Машиностроительный комплекс России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.
Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Структура транспортного  машиностроения также изменилась. Интенсивно развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем  заметно переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают  Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.

Заметные изменения  произошли и в автомобилестроении. На первое место вышла Япония, обогнав  США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных экономических зонах».

В основном роль отдельных  регионов мира в размещении машиностроения такова: на страны Северной Америки  приходится более 30% мирового машиностроительного  производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на страны Восточной и Юго-Восточной  Азии- 20%.

По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли, стоимости продукции машиностроения среди развитых  стран лидируют США, Япония и ФРГ. Другие страны существенно  уступают им по масштабам машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.

В странах СНГ на долю машиностроительного комплекса  приходится 30% стоимости продукции  промышленности. Эти страны занимает промежуточное положение между  экономически развитыми и развивающимися странами мира (Кудинов, 1999).

 

Таблица 4

Группировка стран по уровню развития машиностроения

(по В.П. Дронову  и В.П. Максаковскому, 1994)

Страны с высокоразвитым машиностроением

Страны со среднеразвитым машиностроением

Страны со слаборазвитым  машиностроением

Страны, где машиностроение отсутствует

США

Бразилия

Монголия

Саудовская Аравия

Канада

Китай

Иран

Ливия

Германия

Австралия

Перу

Мадагаскар

Россия

Индия

Куба

Сомали

Франция

Аргентина

Албания

Исландия

Швеция

Мексика

Индонезия

Лаос

Италия

ЮАР

Алжир

Ботсвана

Япония

Корея

Египет

Конго

Великобритания

Испания

Чили

Панама

Швейцария

Португалия

Ирак

Коста-Рика

Австрия

Ирландия

Турция

Гаити

Голландия

Дания

Заир

Тунис

Бельгия

Норвегия

Нигерия

Судан

Польша

Финляндия

Вьетнам

Свазиленд

Румыния

Греция

Таиланд

Непал


 

В целом основная часть  выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом был обусловлен энергетическим кризисом. Несмотря на это, доля развивающихся стран (особенно стран «новой индустриализации») в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, и говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.

 

 

ГЛАВА 2. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса России

2.1. Особенности размещения машиностроения России

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым  рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности  в продукции, квалифицированных  трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести  военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

(по В. П.  Дронову и В. П. Макасовскому, 1994)

Фактор размещения

Доля отраслей, размещенных с  учетом данного фактора, %

Тяготение к:

 

Районам с развитой научной  базой

42

Районам сосредоточения трудовых ресурсов

24

Районам потребления  продукции

22

Металлургическим базам

12


 

Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных  машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (рис.1).

 

Таблица 6

Доля производимой продукции в экономических районах

(по В. П.  Дронову и В. П. Макасовскому, 1994)

Экономический район

Доля производимой продукции (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западно-Сибирский

7

Восточно-Сибирский

3

Дальневосточный

2.5


Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая  зона и всего 12.5% выпускает Восточная  экономическая зона. В Восточной  зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции) (Дронов и др., 1994).

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно  можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

  1. Среднее машиностроение (15 % продукции).

 

2.2. Тяжелое машиностроение

Группа отраслей тяжелого машиностроения отличается большим  потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке  крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,  самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся (рис.1):

  • Центральный (Электросталь);
  • Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге);
  • Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске);
  • Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы);
  • новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

Производство металлургического  оборудования сложилось как в  крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия  этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

На заводах Урала  сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных  машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь).  Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний  Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д. (Кистанов и др., 1994).

Производство крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно  вне металлургических баз в крупных  центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа гидро-электро станций. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне (Ром  и др., 1995).

Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном  районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

Преимущественно вне  металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и  нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных районах страны  Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых (Кистанов и др., 1994).

Информация о работе Машиностроительный комплекс России