Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа
Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.
Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для атомной электро-станции.
Полиграфическое машиностроение
имеет наименьший объем товарной
продукции в отрасли и
Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование (Кистанов и др., 1994).
Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.
Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.
Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.
Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.
Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.
Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.
Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства (Кистанов и др., 1994).
Размещение отраслей стран мира сложилось под влиянием большого числа причин, главная из которых - трудовой фактор. Ориентация на труд и определяет главные сдвиги в размещении отрасли: она переместилась в районы с «дешевым» трудом. После войны машиностроение особенно быстро развивалось в Японии, Италии, впоследствии в Южной Корее, на Тайване, Гонконге, а также в некоторых странах «новой индустриализации».
Вторым по значению фактором, оказывающим воздействие на размещение машиностроения, является научно-технический прогресс (НТП). НТП определяет структурные сдвиги в машиностроении. Общеэкономические тенденции, вызванные научно-технической революцией, предопределили нарастание доли труда в стоимости продукции. Тем самым положение стран с дешевым трудом стало предпочтительным по сравнению со странами, обладающими ресурсами.
В - третьих, происходит систематическое усложнение машиностроительного производства, предопределившее разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции, а также появление тенденции «передачи» массовых, но не требующих затрат квалифицированного труда производств в «новые» страны и сохранения высококвалифицированных производств в старых странах, «монополистах» научно-технического прогресса (Кубанцева, 1997).
Таблица 2
Производство легковых автомобилей (тысяч штук)
(Россия и страны мира, 2004)
1995 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Россия |
835 |
840 |
954 |
969 |
1022 |
981 |
Европа |
||||||
Австрия |
59 |
98 |
124 |
116 |
131 |
… |
Белоруссия |
- |
1,3 |
0,2 |
0,05 |
- |
- |
Бельгия |
1177 |
951 |
918 |
912 |
1058 |
950 |
Великобритания |
1735 |
1748 |
1787 |
1642 |
1493 |
1628 |
Германия |
4536 |
5459 |
… |
5132 |
5302 |
5123 |
Испания |
1959 |
2218 |
2345 |
2366 |
2210 |
2267 |
Италия |
1422 |
1402 |
1410 |
1423 |
1272 |
1126 |
Нидерланды |
100 |
244 |
… |
215 |
190 |
… |
Польша |
366 |
592 |
647 |
532 |
361 |
288 |
Румыния |
70 |
104 |
89 |
64 |
57 |
65 |
Словакия |
22 |
125 |
127 |
181 |
277 |
226 |
Словения |
88 |
126 |
118 |
123 |
119 |
… |
Украина |
58,7 |
25,8 |
9,7 |
17,1 |
26,2 |
43,8 |
Финляндия |
22 |
32 |
34 |
38 |
41 |
… |
Франция |
3211 |
3932 |
4265 |
4652 |
3182 |
… |
Чехия |
208 |
399 |
… |
… |
… |
… |
Швеция |
216 |
214 |
235 |
278 |
272 |
… |
Азия |
||||||
Индия |
210 |
536 |
504 |
521 |
544 |
582 |
Индонезия |
148 |
62 |
78 |
… |
… |
… |
Китай |
316 |
507 |
571 |
607 |
715 |
1067 |
Пакистан |
21 |
34 |
39 |
32 |
40 |
41 |
Республика Корея |
1999 |
1577 |
2158 |
2626 |
2477 |
2652 |
Таиланд |
121 |
34 |
… |
… |
… |
… |
Турция |
233 |
222 |
216 |
313 |
227 |
259 |
Узбекистан |
- |
54,4 |
58,3 |
… |
… |
… |
Япония |
7611 |
8056 |
8099 |
8363 |
8118 |
8620 |
Африка |
||||||
Египет |
8 |
13 |
12 |
12 |
11 |
… |
Марокко |
5,3 |
18 |
21 |
… |
… |
… |
ЮАР |
275 |
209 |
236 |
261 |
294 |
… |
Америка |
||||||
Аргентина |
227 |
353 |
225 |
239 |
169 |
118 |
Бразилия |
275 |
242 |
222 |
258 |
304 |
324 |
Канада |
1150 |
1122 |
1482 |
1496 |
1297 |
1350 |
Мексика |
703 |
953 |
995 |
1295 |
1278 |
1248 |
США |
6350 |
5554 |
5638 |
… |
… |
… |
Чили |
9,1 |
2,8 |
1,5 |
5,2 |
… |
… |
Австралия и Океания |
||||||
Австралия |
294 |
336 |
324 |
330 |
328 |
… |
Мир в целом |
37522 |
38651 |
40231 |
42323 |
40420 |
… |
На все вышеуказанные процессы накладывается тенденция усиления специализации и кооперирования в машиностроении отдельных стран и всего мира. Эта тенденция обусловлена прежде всего выгодами увеличения масштаба производства. В этой связи можно утверждать, что практика действий ТНК, создающих производственную и кооперационную сеть, рассчитанную на рынки целых континентов, имеет определенные технико-экономические основания.
Определить уровень развития машиностроения в разных странах весьма сложно. Однако по сумме признаков можно выделить следующие группы стран:
1. Страны обладающие полной
2. Страны обладающие
3. Страны с существенными
4. Страны вынужденные
5. Страны с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения: экспорт машин покрывает менее половины импорта. (Канада, Бразилия) (Ром и др., 1995).
Таблица 3
Товарная структура импорта (в процентах)
(Россия и страны мира, 2004)
год |
Импорт - всего |
Машины и оборудование | |
Россия |
2001 |
100 |
22,0 |
2002 |
100 |
25,4 | |
Европа |
100 |
||
Австрия |
2001 |
100 |
24,4 |
Бельгия |
2001 |
100 |
15,8 |
Великобритания |
2001 |
100 |
24,9 |
Венгрия |
2001 |
100 |
36,2 |
Германия |
2002 |
100 |
21,9 |
Греция |
2001 |
100 |
15,5 |
Дания |
2001 |
100 |
24,8 |
Ирландия |
2001 |
100 |
44,9 |
Испания |
2001 |
100 |
19,1 |
Италия |
2001 |
100 |
19,2 |
Латвия |
2001 |
100 |
19,8 |
Литва |
2001 |
100 |
15,1 |
Нидерланды |
2001 |
100 |
30,1 |
Норвегия |
2001 |
100 |
23,6 |
Польша |
2001 |
100 |
23,3 |
Португалия |
2001 |
100 |
18,9 |
Румыния |
2001 |
100 |
21,8 |
Словакия |
2001 |
100 |
21,8 |
Словения |
2001 |
100 |
19,7 |
Финляндия |
2001 |
100 |
30,2 |
Франция |
2001 |
100 |
22,7 |
Швейцария |
2001 |
100 |
21,5 |
Швеция |
2001 |
100 |
27,2 |
Азия |
100 |
||
Бангладеш |
1998 |
100 |
13,1 |
Израиль |
2000 |
100 |
26,7 |
Индия |
2000 |
100 |
15,3 |
Индонезия |
2001 |
100 |
20,2 |
Пакистан |
2001 |
100 |
16,2 |
Республика Корея |
2001 |
100 |
33,1 |
Таиланд |
2001 |
100 |
38,7 |
Турция |
2001 |
100 |
22,9 |
Филиппины |
2001 |
100 |
47,1 |
Япония |
2002 |
100 |
22,3 |
Африка |
100 |
||
Алжир |
2000 |
100 |
24,2 |
Египет |
2001 |
100 |
18,9 |
Марокко |
2000 |
100 |
20,0 |
Эфиопия |
2000 |
100 |
18,3 |
ЮАР |
2001 |
100 |
28,6 |
Америка |
100 |
||
Аргентина |
2001 |
100 |
27,0 |
Боливия |
2001 |
100 |
22,7 |
Бразилия |
2001 |
100 |
32,0 |
Канада |
2001 |
100 |
25,9 |
Мексика |
2001 |
100 |
37,3 |
США |
2002 |
100 |
22,7 |
Чили |
2001 |
100 |
25,4 |
Австралия и Океания |
100 |
||
Австралия |
2001 |
100 |
28,0 |
Новая Зеландия |
2001 |
100 |
22,0 |
Данная типология может быть использована для регионализации глобальной экономической системы и определения роли отдельных регионов в размещении мирового машиностроения.
На регион «Северная
Америка» (США, Канада, Мексика) приходится
1/3 мирового машиностроительного
Этот регион выступает на мировых рынках прежде всего как экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.
На регион «Западная Европа приходится от 25 до 30% продукции мирового машиностроения.
Третий регион - «Восточная и Юго-восточная Азия» (около 20 % продукции машиностроения), лидер которого - Япония.
В Бразилии формируется четвертый регион мирового машиностроения (Кудинов, 1999).
В последние годы страны
с дешевым рабочим трудом оказались
в более благоприятном положени
Вторым по значению фактором стал научно- технический прогресс. Усложняется машиностроительное производство, поэтому выделяются страны- производители массовой продукции, производители сложной наукоемкой продукции, развивается специализация и межстрановое кооперирование.
Особенностью машиностроения развитых
стран по сравнению с развивающимися
является наиболее полная структура
машиностроительного
Общее машиностроение далеко не однородно в развитых и развивающихся странах. В первой группе стран преобладает станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования, в другой - сельскохозяйственное машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония, Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения.
В электротехнической
Первая - удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран. Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в развитые страны (Кубанцева, 1997).
В самом машиностроении
в последние годы развивается
процесс интернационализации