ООН как основной гарант безопасности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:35, реферат

Описание работы

Организация Объединенных Наций (далее - ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств.
Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…3
1. История создания Совета Безопасности ООН……………………………...….4
2. ООН как основной гарант безопасности в современном мире………………11
3. Основные тенденции развития Совета Безопасности ООН……………….....21
Заключение……………………………………………………………………...…25
Список использованной литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

История ООН.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

В Европе Организация Объединенных Наций обменивалась с Европейским союзом соответствующим накопленным опытом по вопросам поддержки посреднической деятельности и создания группы поддержки посредничества. В частности, для сотрудников Европейского союза был проведен ряд семинаров и краткосрочных учебных курсов по тематическим вопросам, касающимся процессов посредничества, а также диалог по вопросам предотвращения конфликтов с участием экспертов Европейского союза и Организации Объединенных Наций. Эти усилия содействовали тому, что Европейский союз создал в рамках Европейской службы внешнеполитической деятельности собственный механизм поддержки посредничества.

В апреле 2010 года совместно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) было проведено совместное учебное мероприятие по вопросам посредничества и деятельности в его поддержку, на котором сотрудники Организации Объединенных Наций и ОБСЕ могли получить знания, необходимые для определения исходных точек в областях превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов и урегулирования споров, а также для планирования стратегий диалога и посредничества и деятельности по поддержке, включая обмен накопленным опытом. В настоящее время ОБСЕ в соответствии с принятым Советом министров в декабре 2011 года Решением № 3/11 об элементах конфликтного цикла подготавливает предложение об обеспечении максимальной преемственности, последовательности и эффективности участия в посреднической деятельности.

2011 году Организация Объединенных  Наций и Организация американских  государств (ОАГ) разработали годовой  план работы по вопросам партнерства  в области посредничества, который  предусматривал содействие со  стороны Группы поддержки посредничества  в организации двух учебных курсов по вопросам проведения национального диалога. Эти учебные курсы, на которых прошли подготовку должностные лица из правительственных органов стран Центральной Америки (июль 2011 года) и Южной Америки (ноябрь 2011 года), в основном были посвящены использованию диалога в качестве инструмента предотвращения конфликтов, позволяющего ослаблять возникающую социальную напряженность на национальном уровне.

В 2011 году Организация Объединенных Наций и ОИК также приняли годовой план работы, направленный на укрепление посреднического потенциала Секретариата ОИК.

 В частности, в рамках реализации  этого плана в декабре 2011 года  состоялась поездка одного из  старших сотрудников канцелярии  Генерального секретаря ОИК для  ознакомления с работой Департамента по политическим вопросам, а также был проведен совместный семинар по вопросам организационного закрепления посреднического потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные тенденции  развития Совета Безопасности  ООН

Рабочая группа открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности.

Китаем, потенциальным противником США, у американцев также существует некая настороженность. Против Индии выступает также Пакистан. Против Японии настроены обе Кореи и Китай. Китай, кроме того, не одобряет и инициативу «четверки», утверждая, что все решения, касающиеся вопроса расширения Совета Безопасности ООН, должны приниматься исключительно на демократических принципах и на основе общего согласия.

С другой стороны, американцы не выражают одобрения перспективе расширения Совета Безопасности. Если число стран, входящих в Совет безопасности ООН на постоянной основе, вырастет, то для того чтобы США смогли получать одобрение своей внешней политике, им потребуется значительно больше времени и усилий. США возражают против расширения географии операций по поддержанию мира, проводимых ООН, создания постоянных миротворческих сил, рассчитывая на собственные ресурсы, а также на союзников по НАТО.

Ожидалось, что ситуацию с реформой Совета Безопасности прояснит бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в 2012 г. представил на обсуждение свой доклад «При большей свободе», содержавший вариант всеобъемлющей реформы ООН. Естественно, важное место в докладе было отведено вопросу о расширении Совета Безопасности. Кофи Аннан предложил два варианта модификации этого органа. Первый предусматривал создание шести новых постоянных мест без права вето и четырех новых непостоянных мест. Второй же проект Аннана вообще не предусматривал новых постоянных мест, но в нем предполагалось создать новую категорию членов, избираемых на четырехлетний возобновляемый срок, и предоставить новое непостоянное и невозобновляемое место на двухлетний срок. Однако, к сожалению, предложения бывшего Генерального Секретаря ООН относительно преобразования Совета Безопасности, как впрочем, и весь доклад, не стал долгожданным импульсом к проведению реформы ООН, несмотря на заложенное в нем рациональное зерно.

В 2013 г. Председатель Генеральной Ассамблеи Хайя Рашид Аль Халифа заявила о необходимости всерьез заняться вопросом реформы Совета Безопасности. В связи с этим в 2014 г. на рассмотрение членов ООН будет передан доклад о путях реформы Совета Безопасности, выработанный на основе трехмесячных переговоров группы из пяти послов со всеми 192 делегациями. Рабочую группу, созданную по настоянию Председателя Генеральной Ассамблеи, возглавили постоянные представители Турции, Кипра, Хорватии, Чили и Нидерландов. Каждый из этих дипломатов отвечал за одно из ключевых направлений реформы, касающихся численности состава, а также института вето, регионального представительства, эффективности работы и взаимодействия с Генеральной Ассамблеей. К сожалению, данный доклад стал очередным документом, содержащим рекомендации по реформе и общие положения о важности реформирования Совбеза ООН и необходимости продолжения работы в этом направлении.

В любом случае с учетом статьи 23 Устава Организации Объединенных Наций одним из методов стимулирования государств-членов к внесению большего вклада в международный мир и безопасность будет то, что Генеральная Ассамблея, учитывая установившуюся практику региональных консультаций, будет избирать членов Совета Безопасности, отдавая предпочтение в плане постоянных или более долгосрочных мест тем государствам, которые относятся к числу трех наибольших финансовых вкладчиков в их соответствующей региональной зоне в регулярный бюджет, или трех наибольших добровольных вкладчиков из их региональной зоны, или трех наибольших вкладчиков в их региональной зоне с точки зрения предоставления войск для миссий Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Кроме того, любому кандидату на постоянное место в Совете Безопасности будет невероятно сложно заручиться поддержкой стран, уже состоящих в нем, потому что в процессе решения объективные принципы могут уступить место субъективным, таким как личные интересы «большой пятерки» и других стран, чье согласие необходимо. Так, например, амбиции Бразилии вызывают довольно прохладную реакцию у других латиноамериканских стран, прежде всего Мексики и Аргентины. Последним кажется несправедливым, что говорящую по-испански Латинскую Америку в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН будет представлять португалоязычная Бразилия. Против Германии высказываются Италия, Испания, Франция и Великобритания. Два последних государства, возможно, опасаются того, что в случае неудачной попытки Германии примкнуть к ним в составе Совета Безопасности в ООН вновь заговорят о необходимости создания единого места для всего Евросоюза в Совете Безопасности.

Россия согласна с тем, что Совбезу ООН требуется реформа. Однако проблема заключается в том, как содействовать преобразованиям этой организации, минимизируя издержки для статуса России. С одной стороны, Россия не может и не должна выступать главным противником на пути реформ. С другой стороны, принимая во внимание нынешние экономические, финансовые и военные реалии, нельзя допустить ущемления прав нашей страны в этой организации.

Российская сторона стремиться не допустить ослабления права вето, имеющегося у постоянных членов Совета Безопасности по нескольким причинам. Во-первых, чрезмерное увеличение численного состава одного из главных органов ООН может привести к уменьшению оперативности и снижению эффективности этого органа и в значительной степени будет сдерживать решение важнейших задач. Однако существует и более глубокое объяснение. Россия сейчас занимает привилегированное положение в Совете Безопасности, которое досталось ей «в наследство» от СССР. По своим же экономическим и финансовым показателям Россия, полностью зависящая от мировой экономики, этому статусу уже не слишком соответствует. Именно поэтому радикальные реформы ООН могут привести к потере нашего статуса. России необходимо придать ООН миротворческие функции. Ведь на сегодняшний день для России и стран бывшего СССР важнейшим аспектом реформы является возможность «сколько-нибудь масштабной миротворческой деятельности ООН на территории бывшего СССР и в соседних государствах.

Таким образом, вопрос о реформе Совета Безопасности ООН весьма сложный и болезненный для России. Реальная включенность России в мировые политические, экономические, информационные, технологические связи и способность оказывать конструктивное воздействие на процессы в международных отношениях требуют сохранения ведущей роли России в реформированной системе ООН. Все попытки ряда государств «урезать» роль и значение России в ооновских структурах должны наталкиваться на обоснованный отпор. Только такой подход отвечает национальным интересам России.

Предполагается, что организационная реформа ООН демократизирует Совет Безопасности посредством увеличения числа как его постоянных, так и непостоянных членов с тем, чтобы Совет более адекватно реагировал на новые задачи, стоящие перед международным сообществом.

Вместе с тем существует опасность, что расширение Совета Безопасности ООН, и особенно предоставление новым постоянным членам права вето, приведет к опасному дисбалансу сил на мировой арене, а также вызовет затруднения при принятии справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности.

 

 

Заключение

 

Для обеспечения эффективности процесса посредничества необходимо принимать во внимание широкий комплекс переменных величин, которые оказывают воздействие на процесс, таких, например, как отличительные признаки конфликта, участвующие в нем силы и динамика их взаимодействия.

Не менее важно то, чтобы в процессе посредничества проявлялась подлинная приверженность всех сторон, поскольку ответственность за осуществляемую деятельность на местном уровне является ключевым элементом для достижения успеха любого процесса посредничества. Стороны должны полностью осознавать и ценить преимущества достижения мирного урегулирования, а также возможные последствия неудачи.

Одним из серьезных и основополагающих аспектов посредничества является конфиденциальность: это неотъемлемый элемент процесса. Конфиденциальность может касаться различных вопросов, например, самого факта, что посредничество имеет место, содержание документов и заявлений, обмен которыми был произведен в ходе процесса посредничества, причин, по которым попытки в области посредничества не увенчались успехом, конфиденциальных подробностей окончательного урегулирования и т.д. Нарушение конфиденциальности в ходе процесса посредничества может еще в большей мере обострить конфликт и уменьшить шансы на успех любых попыток в области посредничества в будущем.

Для того, чтобы не погрязнуть в безуспешной попытке найти нужные инстанции среди сторон, участвующих в конфликте, на каждом этапе процесса посредничества необходимы эффективная координация и сотрудничество между заинтересованными сторонами. Также важно обеспечить последовательность представления информации конфликтующим сторонам. В этом контексте общие задачи международного сообщества и принципы, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций, должны служить руководящими принципами координации.

Список использованной литературы

 

1. Устав ООН. Полный текст на  русском языке.

2. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.: Проспект, 2009. - 192 с.

3. Федеральный закон Российской  Федерации от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ  «О международных договорах Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)

4. Бирюков П.Н. Международное право М.: Юристъ, 2009. - 328 с.

5. Ефимов Г.К. Устав ООН - испытание временем, в сборнике «Международные организации», посвященном памяти Г.И.Морозова. - М., 2008. - 256 с.

6. Колосов Ю.М., Кузнецов В. И. Международное право. - М.: Инфра-М, 2011. - 432 с.

7. Снегина С.Н. Новое в деятельности ООН по поддержанию мира // Институт социально-экономических и правовых наук, Академия наук Республики Татарстан. Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития РТ. Научные труды сотрудников, аспирантов и соискателей. Т. ХХ. - Казань: Изд-во «Фэн», 2012. - С.265-269

8. Снегина С.Н. Развитие деятельности Совета Безопасности ООН в деле обеспечения мира // Сборник аспирантских научных работ. Выпуск 6 / Под ред. Р.М. Валеева. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2010. - С. 421-424.

9. Сорокина О.Ю. Полномочия Совета Безопасности ООН и действия региональных организаций по поддержанию мира. // Международное публичное и частное право. 2011. №2 (41).

 

 

 


 



Информация о работе ООН как основной гарант безопасности в современном мире