Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:35, реферат
Организация Объединенных Наций (далее - ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств.
Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. История создания Совета Безопасности ООН……………………………...….4
2. ООН как основной гарант безопасности в современном мире………………11
3. Основные тенденции развития Совета Безопасности ООН……………….....21
Заключение……………………………………………………………………...…25
Список использованной литературы…………………………………………….26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История создания Совета
2. ООН как основной гарант
безопасности в современном
3. Основные тенденции развития
Совета Безопасности ООН……………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….26
Введение
Организация Объединенных Наций (далее - ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств.
Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности.
Необходимость коллективного решения наиболее значимых вопросов, таких как изменение климата, преодоление нищеты, голода, болезней, борьба с терроризмом, черными рынками оружия массового уничтожения, пиратством, транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия и т.д., заставила международное сообщество по-новому взглянуть на систему коллективной безопасности, а также на роль и место Совета Безопасности ООН в деле эффективного разрешения международных споров, урегулирования конфликтов, разрешения кризисных ситуаций в различных областях жизни и принятия эффективных и приемлемых мер в рамках системы коллективной безопасности.
Такое новое видение роли и полномочий одного из главных и наиболее влиятельных органов ООН и всей международной системы в целом связано с произошедшим в последние десятилетия значительным расширением полномочий Совета Безопасности при сохранении его главной ответственности за поддержание международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН.
1. История создания Совета Безопасности ООН
Исторические условия создания Организации Объединенных Наций во многом определили политический характер и особенности этой организации.
ООН была создана, прежде всего, как всемирная организация коллективной безопасности, призванная избавить грядущие поколения от бедствий войны, давать решительный отпор агрессии, всемерно содействовать сохранению и укреплению международного мира и безопасности. Именно эта задача, четко сформулированная в Уставе ООН, определяет стержневое направление деятельности ООН, и так будет до тех пор, пока в мире действуют силы, заинтересованные в подавлении освободительной борьбы народов, в сохранении и расширении очагов военной опасности, в обострении международной обстановки.
ООН явилась первой международной организацией, основанной на принципе равенства и равноправия двух противоположных социальных систем. В соответствии с ее Уставом гарантией этого равенства призван служить принцип единогласия постоянных членов главного органа ООН - по поддержанию мира - Совета Безопасности.
Принципиальная и последовательная борьба Советского Союза совместно с братскими социалистическими странами и всеми миролюбивыми силами за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов активно способствует выполнению поставленных перед ООН задач, препятствует попыткам империализма использовать эту международную организацию в целях, идущих вразрез с Уставом ООН.
На основе принятой XXIV съездом КПСС Программы мира и международного сотрудничества, выражающей, как это признается повсюду, чаяния всех народов, всего человечества, Советский Союз выступает за то, чтобы в полной мере использовать возможности ООН для решения острых международных проблем, для отпора любым актам агрессии и международного произвола, для утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, для поддержки движений народов за свое национальное и социальное освобождение.
В современной обстановке возможности миролюбивых сил в их борьбе против сил агрессии и войны велики как никогда. Могущество мировой системы социализма, последовательная миролюбивая политика Советского Союза и братских социалистических стран, а также происходящие в мире важные прогрессивные процессы постепенно приводят капитализм к признанию необходимости вести дела с социалистическими государствами на основе мирного сосуществования.
Большой победой разума и реализма в международных отношениях явилось вступление в силу договоров СССР и ПНР с ФРГ и комплекса соглашений по Западному Берлину, подписание Договора об основах отношений между ГДР и ФРГ, осуществление практических шагов в развитии советско-французских и советско-американских отношений, достижение ряда важных международных соглашений по вопросам разоружения. Открываются перспективы к обеспечению прочного мира в Европе, созыву общеевропейского совещания. Ликвидация опаснейшего очага войны во Вьетнаме оздоровляет обстановку в Азии, открывает еще более благоприятные перспективы для борьбы сил мира и прогресса за дальнейшее укрепление международной безопасности.
Успехи, достигнутые на пути разрядки международной напряженности, постепенное внедрение в международные отношения принципа мирного сосуществования между двумя социальными системами повышают роль ООН как важного института, призванного содействовать урегулированию актуальных политических международных проблем в интересах укрепления всеобщего мира и безопасности.
Эффективность деятельности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности зависит от многих факторов и в первую очередь от политики великих держав, от согласованности их усилий в выполнении той главной ответственности, которая в этом отношении возложена на них Уставом.
Принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности в поддержании мира и международной безопасности - фундамент всего здания Организации Объединенных Наций. Соблюдение этого принципа означало бы на деле признание равноправия двух социальных систем, торжество политики мирного сосуществования и сотрудничества между ними.
В этой связи важное значение приобретают достигнутые в последние годы соглашения между Советским Союзом и некоторыми другими постоянными членами Совета Безопасности. Так, в Принципах сотрудничества между СССР и Францией, подписанных 30 октября 1971 г., указывается, что это сотрудничество в политической области будет находить, в частности, свое выражение с должным учетом прав и прерогатив других заинтересованных держав в осуществлении ответственности, которую несут обе страны в мире как постоянные члены Совета Безопасности ООН.
В документе об Основах взаимоотношений между Советским Союзом и США, подписанном в Москве 29 мая 1972 г., подчеркивается, что на Советском Союзе и Соединенных Штатах лежит особая обязанность, как и на других странах - постоянных членах Совета Безопасности, делать все от них зависящее, чтобы не возникло конфликтов или ситуаций, способных усилить международную напряженность. В этом документе отмечается также, что конечной задачей своих усилий СССР и США считают решение проблемы всеобщего и полного разоружения и обеспечение эффективной системы международной безопасности в соответствии с целями и принципами ООН.
Как известно, с конца 50-х и начала 60-х годов соотношение сил в ООН стало решительно меняться в пользу социализма и молодых развивающихся государств, возникших на развалинах колониальных империй. Этот процесс продолжал развиваться на всем протяжении 60-х годов и к настоящему времени в ООН по сравнению с первоначальным периодом произошли коренные перемены, отразившие, хотя и не в полной мере, новую расстановку сил в мире.
Сейчас в ООН входят 132 государства-члена, в то время как в 1945 г. Устав подписало 51 государство. В 1945 г. социалистические государства располагали в Генеральной Ассамблее всего шестью голосами (СССР, УССР, БССР, Польша, Чехословакия, Югославия), тогда как на Америку, Западную Европу и Британское содружество приходилось 35 голосов, что уже обеспечивало квалифицированное большинство (2/3 голосов), необходимое для принятия решений в Ассамблее по существенным вопросам. В 1945 г. в ООН были представлены около десяти африканских и азиатских стран. Причем все они находились в сильной зависимости от западных держав. Главным звеном «машины голосования» являлись 20 государств Латинской Америки, на которые в 1945 г. приходилось почти 40% общего числа членов ООН. Такое положение с небольшими изменениями сохранялось до конца 50-х годов. Участие латиноамериканских стран в деятельности ООН в решающей степени контролировалось и направлялось в то время Вашингтоном.
Ныне основной силой в Генеральной Ассамблее и ряде других органов ООН, в той или иной мере занимающихся рассмотрением вопросов поддержания международного мира и безопасности, являются социалистические и развивающиеся страны, составляющие большинство членов организации.
Возможности ООН были широко использованы Советским Союзом при разработке и заключении международных соглашений, направленных к сдерживанию гонки ядерного вооружения: Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (1963 г.), Договора о принципах деятельности государств в космосе (1967 г.), Договора о нераспространении ядерного оружия (1970 г.), Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах оружия массового уничтожения (1971 г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.).
Под воздействием сил мира возросла роль ООН в урегулировании кризисных ситуаций, споров и конфликтов между государствами.
Уже в 50-х годах некоторые решения и действия ООН в известной мере содействовали разрядке кризисных ситуаций на Ближнем Востоке, явившихся следствием тройственной агрессии против Египта и американо-английской интервенции в Ливане и Иордании.
В период карибского кризиса (1962 г.) ООН сыграла роль буфера, амортизировавшего столкновение между США и СССР, выступила в роли посредника, к услугам которого обе стороны прибегали по взаимному согласию.
Направление войск ООН на Кипр (1964 г.) с согласия правительства Республики Кипр ослабило напряженность в этом районе, помогло сорвать планы НАТО, направленные против независимости этой страны и ее территориальной целостности.
ООН способствовала превращению военного конфликта между Индией и Пакистаном (1965 г.), урегулированного на основе Ташкентской декларации. В 1971 г. социалистическая дипломатия широко использовала трибуну ООН для мобилизации мирового общественного мнения в поддержку национально-освободительной борьбы бенгальского народа, увенчавшейся созданием независимой Народной Республики Бангладеш.
Особое значение имеет резолюция Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., осуществление которой означало бы установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Эта резолюция продолжает оказывать определенное сдерживающее влияние на израильского агрессора и его заокеанских покровителей.
Характеризуя деятельность Организации Объединенных Наций за четверть века ее существования, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев в своем выступлении в Баку 2 октября 1970 г. указывал: «Несмотря на все свои недостатки и слабости, Организация Объединенных Наций внесла полезный вклад в осуществление целей и принципов, провозглашенных в ее Уставе. Она содействовала преодолению ряда острых международных кризисов. Мы рассматриваем такой итог как серьезный успех внешней политики Советского Союза, других социалистических стран, всех миролюбивых сил на нашей планете…
Развитие международной обстановки в 60-х годах и в настоящее время властно требует от Организации Объединенных Наций сосредоточения и активизации усилий на главном направлении, определяемом центральной задачей ООН - задачей поддержания мира и международной безопасности».
Главным образом Совет Безопасности участвует в борьбе с терроризмом посредством создания норм права и учреждения вспомогательных органов, призванных осуществлять мониторинг за имплементацией соответствующих положений резолюций.
28 сентября 2001 г. Совет Безопасности принял нормативную резолюцию 1373, в которой установил достаточно широкий перечень обязательств, начиная с обязанности государств признать преступлением финансирование терроризма и заканчивая обязанностью заморозить денежные средства террористов и усилить контроль за пересечением границ. Положения резолюции не содержат решений в отношении определенного государства, а налагают на все государства неограниченные по времени обязательства общего характера по проблемам, представляющим интерес для всего международного сообщества в целом, т. е. создают нормы международного права. Совет Безопасности отказался от практики применения принудительных мер в отношении отдельных государств и применил абсолютно новый подход, носящий общий характер и предполагающий создание норм права и учреждение новых органов.
Являясь важной вехой в процессе прогрессивного развития полномочий Совета Безопасности, резолюция 1373 заложила прочную правовую основу для сотрудничества государств в сфере борьбы с терроризмом и поставила перед ними задачу повышения уровня эффективности предпринимаемых действий. В связи с нормативным характером резолюции, а также необходимостью гарантировать эффективность и преемственность международных действий в данной области, в качестве вспомогательного органа был создан Контртеррористический комитет Совета Безопасности (далее - КТК), призванный осуществлять контрольные функции за осуществлением принятой резолюции. Новаторский характер резолюции проявился также в том, что впервые Советом Безопасности был создан комитет с глобальным охватом.
2. ООН как основной
гарант безопасности в
Состав Совета состоит из 15 членов: пять постоянных членов: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция и десять непостоянных членов, избирающихся на двухгодичный срок:
- Австралия (2014)
- Азербайджан (2013)
- Аргентина (2014)
Информация о работе ООН как основной гарант безопасности в современном мире