Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Министерство науки и
Дальневосточный Государственный университет
Институт Окружающей Среды
Географический факультет
Кафедра регионального анализа и устойчивого развития
КУРСОВАЯ РАБОТА
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ
К защите
апреля 2008г.
Выполнила студентка 938 гр.
Л. В. Бухнер
Научный руководитель
Владивосток
2008
Машиностроение имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Эта отрасль также производит предметы потребления, в основном длительного пользования.
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.
Металлообработка занимается
производством металлических из
Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:
Машиностроительный комплекс
- крупнейший из промышленных комплексов,
на его долю приходится почти 25% стоимости
произведенной продукции и
По сравнению с
Среди всех отраслей промышленности
машиностроение занимает первое место
по доле в валовой продукции и
промышленно-производственном персонале,
второе место (после топливно-
Машиностроение создает
машины и оборудование, применяемые
повсеместно: в промышленности, сельском
хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно,
научно-технический прогресс во всех
отраслях народного хозяйства материализ
Таблица 1
Структура и динамика производства промышленной продукции по отраслям
машиностроения в России, 2000 – 2004 гг.
(по В. Л. Соколиной, 2004)
Отрасли |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | |
млн. руб. |
в % к 2000 г. | |||||
Промышленность – всего в том числе: |
4763000 |
5881000 |
6868000 |
8498000 |
11209000 |
в 2,4 р. |
Машиностроение |
658817 |
840104 |
981991 |
1197951 |
1450824 |
в 2,2 р. |
из него: |
||||||
дизелестроение |
4067 |
3665 |
4462 |
6277 |
7579 |
в 1,86 р. |
горношахтное и горнорудное машиностроение |
4250 |
6627 |
5940 |
7152 |
10403 |
в 2,4 р. |
подъемно-транспортное машиностроение |
7077 |
9056 |
10292 |
13913 |
16983 |
в 2,4 р. |
железнодорожное машиностроение |
15517 |
15799 |
24348 |
35003 |
47506 |
в 3,1 р. |
электротехническая промышленность |
5121 |
74141 |
80824 |
104659 |
134785 |
в 2,4 р. |
химическое и нефтяное машиностроение |
31161 |
46726 |
48281 |
62952 |
80540 |
в 2,6 р. |
станкостроительная и инструментальная промышленность |
13059 |
17549 |
18954 |
23309 |
28221 |
в 2,2 р. |
приборостроение |
18793 |
26867 |
34439 |
45333 |
50628 |
в 2,7 р. |
автомобильная промышленность |
187781 |
239212 |
270964 |
320158 |
419378 |
в 2,2 р. |
подшипниковая промышленность |
6918 |
8052 |
8382 |
9164 |
10502 |
в 1,5 р. |
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение |
25848 |
31714 |
25064 |
20768 |
28256 |
109,3 |
строительно-дорожное и коммунальное машиностроение |
12987 |
17840 |
20372 |
25181 |
31208 |
в 2,4 р. |
машиностроение для легкой и пищевой промышленности |
13040 |
19682 |
25049 |
28633 |
10974 |
84,2 |
Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие
развитие научно-технической
2. Отрасли, обеспечивающие
3. Отрасли, обеспечивающие
За последние десятилетия
Основное экономическое
Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.
В настоящее время в структуре
машиностроения насчитывается 19 самостоятельных
отраслей, куда входят свыше 100 специализированных
подотраслей и производств. К
комплексным самостоятельным
Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).
В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение (Морозова, 1995).
Производство
Профиль заводов горного машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.
Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов (Положение в машиностроительном комплексе России, 1996).
Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.
Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).
Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.