Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Большое внимание отечественных ученых к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что разумное разделение страны на крупные экономические районы должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды на то, что экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Содержание работы

Введение
1. Региональные исследования и территориальное районирование
2. Регион как часть единого экономического пространства
3. Проблемные регионы: понятие и классификация
Источники

Файлы: 1 файл

экономическое районирование.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

 Теоретические и практические  региональные экономические исследования  позволяют решать важные задачи:

- научное обоснование  рационального размещения хозяйства  России;

- определение высокоэкономической структуры хозяйства регионов;

- совершенствование методов  территориального планирования;

- решающее влияние на  дальнейшее усовершенствование  всей территориальной организации  хозяйства России.

Рассмотрим вопросы районирования  территории России.

  1. Административно-территориальное  деление

В настоящее время РФ включает 89 субъектов, они серьезно отличаются друг от друга, но принадлежат к одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус (республики, края, области, автономные округа, автономная область, города федерального значения). Один из парадоксов территориального устройства РФ – девять автономных округов (все за исключением Чукотского) входят в состав более крупных территориальных единиц (Ненецкий – в состав Архангельской области, Ямало –Ненецкий и Ханты-Мансийский – в Тюменскую область), а по Конституции они являются равноправными субъектами. Это вызывает так называемую ассиметрию в правовом статусе субъектов РФ.

Каждый регион (за исключением  городов федерального значения) делится  на административные районы, включая  города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы.

В мае 200 года образованы 7  федеральных округов с целью укрупнения территориальных образований и укрепления вертикали власти.

2. Общее экономическое  районирование.

В настоящее время территория РФ разделена на 11 экономических  районов, каждый из них включает субъекты РФ по принципу смежности. Вне экономических  районов находится только Калининградская  область. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и  частичного государственного регулирования в  основном в форме координации.

Роль экономических районов  усиливается благодаря образованию  межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (8).

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа  и прогнозирование применяется  деление России на две макроэкономические зоны – Запад (Европейская часть  и Урал) и Восток. В различных  исследованиях применяются укрупненные  районы (5), а также смешанные схемы  объединения экономических районов.

Экономическое районирование  может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны.

Выделим основные положения  теории районирования:

  1. Признание объективного существования экономических районов и регионов.
  2. Наличие экономического единства, целостности территорий как важного признака региона.
  3. Определение региона как системы низшего иерархического уровня экономического районирования.

 

2. Регион как часть единого экономического пространства

Экономическое пространство – одно из основных понятий региональной экономики и управления.  Экономическое  пространство – это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и  связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и  пр. Каждый регион имеет свое внутренне  пространство и связи с внешним  пространством. Качество экономического пространства определяется многими  характеристиками и параметрами:

- плотность (численность  населения, объем ВРП, природные  ресурсы, основной капитал и  пр. на единицу площади);

- размещение (показатели  равномерности, концентрации, дифференциации, распределение населения и экономической  деятельности, в том числе существование  хозяйственно освоенных и неосвоенных  территорий);

- связанность (интенсивность  экономических связей между частями  и элементами пространства, условия  мобильности товаров, услуг, капитала  и людей, определяемые развитием  транспортных и коммуникационных  сетей)

  

С точки зрения внутренней  пространственной структуры регионы  делятся на 2 типа:

Однородный (гомогенный) регион - не имеет больших внутренних различий по существенным критериям, например по природным условиям, плотности населения и т.д.  Полностью однородных регионов не существует. Понятие гомогенного региона имеет главным образом концептуально-методологическое значение.

Узловой регион (центральный, поляризованный) – имеет один или несколько узлов (центров) которые связывают остальную часть пространства. В пространственной структуре узлов региона выделяют ряд типовых элементов:

Точка – объект или участок, внутренними размерами которого можно пренебречь.

Центр – объект или группа объектов, который по отношению к остальному пространству выполняет какую-то важную функцию.

Ядро – часть региона, в которой в наибольшей степени (с наибольшей плотностью, интенсивностью) выражены его существенные признаки. Например, в регионе ресурсного типа в ядре концентрируется основная часть добычи сырья.

Периферия – остальная часть пространства.

 В экономическом пространстве  существует большое разнообразие  форм организации хозяйства и  расселения. Рассмотрим некоторые  понятия

Промышленный  узел – сочетание промышленных предприятий одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

ТПК (территориально-производственный комплекс) – сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального рынков. ТПК – типичная форма освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами.

Агломерация – территориальное  образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Характеризуются  особо высокой концентрацией  хозяйства и населения.

Различные части страны могут  относиться к различным типам  пространственной структуры. Для РФ характерны:

- очаговая и рассеянная (значительная часть европейского  и азиатского Севера, южные регионы  Сибири)

- равномерно-узловая (Центрально-Черноземный  район, Европейская часть)

- агломерационно-узловая – промышленно развитые части Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири.

На территории одного государства  складывается единое экономическое  пространство, характеризующееся  общим  экономическим (федеральное) законодательством, единой  денежно-кредитной политикой, единством таможенной территории и  функционированием общих инфраструктурных систем. Важнейшая составляющая –  национальные рынки товаров и  услуг, труда, капитала. Большинство  стран мира имеет неоднородное экономическое  пространство, в границах которого выделяют особые части:

Анклав – обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (свободные и оффшорные зоны)

Эксклав – отделенная от основной территории страны ее часть (например, Калининградская область).

 

Усиление неоднородности экономического пространства. Вопрос о том, увеличивается или уменьшается  неоднородность, или дифференциация экономического пространства, имеет  важное значение с разных точек зрения. Уменьшение пространственной неоднородности  (дифференциации)  создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Усиление неоднородности порождает противоположные тенденции, увеличивает опасности региональных кризисов  и межрегиональных конфликтов.

Говоря о негативных сторонах неоднородности экономического пространства, мы не имеем в виду в качестве идеала равномерное размещение по территории страны различных отраслей хозяйства  и видов деятельности, поскольку  как раз их неравномерное размещение является неизбежным свойством любого организованного (структуризованного) экономического пространства.  Неоднородность понимается прежде всего как мера различий региональных уровней экономического развития (экономической активности) и уровней (качества) жизни.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Это объяснялось тремя  комплексами причин. Во-первых, неодинаковой адаптируемостью к рыночной конкуренции регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительным ослаблением регулирующей роли государства (сокращением государственной финансовой поддержки, отменой большинства региональных экономических и социальных компенсаторов). В-третьих, возникшим фактическим неравенством субъектов Федерации в экономических отношениях с "центром".

По объемам ВРП на душу населения - размах вариации ряда из 79 регионов (без 9 автономных округов  и Чечни) в 1998 г. составил 18,4 раза (на краях ряда -  Тюменская обл. и Дагестан). Столь огромная внутренняя дифференциация уникальна для одного государства и сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Аналогичное соотношение между регионами Европейского Союза составляет 4,6 раза.

Распределение регионов по величине ВРП на душу населения сильно асимметрично. В 1998 г. число регионов, имеющих величину ВРП на душу населения  выше среднероссийской было всего 19 (они производили 52% суммарного ВРП), а ниже среднероссийской – 60 из 79. При этом с момента проводимых наблюдений увеличивается число наиболее отсталых регионов, в которых величины ВРП на душу населения – менее 50% от среднероссийской. Среди регионов, имеющих наибольшие величины ВРП на душу населения (свыше 150% от среднероссийской) – Москва и северный пояс субъектов РФ, начиная от Ненецкого округа и кончая Чукоткой.

Феномен "северного ВРП" объясняется  тем, что  здесь концентрируются  предприятия по добыче нефти, газа, алмазов, золота, производству цветных  и редких металлов, дающих наибольшую денежную выручку на одного работающего. Из этого, не следует, что все эти  регионы благополучны. Здесь наиболее тяжелые природно-климатические  условия, наивысшая стоимость жизни, самые высокие инвестиционные издержки на единицу физического объема основного  капитала; отсюда идет отток населения. Таким образом, первенство по ВРП  на душу населения (в фактических  ценах) и тяжелое социальное положение  оказываются совместимыми. Это должно служить предостережением от фетишизации  ВРП как универсального экономического

индикатора.

Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена  корреляционная зависимость: чем выше исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП. Процесс такого типа предлагается называть регрессивной дивергенцией.

Анализ дифференциации региональных уровней доходов населения проводится по более широкой схеме с привлечением данных о различиях стоимости  жизни, распределении доходов по группам населения, использовании  доходов. Региональные различия стоимости  жизни лишь несколько сглаживают региональную дифференциацию душевых  доходов по покупательной способности (максимальное различие между регионами  снижается с 12,5 до 10,7 раз). Наибольшую тревогу вызывают регионы, в которых  за чертой бедности проживает более  половины населения (среди них республики Марий-Эл, Дагестан, Тыва и Читинская  обл.).

Дезинтеграционные тенденции.

Интеграция и ее противоположность - дезинтеграция  трактуются как  процессы изменения внутренней связности  экономического пространства. Интеграция позволяет использовать преимущества взаимодополнения региональных экономик. Дезинтеграция создает угрозу экономической целостности страны. Однородность (неоднородность) и интегрированность (дезинтегрированность) являются взаимосвязанными и взаимодополняющими характеристиками качества экономического пространства. Здоровая  интеграция, основанная на взаимной экономической выгоде партнеров, как правило, должна усиливать однородность экономического пространства.

 В анализе интеграционно-дезинтеграционных процессов, происходящих в российской экономике, применяются теоретические принципы и фундаментальные понятия, рассматривавшиеся в главе 2 (оптимум Парето, ядро, равновесие), и адекватные инструменты исследования (межрегиональные модели национальной экономики).

Причины ослабления межрегиональных  связей в экономике России разделяются  на внешние и внутренние.

Благодаря либерализации внешнеэкономической  деятельности многие российские регионы  переориентировали свою торговлю в  значительной мере на зарубежные страны. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных  товаропроизводителей, чему способствовало сужение спроса на внутреннем рынке, снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений.

Важнейшими проявлениями дезинтеграции российской экономики "изнутри" выступают значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических  связей,  неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы, сокращение межрегиональных гуманитарных контактов.

Информация о работе Экономическое районирование