Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

Большое внимание отечественных ученых к проблеме экономического районирования основывалось на представлении, что разумное разделение страны на крупные экономические районы должно способствовать их комплексному развитию (путем внутренней кооперации). Возлагались также надежды на то, что экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления и в перспективе даст возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Содержание работы

Введение
1. Региональные исследования и территориальное районирование
2. Регион как часть единого экономического пространства
3. Проблемные регионы: понятие и классификация
Источники

Файлы: 1 файл

экономическое районирование.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Миграционная политика государства  на Севере в ближайшие годы должна быть ориентирована на переселение  избыточного населения, в том  числе пенсионеров и людей, отработавших в районах Крайнего Севера по трудовым договорам. Одновременно должны вырабатываться подходы к привлечению сюда новых  работников из других районов страны.

При осуществлении инвестиционных проектов и расширении хозяйственной  деятельности должен получить применение вахтовый метод. Использование вахтового  метода организации работ и договорных форм найма позволит привлекать работников оптимального половозрастного состава  и профессионально-квалификационного  уровня.

Реформирование государственной  северной политики требует четкого  определения южной границы районов  Крайнего Севера, установленной на основе природно-климатического районирования. Это позволит сконцентрировать ресурсы  для поддержки наиболее проблемных территорий. Специальные меры государственной  поддержки в приоритетном порядке  будут осуществляться в арктической  зоне, ввиду специфических черт, отличающих ее от других районов Севера, а также особых национальных интересов России.

Особое внимание будет  уделяться обеспечению экологической  безопасности в Арктике, особенно при  эксплуатации, консервации и утилизации судов с ядерными силовыми установками, а также решению проблемы обращения  с радиоактивными отходами, возникающими в результате деятельности атомных  ледоколов, подводных лодок и  электростанций. Требуется установление особого режима природопользования, гарантирующего сохранение арктических  территорий как мирового экологического ресурса.

Сохраняется важнейшая обязанность  государства защитить самых уязвимых представителей коренных малочисленных  народов, сохранить систему медицинского обслуживания национальных сел и  бригад оленеводов, систему дошкольного, общего образования и подготовки национальных кадров. Безусловно, приоритетной является поддержка традиционного  жизнеобеспечения исчезающих этносов - юкагиров, энцев, сроков, орочей, негидальцев, алеутов, нганасан, чуванцев, тофаларов, саамов.

Государственная поддержка  поставок энергоносителей и продовольствия на Север должна осуществляться дифференцированно  по регионам с учетом значительных различий в объемах собственных  доходов региональных бюджетов, транспортно-географических условий и энергопотенциалов каждого северного субъекта РФ. Постепенно акцент будет смещаться от частной проблемы завоза на создание современной транспортной инфраструктуры, новых технологий использования местных энергоресурсов и развития северного коммунального хозяйства.

Приоритетный объект государственной  поддержки в Арктике Северный морской путь. Наличие самого мощного  в мире ледокольного флота создает  реальные предпосылки использования  этого пути для транзитного судоходства  в продленные сроки навигации  и круглогодично - в западной части. Необходима стратегия технико-технологической  модернизации и развития ледокольного и транспортного арктического флота.

В качестве целей социально-экономического развития региона обычно называют увеличение доходов, улучшение образования, питания  и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут  иметь существенные различия.

В России региональные власти пока еще сильно заражены иждивенческой болезнью, в лучшем случае ведут активную политику по привлечению инвестиций. Основным принципом хозяйственного развития должно стать воздействие на экономические ресурсы развития бизнеса, которые и являются основой экономического  роста региона.

В классическом понимании  считается  что рост производства делают физически возможным 5 групп экономических ресурсов:

- количество и качество  природных ресурсов;

- количество и качество  трудовых ресурсов;

- затраты капитала;

- технический прогресс;

- экономия, обусловленная  масштабами производства.

Соответственно, главными направлениями  региональной экономической политики стимулирования роста должны быть: мониторинг природных ресурсов, развитие системы общего и профессионального  образования, инвестиционная политика, инновационная и структурная  политика. Реализация возможностей экономического роста зависит от факторов спроса, улучшения распределения ресурсов, законодательных, институциональных  и других факторов.

Выделяют также факторы, сдерживающие экономический рост: отвлечение средств на непроизводительные цели, неблагоприятное воздействие массового производства на мотивацию работников, недобросовестное отношение к труду, трудовые конфликты и т.д.

Государственная региональная политика является многоуровневой. Ее субъектами выступают как центральное  правительство, так и региональные и местные администрации, а также  межрегиональные ассоциации. Государственная  региональная экономическая политика имеет два основных уровня – федеральный  и субфедеральный.

Критерии

Виды региональной политики

1. Направленность на определенную  составляющую социально-экономической  системы региона

  • экономическая;
  • социальная;
  • экистическая;
  • экологическая;
  • научно-техническая.

2. Цель применения

  • - выравнивание уровней социально-экономического развития регионов
  • оптимизация использования региональных ресурсов и т.д.

3.Механизм реализации

  • автоматическая (распределение в соответствии с количественными показателями);
  • проблемная (распределение по специальным программам);
  • целевая (распределение по конкретным регионам).

4. Форма реализации

  • финансовая (трансферты, льготы, штрафы);
  • административная (разрешения, запреты, лицензирование);
  • инфраструктурная и т.д.

5. Адресаты

  • фирмы;
  • граждане;
  • отрасли;
  • территориальные органы власти

 

 

 

Источники

  1. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007
  2. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2007
  3. [«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), статья 5, части 1

Информация о работе Экономическое районирование