Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке. Кроме того, в отрасли не хватает грамотного нормативно-правового регулирования деятельности и государственного контроля, а также высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно работать в данной отрасли. Так как для ведения лесного хозяйства важны знания о структуре леса и о способности возобновления леса. Благодаря этому свойству леса – возобновляться – экономисты называют лес возобновляемым природным ресурсом. Виды деревьев, которые в силу своих биологических особенностей возобновляются в лесу, традиционно называют в лесном хозяйстве России главными лесообразующими древесными породами.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 7 1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7 1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11 1.3. Экономический механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса региона 16 Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24 2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24 2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33 2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37 Глава 3. Совершенствование управленческих компетенций регионального аспекта лесного комплекса 51 3.1. Совершенствование нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 51 3.2. Совершенствование экономического механизма лесопользования 55 3.3. Прогнозы развития лесопользования в России 58 Заключение 69 Список использованной литературы 73
Факторы, определяющие экономическую
доступность древесного ресурса на определенной
территории, в терминах экономики природопользования
называются рентообразующими факторами,
а их систематизация и учет в общем сводятся
к проблеме оценки экономической привлекательности
этой территории. Рентообразующие факторы
представляют собой характеристики природных
ресурсов и объективные условия их эксплуатации,
оказывающие влияние на формирование
затрат и доходов природопользователей.
Можно выделить три группы рентообразующих
факторов: таксационные параметры насаждений;
транспортные условия; экономико-географические
факторы. Так, транспортная доступность
лесной территории определяется наличием
дорог, возможностью всесезонной вывозки
древесины по ним и расстоянием вывозки.
Влияние расстояния вывозки на транспортную
доступность, в свою очередь, зависит от
цен на топливо.
Таким образом, величина экономически
доступной расчетной лесосеки не может
быть постоянной и должна учитывать наличие
и планы строительства лесовозных дорог.
Аналогично, включение в величину экономически
доступной лесосеки мягколиственных насаждений
или насаждений с низкой товарной структурой
должно быть обусловлено наличием и планами
создания мощностей, позволяющих перерабатывать
соответствующее древесное сырье. Заведомо
экономически непривлекательные категории
насаждений не должны браться в расчет.
При таком подходе расчетная лесосека
равномерного пользования может рассматриваться
как максимально возможный уровень заготовки
в условиях экономической доступности
(транспортной доступности и востребованности
на рынке) всех ресурсов древесины на данной
территории.
По информации Агентства лесного
хозяйства Иркутской области, в структуре
увеличенной расчетной лесосеки на рубку
спелых и перестойных лесных насаждений
приходится 58,8 млн м3. Согласно Лесному
плану Иркутской области (ред. 2008 г.) расчетная
лесосека при рубке спелых и перестойных
насаждений составляла 55,5 млн м3. Прирост
3,3 млн м3 значителен и представляется
бессмысленным по указанным причинам.
Однако основной прирост произошел
за счет отражения "расчетной лесосеки"
по другим рубкам – рубкам ухода, рубкам
поврежденных и погибших насаждений и
прочим рубкам (расчистка лесных участков
под строительство различных объектов),
на которые в сумме приходится 12,8 млн м3
из общей величины 71,5 млн м3. Потенциал
данных рубок, в отличие от расчетной лесосеки
при рубке спелых и перестойных насаждений,
не может быть ориентиром при планировании
размещения и развития крупных перерабатывающих
предприятий. Такое увеличение номинальной
расчетной лесосеки еще больше искажает
представление о реальном потенциале
пользования древесным ресурсом в Иркутской
области.
Самим же регионам, расчетные
лесосеки по которым завышены и увеличены,
придется констатировать снижение степеней
их использования.
Расчеты по данным Организации
по сельскому хозяйству и продовольствию
ООН (ФАО ООН) показывают, что доля случаев
лесных пожаров на территории Российской
Федерации может достигать 27% от числа
случаев пожаров в лесах мира. Вдумайтесь:
на пятую часть мировых лесных площадей
– почти треть всех мировых лесных пожаров!
2.2. Анализ
рациональности построения нормативно-правового
механизма регулирования лесопромышленного
комплекса
Участки, сдаваемые в аренду,
должны пройти государственный кадастровый
учет (ст. 72 ЛК РФ). Государственный кадастровый
учет земельных участков с 1 марта 2008 г.
осуществляется в соответствии с Федеральным
законом от 24.07.2007 г. № 221 "О государственном
кадастре недвижимости". В процессе
кадастрового учета вместо кадастрового
плана земельного участка составляют
кадастровый паспорт. Предусмотрена возможность
(Федеральный закон № 201 от 04.12.2006 с изменениями
согласно ФЗ № 427 от 12.12.2011) до 01.01.2015 вместо
государственного кадастрового учета
проводить в рамках ведения государственного
лесного реестра государственный учет
лесных участков, т.е. вместо кадастрового
плана и кадастрового паспорта можно использовать
план лесного участка, подготовленный
при лесоустройстве и заверенный органом
государственной власти, уполномоченным
вести государственный лесной реестр.
Передача в аренду и постоянное
(безвозмездное) пользование лесных участков,
купля-продажа лесных насаждений, выдача
разрешений на использование лесов.
Согласно анализу статистической
отчетности за период с 1990 по 2012 годы в
лесах, расположенных на землях лесного
фонда, было зарегистрировано более полумиллиона
лесных пожаров, огнем пройдено 28 млн.
га лесных земель.
Также наметилась устойчивая
тенденция к увеличению повреждения лесов
и потерь лесных ресурсов не только от
пожаров, но и от вредителей и болезней.
Согласно официальным прогнозам, при сохранении
существующих тенденций, площадь пораженных
болезнями и вредителями российских лесов
к 2020 году может удвоиться!
Только в 2012 году (по данным
официальной статистики) общая площадь
погибших (утраченных) лесных насаждений
на землях лесного фонда составила более
350 тысяч гектар.
Ущерб от лесных пожаров, включая
экологический ущерб и ущерб жизни и здоровью
людей, в разы превышает ущерб от незаконных
рубок. Далеко за примерами ходить не нужно
– у всех свежи воспоминания о "горящем"
лете 2010 года и вспышке массового размножения
короеда-типографа в старовозрастных
ельниках в Центральной части России в
2011-2012 годах.
Приходится также констатировать,
что этот ущерб значительно превышает
величину общих расходов на охрану, защиту
и воспроизводство лесов. В результате
темпы утраты лесов опережают темпы лесовосстановления.
Увеличение финансирования мероприятий,
направленных на охрану, защиту и восстановление
лесов объективно необходимо. В США, например,
только на борьбу с лесными пожарами ежегодно
выделяется около 1 млрд. долларов из федеральных
средств (а ведь площадь лесов там в 3-4
раза меньше!). У нас же все расходы федерального
бюджета на лесное хозяйство еле-еле дотягивают
до этой цифры.
Но только простым увеличением
финансирования ситуации не изменить.
По нашему мнению, центральной проблемой
охраны и защиты лесов является ущербный
механизм определения исполнителя лесохозяйственных
работ на землях, не переданных в пользование,
через размещение государственного или
муниципального заказа.
Как показывает практика, этот
подход не применим в лесной сфере, т.к.
не позволяет проводить работы оперативно
(нужно сначала организовать и провести
аукцион, заключить договор и т.д.). А ведь
если требуются срочные вырубки в целях
защиты лесов, например, при вспышке болезней
или вредителей, любые проволочки приводят
к увеличению размера ущерба, причиняемого
лесам.
Кроме того, открытый аукцион,
в котором единственным критерием отбора
является наименьшая стоимость работ,
предложенная претендентом, открывает
дорогу непрофессиональным однодневкам.
При этом о качестве проведенных такими
"горе-подрядчиками" работ никто
не задумывается. А если и задумываются,
то спросить часто бывает уже не с кого.
Сегодня назрела необходимость
пересмотреть существующее государственное
регулирование в этом вопросе. Представляется
целесообразным возродить систему специализированных
государственных организаций, в функции
которых будет входить профессиональное
выполнение различных видов работ по охране,
защите, воспроизводству лесов на не предоставленных
в пользование территориях. Возможно,
имеет смысл подумать о том, чтобы такие
организации имели возможность предоставлять
соответствующие услуги и арендаторам,
пополняя таким образом бюджетные доходы.
Помимо этого, считаем необходимым
также внести изменения в лесное законодательство
в части правового регулирования ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных
ураганными ветрами и иными стихийными
бедствиями (по аналогии с тем, как это
было сделано в отношении ЧС, вызванных
лесными пожарами).
На сегодняшний день Россия
входит в число стран-лидеров по незаконным
рубкам леса. Количество нарушений лесного
законодательства не уменьшается, степень
латентности (невыявленности) таких противоправных
деяний остается весьма высокой – по разным
оценкам, 70-90%.
Политика России в этой области
должна быть направлена на неотвратимость
наказания за нарушение действующего
законодательства. По сложившейся практике
основная масса нарушителей либо вообще
избегает наказания, либо к ним применяются
такие меры, как условное лишение свободы
и штрафы, что ни в коей мере не служит
усилению превентивной роли закона, а
лишь стимулирует рост числа преступлений,
совершаемых в лесной сфере.
По экспертным оценкам несколько
десятков миллионов кубометров леса уходят
за рубеж за счет незаконных рубок, из
России вывозится до 20% всей контрабандной
древесины мира. Ущерб от этого ежегодно
составляет, если учитывать упущенную
выгоду, не менее 80-100 млрд. рублей.
При этом поражает разрыв экспертных
оценок и официальной статистики! Согласно
официальным данным, в 2012 году объемы незаконной
рубки лесных насаждений, составили "всего"
1 млн. 53 тысячи кубометров. Но ведь совершенно
очевидно, что это лишь выявленная "верхушка
айсберга". Пора открыть, наконец, глаза
и честно признать ужасающие реальные
цифры.
Самое удивительное, что за
наши леса больше беспокоятся за рубежом,
чем мы сами. Лесное законодательство
многих стран – США, Европы, некоторых
стран Азии – ставит определённый заслон
незаконным рубкам и контрабандной торговле
лесом. В принятых ими законах запрещается
ввоз на территорию этих стран леса, лесоматериалов
и продукции из древесины, если не подтверждена
законность ее заготовки.
К сожалению, в настоящее время
в России отсутствует государственная
система учета заготовленной древесины,
позволяющая прослеживать ее движение
в цепочке от лесосеки через пункты переработки
до потребителя с целью подтверждения
законности происхождения такой древесины.
Между тем не за горами (3 июня
2013 года) срок вступления в силу нормативных
правовых актов Евросоюза, предъявляющих
к импортерам лесоматериалов требования
о подтверждении легальности происхождения
древесины. Отсутствие нормативного регулирования
в данной сфере в России может осложнить
внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих
субъектов, осуществляющих экспорт лесоматериалов
на европейский рынок.
Для решения этой проблемы депутатами
нашего Комитета в Государственную Думу
внесен проект федерального закона №
168903-6, предусматривающий возрождение
системы учета заготовленной древесины.
Пользуясь случаем, просим ускорить подготовку
официального отзыва Правительства Российской
Федерации на законопроект, поскольку
на данный момент только его отсутствие
тормозит принятие законопроекта в первом
чтении.
2.3. Рациональное
построение экономического механизма
лесопользования
К концу 2011 г. было заключено
52 489 договоров аренды. На все договоры
составлены акты приема-передачи лесных
участков.
Общая площадь арендованных
участков составила 212,0 млн га, почти 76,7%
арендованных участков приходится на
Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный
федеральные округа (табл. 2).
Таблица 2
Сведения о переданных в аренду
лесных участках
Федеральный округ
Кол-во договоров
Площадь, тыс. га
Количество актов приема-передачи
лесного участка
Количество проектов освоения
лесов из них – прошли всего гос. экспертизу
Северо-Западный
6 016
54 760,0
6 016
3 281
3 127
Центральный
6 155
10 905,4
6 155
3 448
2 933
Приволжский
7 862
18 291,2
7 862
3 982
3 659
Южный
2 506
649,8
2 506
759
574
Северо-Кавказский
1 262
58,7
1 262
315
200
Уральский
15 123
19 561,3
15 123
11 195
11 002
Сибирский
8 099
63 237,4
8 099
5 698
5 502
Дальневосточный
5 466
44 569,3
5 466
2 946
2 706
Всего
52 489
212 033,1
52 489
31 624
29 703
Как видно из таблицы 2 на большую
часть арендованных участков (31 624 шт.,
или 60%) были составлены проекты освоения
лесов (см. табл. 2). Государственную экспертизу
в 2011 г. прошли 29,7 тыс. проектов, что на
10 тыс. больше, чем в 2010 г. Наряду с заключением
новых договоров в отчетном году было
прекращено действие 5 326 ранее заключенных
договоров, из них принудительно прекращено
действие 208 договоров. Основная причина
принудительного расторжения договоров
аренды (45% случаев) – систематическое
невнесение платежей в течение года за
использование лесных участков.
Хозяйственная деятельность
на арендованных лесных участках в 2011
г. осуществлялась практически по всему
спектру видов использования лесов, предусмотренных
Лесным кодексом Российской Федерации.
Основная часть участков была арендована
для следующих целей: