теории региональной макроэкономики ближе  соответствуют парадигме "регион как квазигосударство". Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление региона как точки или однородного пространства недостаточно и необходимо исследовать внутренние различия. Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствует парадигмам "регион как квазикорпорация" и "регион как рынок". Эволюция теорий региона отражает повышение роли "нематериальных" целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого (эколого - социо - экологического) развития.

Теории размещения, разрабатываемые в последние десятилетия, не отвергая наследия классиков размещения  сельскохозяйственного и промышленного производства, смещают акценты на иные виды деятельности и факторы размещения. Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктуризуемых и конверсируемых промышленно-технологических комплексов. Внимание перемещается с традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) на проблемы инфраструктурного обеспечения, структуризованного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия - на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанность людей к своей местности и т.п.

Прежние теории размещения ориентировались  либо на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или же на интересы государства (советская школа). Более современные  теории объясняют закономерности размещения в условиях противоречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, региональных) и государственных интересов.

В современной экономической  и политической практике в большинстве  случаев в качестве регионов выступают  субъекты Российской Федерации с  учетом ее административного деления, гораздо реже административно-экономические  районы, муниципальные округа, отдельные  города. Это связано, прежде всего с тем, что управляемость гораздо выше в тех регионах, которые совпадают с существующим территориально-административным делением.

Итак, при характеристике понятия регион следует учитывать  три обстоятельства:

  1. Регион – прежде всего территориальное явление и поэтому территориальный признак должен быть отражен в нем как базовый.
  2. Регион – часть целостной социальной и административной  системы, а потому должен обладать их основными чертами, но не сводится к ним
  3. Регион должен иметь замкнутый воспроизводственный цикл и определенную экономическую специфику и формы ее проявления.

Исходя из этого, дадим  следующее определение

Регион – это территориальное  образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которого воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда.

 

1.Региональные исследования и территориальное районирование

 Региональное разделение  труда является объективной основой  зависимости регионов и одновременно  экономической обособленности, предпосылкой  углубления и расширения хозяйственных  взаимосвязей. Именно региональное  разделение труда представляет  мезоуровень общественного разделения труда, предопределяя тенденции развития регионального хозяйства и макроэкономических связей в целом.

Деление страны на регионы  принято называть районированием. Выделяют четыре типа районирования.

Административное  районирование – основано на использовании существующей системы административно-территориального деления, является наиболее распространенным в развитых странах и вполне  оправдывает себя.

Плановое (программное) – используется в случае необходимости создания новых районов с соблюдением принципа кратности путем объединения административных районов (ФРГ, США)

Экономическое – предполагает процесс ломки существующего административно-территориального деления и замены его новым – как правило, характерно для социалистических стран, Индии, Африки

Индивидуальное  районирование – характерно для слаборазвитых стран, где региональное планирование делает первые шаги.

Первые региональные исследования в России были несомненно связаны с проблемами районирования, деления огромной территории Российской империи на административные единицы. Долгое время именно административно-территориальное устройство нашего государства являлось основой экономического районирования. Экономическое районирование имеет богатую историю. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась в основном развитием сельского хозяйства, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия.  В середине 19 века известный географии и статистик        П.П. Семенов- ТянШанский осуществил районирование европейской части России на 14 естественных областей с учетом природных и экономических условий территорий.  Фактически до Петра Первого в России существовало значительное разнообразие административно-территориальных единиц – уделы, княжества, воеводства, станы, округа и т.д.

Петр 1 в 1708 году разделил Россию на 8 губерний, которые делились на уезды. При Екатерине 2 число губерний увеличилось  до 68.

Проблемы экономического районирования России были рассмотрены  еще в 18 веке в работах Ломоносова,  Татищева. В 19 – начале 20 века появляются крупные научные исследования по районированию К.И.Арсеньева, Н.П.Огарева, В.П.Семенова, Витте, Вернадского, Скворцова. Первым крупным общероссийским научным центром по региональным исследованиям стала Комиссия по изучению естественных производительных сил, созданная академиком В.И.Вернадским в 1915 г.  В 20-е гг. 20 века началась разработка таких важных проектов как «Урало-Кузнецкий комбинат», «Большая Волга». Территория страны была разделена на 21 экономический район. С 1930 г. головной организацией по прикладным исследованиям региональной науки стал Совет по изучению производительных сил (СОПС).

В 1938-40 гг. Госплан разработал новую сетку экономических районов (их стало 13), начали составляться пятилетние планы развития НХ.

Практически с начала 60-х  гг. научные региональные исследования многочисленных научных и проектных  учреждений и организаций концентрировались  на разработке основного прогнозного  документа страны – Генеральной  схемы развития и размещения производительных сил СССР.

В 70-80 гг. активно велись региональные экономические исследования такие  как «Развитие Западно-Сибирского комплекса», освоение БАМа, формирование Тимано-Печерского, Канско-Ачинского территориально-производственных комплексов.

В процессе трансформации  в рыночную экономику в России появились новые региональные экономические  проблемы, которые оказывают существенное влияние на территориальную структуру  хозяйства, они вызваны рядом  факторов:

- миграцией населения;

- развитием новых городов  и городских агломераций;

- распадом СССР и социалистического  лагеря и разрывом экономических  связей;

-изменением транспортной  системы;

- ошибками в проведении  рыночных реформ;

- политической нестабильностью,  обострением межнациональных отношений. 

В связи  с этим на сегодняшнем  этапе важное направление региональных экономических исследований – разработка научно обоснованной и реальной концепции  региональной экономики.

При разработке концепции  необходимо учитывать  2 направления:

  1. Научное предвидение  и обоснование процессов и тенденций, определяющих перспективы размещения производительных сил, то есть:

а) территориальное распределение  природных ресурсов и населения

б) изучение природных ресурсов

в) необходимый уровень  производственной и социальной инфраструктуры

г) факторы НТП

2. Научное обоснование  системы хозяйственного и социально-культурного  строительства в отдельных регионах  с учетом природных условий  и стадий их экономического  развития.

Система региональных экономических  исследований предусматривает следующие  направления:

  1. Формирование теории региональной экономики и политики.
  2. Изучение принципов, закономерностей и конкретных проблем рационального размещения производительных сил по территории России с учетом природно-ресурсного потенциала и социально-экономических факторов.
  3. Изучение  экономических проблем отдельных регионов, совершенствование межотраслевых и межрегиональных производственных связей.
  4. Разработка проблем формирования новых экономических районов.
  5. Научный анализ отдельных территорий – очагов концентрации промышленности и сельского хозяйства.
  6. Научное обоснование размещения производственных комплексов.

Информация о работе Экономическое районирование