Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, дипломная работа
Описание работы
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке. Кроме того, в отрасли не хватает грамотного нормативно-правового регулирования деятельности и государственного контроля, а также высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно работать в данной отрасли. Так как для ведения лесного хозяйства важны знания о структуре леса и о способности возобновления леса. Благодаря этому свойству леса – возобновляться – экономисты называют лес возобновляемым природным ресурсом. Виды деревьев, которые в силу своих биологических особенностей возобновляются в лесу, традиционно называют в лесном хозяйстве России главными лесообразующими древесными породами.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 7 1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7 1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11 1.3. Экономический механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса региона 16 Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24 2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24 2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33 2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37 Глава 3. Совершенствование управленческих компетенций регионального аспекта лесного комплекса 51 3.1. Совершенствование нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 51 3.2. Совершенствование экономического механизма лесопользования 55 3.3. Прогнозы развития лесопользования в России 58 Заключение 69 Список использованной литературы 73
Динамика объемов заготовки
древесины и использования расчетной
лесосеки
Год
Расчетная лесосека, млн м3
Объем заготовки древесины,
млн м3
Использование расчетной лесосеки,
%
2003
515,9
152,3
29,5
2004
519,4
158,8
30,7
2005
526,5
160,1
30,4
2006
531,7
161,8
30,4
2007
536,6
187,5
34,9
2008
597,0
167,4
28,6
2009
626,1
158,9
25,3
2010
633,4
173,6
27,4
2011
668,7
196,8
29,4
Анализируя данные за рассматриваемый
период (2003-2011 гг.), необходимо отметить,
что допустимый объем изъятия древесины
(расчетная лесосека) увеличился с 2003 г.
на 152,8 млн м3. Несмотря на то, что объемы
заготовки древесины имеют устойчивую
положительную тенденцию (кроме 2009 г.,
что обусловлено экономическим кризисом),
тем не менее доля использования расчетной
лесосеки находится примерно в одном интервале.
Рис. 2. Использование допустимого
объема изъятия древесины (расчетной лесосеки)
на переданных в аренду для заготовки
древесины лесных участках
Как видно из рисунка 2 на арендованных
лесных участках в 2011 г. было заготовлено
142 млн м3 (72% общего объема заготовленной
древесины), что на 20,6 млн м3 больше, чем
в 2010 г., и на 48 млн м3 больше по сравнению
с 2008 г.
При этом объем древесины, заготовленной
по договорам на выполнение работ по охране,
защите, воспроизводству лесов с элементами
договора купли- продажи лесных насаждений
для заготовки древесины, сократился по
сравнению с 2010 г. на 2 млн м3.
В целом рост объема заготовки
древесины связан с увеличением объемов
производства в лесоперерабатывающих
отраслях промышленности.
Объем экспорта необработанной
древесины в 2011 г. составил 21 млн м3, что
соответствует объему 2010 г.
Площадь лесных участков, переданных
в аренду, насчитывает около 212 млн га (19%
общей площади земель лесного фонда).
Объем заготовки древесины
на арендуемых лесных участках в 2011 г.
составил 56% объема заготовки древесины,
установленного договорами аренды лесных
участков, в 2010 г. – 58%, в 2009 г. – 46%, в 2008
г. – 53%.
Глава 3.
Совершенствование управленческих компетенций
регионального аспекта лесного комплекса
3.1. Совершенствование
нормативно-правового механизма
регулирования лесопромышленного
комплекса
Что касается эффективности
и комплексности использования лесов,
мы часто забываем о том, что лес – это
не только древесина, но и другие ресурсы,
в том числе пищевые и недревесные. В экономическом
отношении они не менее привлекательны,
при этом такие виды использования лесов
являются щадящими по отношению к лесным
экосистемам. Продукция переработки, например,
пищевых лесных ресурсов, пользуется заслуженной
популярностью как на внутреннем, так
и на мировом рынке. Однако на сегодняшний
день используется этот потенциал недостаточно,
хотя правовые возможности для этого лесным
законодательством созданы.
Считаю необходимым обратить
внимание руководителей и представителей
регионов на необходимость комплексного
освоения и использования лесных ресурсов.
Во многих регионах допускается
предоставление для осуществления рекреационной
деятельности лесных участков в защитных
лесах физическим лицам, которые фактически
используют их для личных нужд.
Следствием указанной порочной
практики становится повсеместное нарушение
прав граждан на общедоступное пребывание
в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы
лесных участков, предоставленных в аренду
для осуществления рекреационной деятельности,
возводят ограждения и препятствуют доступу
граждан на такие участки.
А ведь лесное законодательно
допускает предоставление лесных участков
в аренду исключительно в том случае, если
они используются в предпринимательских
целях. Соответственно, арендатором может
быть только юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель.
Предлагаю уполномоченным органам
субъектов Российской Федерации обратить
особое внимание на подобных лесопользователей
и смелее использовать предусмотренные
законодательством инструменты воздействия
вплоть до расторжения договоров аренды
лесных участков.
Далее, правовое обеспечение
охраны и использования городских лесов
нельзя признать соответствующим их экологическому
значению. Особенно остро проблема не
защищенности городских лесов возникает
в крупных городах, где часто возникают
спорные ситуации, связанные с принятием
органами местного самоуправления решений
о развитии территорий городов за счет
сокращения площади земель, на которых
расположены городские леса, путем их
застройки. И не только столичный регион
здесь главный нарушитель, такие случаи
происходят во многих крупных городах
– Перми, Екатеринбурге, Новосибирске.
Проблема в том, что сегодня
существует неопределенность самого понятия
городских лесов, что приводит к злоупотреблениям
и ослаблению их правового режима. По нашему
мнению, городские леса заслуживают как
минимум отдельной статьи в Лесном кодексе
Российской Федерации. Требуется комплексное
законодательное регулирование статуса
городских лесов, особенно остро этот
вопрос стоит в контексте планируемой
отмены правового института деления земель
по целевому назначению на категории.
Предлагаю всем заинтересованным
органам исполнительной власти сотрудничество
и использование компетенции Комитета
для разработки, внесения и дальнейшего
принятия соответствующих законодательных
инициатив.
Особого внимания заслуживает
также ситуация с санитарным состоянием
защитных лесов. Наиболее остро проблема
загрязнения и захламления лесов стоит
в крупных населенных пунктах. Антропогенный
пресс на городские леса, лесопарковые
и зеленые зоны городов усугубляется безответственным
отношением населения к соблюдению требований
Правил санитарной безопасности в лесах
при отсутствии должного контроля и надзора
со стороны органов местного самоуправления,
в чьи обязанности в соответствии с действующим
законодательством входит очистка территорий
от загрязнения и захламления.
Однако в ряде случаев возникают
спорные ситуации, когда соответствующие
обязанности рассматриваются в качестве
полномочий государственных органов в
области лесных отношений, что не может
быть признано обоснованным. Органы местного
самоуправления уклоняются от уборки
и вывоза бытового мусора, отходов производства
и потребления с территории земель лесного
фонда, недостаточен уровень координации
действий указанных органов и уполномоченных
органов государственной власти субъектов
РФ в области лесных отношений по пресечению
правонарушений, связанных с санитарной
безопасностью в лесах, в том числе с устройством
несанкционированных свалок бытовых отходов
местным населением на землях лесного
фонда.
Для решения этой проблемы предлагаю
заинтересованным федеральным органам
исполнительной власти совместно с Комитетом
проработать вопрос о внесении изменений
в лесное и смежное законодательство в
части уточнения терминов "захламление
лесов" и "уборка захламленности",
уточнения полномочий органов местного
самоуправления по уборке и вывозу бытового
мусора с территорий лесов, примыкающих
к населенным пунктам.
Модернизация лесного хозяйства
не может быть осуществлена без укрепления
его научного и кадрового потенциала.
Сегодня научное и кадровое обеспечение
является одним из главных факторов инновационного
развития отрасли. Все острее ощущается
недостаток квалифицированных кадров.
Реализуя новую лесную политику, государство
должно озаботиться поддержкой лесной
науки. В этой связи я поддерживаю идею
создания Федерального лесного университета.
Необходимо установить дополнительные
социальные гарантии для работников лесной
отрасли. На наш взгляд такая проблема
имеет ключевое значение. Чем мы можем
заинтересовать людей? Конечно стабильной
и высокой заработной платой, солидным
пакетом социальных гарантий. А сейчас
лесничий имеет "генеральский" мундир
и нищенское содержание.
При этом лесничий – одно из
ключевых лиц в рациональном использовании
лесов, которое обеспечивается в результате
тесного взаимодействия арендатора, лесничего
и лесоустроителя. Лесоустройство является
основой получения объективной информации
о количественных и качественных характеристиках
лесных ресурсов, планирования и прогнозирования
в лесном секторе. А лесничий – тот, кто
на основе данных лесоустройства может
и должен систематически и регулярно осуществлять
мониторинг исполнения арендатором его
обязательств по договору, контролировать
и направлять пользователей "в нужное
русло".
К сожалению, сегодня лесничий
вынужден больше времени проводить не
в лесу, а в своем кабинете, погрязнув бюрократии
и бумагообороте. В этой связи считаем
необходимым пересмотреть существующий
документооборот в лесном хозяйстве с
целью его оптимизации и сокращения.
3.2. Совершенствование
экономического механизма лесопользования
Также полагаю целесообразным
при дальнейшей доработке законопроекта
объединить в его рамках обсуждаемые сегодня
в Правительстве РФ инициативы, касающиеся
правового регулирования оборота круглых
лесоматериалов а также совершенствования
смежного законодательства, устанавливающего
ответственность за незаконную рубку
и незаконный оборот лесных насаждений.
Вопрос об инфраструктурных
ограничениях развития лесного комплекса
Российской Федерации сегодня у всех на
устах. Слабо развитая дорожно-транспортная
инфраструктура сдерживает возможности
более полного освоения эксплуатационных
лесов и снижает экономическую доступность
древесных лесных ресурсов. Протяженность
лесных дорог в Российской Федерации составляет
не более 1,5 км на тысячу гектар лесных
земель, а в странах Западной Европы и
Северной Америки этот показатель находится
в пределах 10 – 45 км.
Неоднократно вопрос о необходимости
более подробного нормативно-правового
регулирования создания лесных дорог
поднимался Комитетом при подготовке
изменений в Лесной кодекс Российской
Федерации. Соответствующие поправки
даже были приняты в 2008 году во втором
чтении в рамках одного из комплексных
законопроектов. Однако в последствии
на этапе подготовки к окончательному
принятию эти нормы были исключены по
инициативе профильных ведомств (Минтранс,
Минфин) в целях более детальной проработки,
были даны поручения Правительства Российской
Федерации о подготовке законодательных
изменений по этой проблеме. Согласно
этим поручениям, соответствующие инициативы
должны были быть полностью доработаны
еще в 2009 году. Однако до настоящего момента
у нас нет на рассмотрении законопроектов,
посвященных урегулированию проблем создания
и эксплуатации лесных дорог. Предлагаем
Правительству Российской Федерации,
заинтересованным министерствам и ведомствам
вернуться к этим вопросам в тесном сотрудничестве
с нашим Комитетом.
Наша страна перестала быть
той, где занимались всерьёз переработкой
древесины. Сегодня примерно в 5 регионах
осуществляется относительно глубокая
переработка древесины на комбинатах,
построенных еще в советское время, на
оборудовании, которое давно выработало
свой ресурс. Создание крупных лесоперерабатывающих
производств – пока только на бумаге,
а между тем самому "молодому" из
российских ЦБК – 40 лет!
Лесопромышленный комплекс
России сегодня находится в тяжелом состоянии,
в связи с тем, что многие проблемы, имеющиеся
в лесной промышленности и лесном хозяйстве,
так и остаются нерешенными. Реформа отрасли,
которая началась еще в 2006 году, не принесла
ощутимого результата. Наращивание мощностей
по глубокой переработке древесины внутри
страны идет малыми темпами. Инвестиции
поступают, но в минимальном объеме. Лишь
в 2011 году удалось приблизится к докризисным
объемам инвестиций в сегментах обработки
древесины, производства изделий из дерева
и лесобумажной продукции. Общий уровень
инвестиций в указанные отрасли составил
в 2011 году чуть более 100 млрд. рублей.
Основным локомотивом развития
лесопромышленного комплекса является
механизм приоритетных инвестиционных
проектов, предусмотренный действующим
лесным законодательством. На сегодняшний
день реализуется более сотни приоритетных
инвестиционных проекта в области освоения
лесов с планируемым общим объемом инвестиций
на период реализации проектов более 400
млрд. руб. Площадь лесных участков, переданных
в аренду для реализации приоритетных
проектов, составляет около 47 млн.га.
Однако проблемой является
отставание более 70% проектов от графиков
реализации. Многие инвестиционные проекты
не оправдали ожиданий, по сути оказавшись
махинацией: получая на льготных условиях
лесные ресурсы, ничего не создавая взамен,
хозяйствующие субъекты порой наносят
серьезный урон экологической системе.
В этой связи нельзя не упомянуть
вопиющий пример имеющего китайские корни
ЗАО "Лесэкспорт" в Приморском крае,
который под маской реализации приоритетного
проекта ведет варварское уничтожение
находящихся под международной охраной
девственных лесов в долине реки Бикин.
Этот пример ярко демонстрирует,
что в настоящее время недостаточное внимание
уделяется оценке эффективности и совершенствованию
механизмов приоритетных инвестиционных
проектов в области освоения лесов. Профильным
министерствам и ведомствам необходимо
усилить контроль за своевременным и полным
исполнением инвесторами обязательств
по таким проектам.