Оценка уровня жизни населения Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Уровень жизни - сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Уровень жизни населения на практике характеризуют не степенью удовлетворения потребностей, а уровнем потребления благ.
Уровень и качество жизни являются одними из важнейших социально-экономических категорий, которые характеризуют благосостояние населения страны.
Реальное повышение этих показателей – главный критерий социально-экономического прогресса.

Файлы: 1 файл

PRIMER_KURSOVOJ_Amurskaya_obl.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

 

Создано только 1 передовая технология в 2006 году.

 

К ограничениям и угрозам развития Амурской области можно отнести:

В экономике: 

- низкая доля конечного  производства в выпуске готовой  промышленной продукции и, как  следствие, низкая доля добавочной  стоимости. Отсутствие вертикально-интегрированных структур, включающих полный цикл производства, начиная с добычи (производства) сырья до выпуска готового конечного продукта, торгово-сбытой сети, сервисного обслуживания с полным комплексом обеспечивающих и смежных производств;

- отсутствие устойчивых  корпоративных, кооперационных связей, в том числе межрегиональных, между предприятиями, что значительно  снижает мультипликативный эффект  от реализации инвестиционных  проектов и развития отдельных  предприятий;

- - высокий физический и моральный износ основных производственных фондов, низкий уровень производительности труда;

- низкий технологический  и технический уровень производства  обрабатывающих отраслей экономики  области, ограничивающий возможности  выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках;

- отсутствие  производственных  мощностей по переработке природно-сырьевых  ресурсов, что является угрозой  реализации в области концессионного  сценария развития и, как следствие, формирование неэффективной сырьевой  структуры экономики;

- низкая производительность  сельскохозяйственного производства, отсутствие достаточных производственных  мощностей по переработке сырья, низкая ценовая конкурентоспособность  продукции в сравнении с аналогичной  из КНР;

- недостаток необходимой обеспечивающей инфраструктуры (электросетевая, теплоснабжающая, жилищно-коммунальная, дорожная, транспортная), низкий уровень ее технического состояния и пропускной способности, высокая стоимость инфраструктурных услуг;

- отсутствие магистральных  линий электропередач не позволяет поставлять электроэнергию в западном направлении, формируя резерв запертых мощностей;

- недостаточный уровень  развития международных торгово-экономических  связей, сырьевая направленность  экспорта, отсутствие интеграционных  связей в международное пространство и международную кооперацию;

- низкий уровень обустройства  и пропускной способности таможенной  и пограничной инфраструктур, отсутствие  транспортно-логистической инфраструктуры, достаточной для круглогодичного  обслуживания растущего внешнеторгового оборота;

- предельный дефицит бюджета  области и его зависимость  от финансовой помощи из федерального  бюджета;

- отсутствие собственных  средств на модернизацию производства, реализацию инвестиционных проектов  и недоступность кредитных ресурсов;

- отсутствие развитой инвестиционной инфраструктуры, в том числе представительств государственных институтов развития и государственных корпораций;

- отсутствие развитой инновационной инфраструктуры, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные компании;

- недостаточное финансовое обеспечение науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области высоких технологий;

- отсутствие высококвалифицированных  специалистов. 

В социальной сфере:

- снижение численности  населения области, в т.ч. трудоспособного, за счет продолжающегося миграционного оттока и естественной убыли.

- высокие уровни общей и младенческой  смертности (выше среднероссийских  показателей);

- высокий уровень социально значимых  заболеваний: туберкулез, онкология, система кровообращения;

- уровень жизни населения области ниже среднероссийского и уровня жизни населения в соседних регионах по основным параметрам, включая жилищно-бытовые и социальные условия;

- несоответствие структуры  специальностей и уровня подготовки в профессиональных учебных заведениях потребностям экономического развития области.

Ограниченность бюджетных ресурсов для реализации приоритетных инвестиционных проектов области диктует необходимость применения механизма государственно-частного партнерства.

В рамках государственно-частного партнерства необходимо внедрение таких инструментов стимулирования социально-экономического развития, как формирование инвестиционных площадок с обеспечением  необходимой инфраструктурой; совместных предприятий с инвесторами; выпуск областных государственных облигаций, в том числе инфраструктурных; продолжение практики применения действующих инструментов государственной поддержки. 

Основными программами в развития региона должны стать:

- программа жилищного  строительства и  развития рынка доступного жилья, предполагающая развитие ипотечного кредитования, предоставление жилищных субсидий и сертификатов отдельным категориям населения, снижение себестоимости строительства жилья, строительство арендного жилья;

- программа развития инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающая внедрение новых форм жилищно-коммунального обслуживания, создание условий для привлечения частных инвестиций, предоставление жилищных субсидий, государственно-частное финансирование реконструкции и модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

- программа энергосбережения  и повышения энергетической эффективности, в рамках которой планируется  значительное сокращение потребления  энергоресурсов во всех секторах  экономики и социальной сферы;

- программа развития сельского  хозяйства, направленная в том  числе и на решение социальных  проблем населения, проживающего  в сельской местности;

- программа развития транспортной  инфраструктуры, позволяющая комплексно  решать проблемы транспортного обслуживания населения посредством строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства и эффективной организации пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта;

- программа развития образования, направленная на повышение доступности  и качества всех видов образования, в том числе дополнительного, дошкольного и профессионального, а также эффективности функционирования системы образования;

- программа развития здравоохранения, направленная на снижение уровня  заболеваемости посредством расширения профилактических мер и улучшения качества диагностики, увеличения уровня диспансеризации; строительство центров для оказания высокотехнологичной специализированной медицинской помощи; строительство, реконструкция и оснащение учреждений здравоохранения, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов и других лечебно-профилактических учреждений первичного звена;

- программа развития культуры  и искусства, предусматривающая  строительство, реконструкцию и  ремонт объектов и памятников  культуры, укрепление материально-технической базы;

- программа социальной  защиты населения, обеспечивающая  социальную поддержку и реабилитацию  отдельных категорий граждан, создание  комфортной среды жизнедеятельности  для инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями;

- программа оказания содействия добровольному переселению соотечественников, предусматривающая создание необходимых условий для их привлечения и адаптации с целью закрепления для постоянного проживания на территории области;

- профилактические и коррекционные  программы, направленные на снижение уровня потребления алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ населением области, формирование условий и пропаганда здорового образа жизни;

программа развития физической культуры и спорта, предусматривающая развитие и расширение сети оздоровительных и спортивных учреждений, повышение уровня вовлеченности населения в постоянные занятия спортом.

С целью повышения качества бюджетного управления в области  программа повышения эффективности бюджетных расходов области. Основные направления программы включают в себя мероприятия, направленные на повышение качества, эффективность бюджетных расходов и доступность государственных, муниципальных услуг.

Важнейшим инструментом для эффективной реализации является формирование благоприятного инвестиционного климата и позитивного имиджа региона, обеспечивающего привлечение инвестиций в расширенное воспроизводства в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности области.

 

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Уровень жизни населения — представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни — это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остаётся осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Уникальность Амурской области во многом определена ее географическим приграничным положением, разнообразием природных ресурсов и аграрно-климатическими условиями.

В области открыты месторождения и проявления россыпного и рудного золота, серебра, титана, молибдена, вольфрама, меди,  олова, полиметаллов, сурьмы, редких элементов, бурого и каменного угля,  цеолитов, каолина, цементного сырья, апатитов, графита, талька, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и других полезных ископаемых. Возможно выявление месторождений нефти и газа. Общий экономический потенциал  Амурской области по минеральному сырью оценивается примерно в 20 трлн. рублей.

Экономика Амурской области представляет собой многоотраслевое хозяйство, включающее такие виды деятельности, как сельское и лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь, строительство, оптовая и розничная торговля, здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование и т. д.

Изучены показатели уровня жизни Амурской области и предложены программы развития.

 

 

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Анимца Е.Г., Ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2012. - 262 с.
  2. Головачев В. Россияне оценивают качество своей жизни на 2 // Экономика и жизнь.- 2013. - №2. – январь. – с.6.
  3. Жеребин В.М. Уровень жизни населения. Основные категории, характеристики и методы оценки. М.: Юнити-Дана, 2012  - 601 с.
  4. Клипантов С. Б. Государство   всеобщего   благосостояния:   станет   ли чужое прошлое нашим будущим?: [Социальная политика России и ее соответствие основным мировым тенденциям] // ЭКО. – 2012. - №8. – с. 15.
  5. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики // Российский экономический журнал. – 2013. - №1 – с.5.
  6. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы - М: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 360 с.

 

 

 


Информация о работе Оценка уровня жизни населения Амурской области