Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)


Министерство науки и образования  Российской Федерации

Дальневосточный Государственный  университет

Институт Окружающей Среды

Географический факультет

Кафедра регионального  анализа и устойчивого развития

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОМПЛЕКС РОССИИ

 

 

 

К защите


 апреля 2008г.


Выполнила студентка 938 гр.

     Л. В. Бухнер

 

Научный руководитель

                                                                                       д. г. н. А.В. Мошков

 

 

 

Владивосток

2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Машиностроение имеет  огромное значение для народного  хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса  и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Эта отрасль также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством  машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли  входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного  комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а  также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и  вариантов выхода из создавшейся  сегодня сложной экономической ситуации.

Учитывая особенности  данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут  освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного  комплекса, а в третьей  сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

 

 

ГЛАВА 1. Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России

1.1. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых  комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости  произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной  отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью  в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний  размер предприятия в отрасли  составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место  по доле в валовой продукции и  промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического  комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

 

Таблица 1

Структура и  динамика производства промышленной продукции  по отраслям

машиностроения  в России, 2000 – 2004 гг.

(по В. Л. Соколиной, 2004)

Отрасли

2000

2001

2002

2003

2004

млн. руб.

в % к

2000 г.

Промышленность –  всего

в том числе:

4763000

5881000

6868000

8498000

11209000

в 2,4 р.

Машиностроение

658817

840104

981991

1197951

1450824

в 2,2 р.

из него:

           

дизелестроение

4067

3665

4462

6277

7579

в 1,86 р.

горношахтное и

горнорудное

машиностроение

4250

6627

5940

7152

10403

в 2,4 р.

подъемно-транспортное

машиностроение

7077

9056

10292

13913

16983

в 2,4 р.

железнодорожное

машиностроение

15517

15799

24348

35003

47506

в 3,1 р.

электротехническая

промышленность

5121

74141

80824

104659

134785

в 2,4 р.

химическое и нефтяное

машиностроение

31161

46726

48281

62952

80540

в 2,6 р.

станкостроительная и

инструментальная

промышленность

13059

17549

18954

23309

28221

в 2,2 р.

приборостроение

18793

26867

34439

45333

50628

в 2,7 р.

автомобильная

промышленность

187781

239212

270964

320158

419378

в 2,2 р.

подшипниковая

промышленность

6918

8052

8382

9164

10502

в 1,5 р.

тракторное и

сельскохозяйственное

машиностроение

25848

31714

25064

20768

28256

109,3

строительно-дорожное и

коммунальное

машиностроение

12987

17840

20372

25181

31208

в 2,4 р.

машиностроение для

легкой и пищевой

промышленности

13040

19682

25049

28633

10974

84,2


Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие  развитие научно-технической революции  во всем народном хозяйстве  - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие  научно-технической революции в  машиностроении - это станкостроение  и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и  сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных  с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

 

1.2. Состав и межотраслевые связи

Машиностроение - главная  отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

В настоящее время в структуре  машиностроения насчитывается 19 самостоятельных  отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К  комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и  транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. (Кистанов и др., 1994).

Тяжелое машиностроение.  Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение (Морозова, 1995).

Производство металлургического  оборудования, занимающее первое место  в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах  крупного производства стали и проката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного  машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.

Продукция подъемно-транспортного  машиностроения имеет большое экономическое  значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного  хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов (Положение в машиностроительном комплексе России, 1996).

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.

Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые  и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных  электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Информация о работе Машиностроительный комплекс России