Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:35, реферат
Организация Объединенных Наций (далее - ООН), являющаяся уже на протяжении шести десятилетий основой и гарантом международного правопорядка, была и остается опорной конструкцией международных отношений и равноправного многостороннего сотрудничества в интересах всех государств.
Сегодня она сталкивается с новыми задачами, связанными с различными аспектами глобализации международной жизни, находящими свое проявление в новых вызовах и угрозах международному миру и безопасности.
Введение…………………………………………………………………………..…3
1. История создания Совета Безопасности ООН……………………………...….4
2. ООН как основной гарант безопасности в современном мире………………11
3. Основные тенденции развития Совета Безопасности ООН……………….....21
Заключение……………………………………………………………………...…25
Список использованной литературы…………………………………………….26
- Гватемала (2013)
- Люксембург (2014)
- Марокко (2013)
- Пакистан (2013)
- Республика Корея (2014)
- Руанда (2014)
- Того (2013)
Свыше 70 государств — членов Организации Объединенных Наций никогда не были членами Совета.
Государство, которое является членом Организации Объединенных Наций, но не является членом Совета Безопасности, может участвовать, без права голоса, в обсуждениях, когда Совет считает, что рассматриваемый вопрос затрагивает интересы этого государства. Как члены Организации Объединенных Наций, так и не являющиеся ее членами субъекты, если они являются сторонами рассматриваемого Советом спора, могут быть приглашены принять участие, без права голоса, в дискуссиях Совета; Совет определяет условия участия того или иного государства, не являющегося его членом.
Согласно ст. 23 Устава ООН Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации. Из них 5 являются постоянными, а именно: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.
Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов. Последние избираются на двухгодичный срок, и при их избрании должное внимание уделяется степени участия кандидатов в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.
Места непостоянных членов Совета распределяются следующим образом: от Азии и Африки — 5 членов, Восточной Европы — 1, Латинской Америки и Карибского моря — 2, Западной Европы, Канады, Новой Зеландии и Австралии — 2 члена.
В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных — до 7-10.
Для обеспечения быстрых и эффективных действий члены ООН возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.
Совет Безопасности представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ежегодные доклады и по мере необходимости специальные доклады.
Совет Безопасности сможет в соответствии со своими обязанностями по Уставу ООН поддерживать и укреплять международный мир и безопасность лишь в том случае, если решения Совета будут пользоваться полной поддержкой международного сообщества и если стороны, участвующие в конфликтах, будут выполнять эти решения в полном объеме.
Функции и полномочия Совета Безопасности:
- поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;
- расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения;
- делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения;
- вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые надлежит принять;
- призывать государства — члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии:
- предпринимать военные действия против агрессора;
- делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;
- осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке;
- делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда;
- представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих четырех мероприятий.
Превентивная дипломатия — это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.
Миротворчество — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.
Поддержание мира — это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
Миростроительство в постконфликтный период — это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.
По мнению ООН, эти четыре вида деятельности в совокупности, осуществляемые при поддержке всех членов, способны стать целостным вкладом ООН в обеспечение мира в духе ее Устава.
Когда Совету Безопасности сообщают о возникновении угрозы миру, он просит стороны достичь согласия мирными средствами. Совет может выступить в роли посредника или сформулировать принципы урегулирования спора. Он может просить Генерального секретаря провести расследование и представить доклад о сложившейся ситуации. В случае начала боевых действий Совет Безопасности принимает меры к обеспечению прекращения огня. Он может с согласия заинтересованных сторон направить в конфликтные районы миссии по поддержанию мира для ослабления напряженности и разведения противоборствующих сил. Совет Безопасности вправе разместить миротворческие силы для предотвращения возобновления конфликта. Он обладает полномочиями принуждать к выполнению своих решений путем введения экономических санкций и принятия решения о применении коллективных военных мер.
Правовой статус миротворческих сил ООН определяется соглашением между ООН и принимающим государством. В соответствии с этими соглашениями после принятия Советом Безопасности решения об учреждении операции по поддержанию мира соответствующие государства-члены обязаны содействовать осуществлению мандата этой операции.
Согласно ст. 5 и 6 Устава Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности может приостановить осуществление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену организации, если против него Советом Безопасности были предприняты действия превентивного или принудительного характера. Государство — член ООН, систематически нарушающее принципы, закрепленные в Уставе, может быть исключено из Организации Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Совет Безопасности действует от имени всех членов Организации. В соответствии со ст. 25 Устава члены Организации соглашаются «подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Согласно ст. 43 они обязуются предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода. Такое соглашение или соглашения определяют численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение, и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи.
Организация Объединенных Наций постоянно адаптировала свой потенциал в сфере мира и безопасности к меняющимся международным реалиям.
Организация Объединенных Наций укрепляла свою оперативную готовность для осуществления и поддержки посреднических усилий. В качестве основного новаторского шага в этом направлении в 2006 году в Департаменте по политическим вопросам была создана Группа поддержки посредничества, которая в настоящее время считается центральным подразделением по оказанию посреднической поддержки в рамках системы Организации Объединенных Наций, способным содействовать миротворческим усилиям Организации Объединенных Наций, государств-членов, региональных организаций и других субъектов. Возможности Группы дополняют специальный опыт, накопленный системой Организации Объединенных Наций. В период 2008–2011 годов эта группа предоставляла ряд вспомогательных услуг в рамках осуществления более 35 процессов посредничества и диалога.
Важнейшим инструментом Департамента по политическим вопросам в рамках его потенциала оперативного реагирования является Резервная группа экспертов по вопросам посредничества. Эти эксперты, которые могут приступить к выполнению своих функций уже через 72 часа, специализируются по вопросам разработки процессов, конституционного строительства, гендерного равенства, совместного использования природных ресурсов, разделения властных полномочий и мер безопасности. Трое экспертов из семи — женщины. Они, как правило, могут находиться на местах около месяца. О потребности в использовании этого потенциала оперативного реагирования может свидетельствовать тот факт, что в период 2008–2011 годов члены Резервной группы были задействованы более 100 раз. Долгосрочные потребности Департамента по политическим вопросам удовлетворяются путем использования реестра посредников.
В области посредничества крайне важное значение имеет обеспечение доступа к специально подготовленному персоналу для удовлетворения соответствующих потребностей на различных этапах и уровнях мирного процесса. На сегодняшний день в рамках системы Организации Объединенных Наций имеется несколько таких реестров, которые связаны между собой.
В целях налаживания и поддержания посреднических процессов Департамент по политическим вопросам ведет реестр, в который входят около 240 заранее отобранных экспертов по тематическим вопросам и оперативной деятельности и ведущих специалистов по вопросам посредничества. Эти эксперты являются представителями 70 стран, и 37 процентов из них составляют женщины. При отборе специалистов для включения в реестр особое внимание уделяется практическому опыту в области посредничества, географической представленности, знанию языков и сбалансированной представленности женщин и мужчин. С тех пор, как в середине 2011 года этот реестр начал использоваться, с его помощью было удовлетворено более 80 просьб о посредничестве. С просьбами о предоставлении услуг экспертов из реестра могут обращаться все подразделения системы Организации Объединенных Наций, региональные или субрегиональные организации, неправительственные организации, а также государства-члены.
Для решения некоторых конкретных вопросов в рамках посреднических процессов можно использовать реестры специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, например реестр ЮНЕП, включающий технических специалистов по вопросам рационального использования природных ресурсов в нестабильных и постконфликтных районах.
Уделяя особое внимание специальным знаниям, касающимся национального и местного потенциала по предотвращению конфликтов и осуществлению посреднической деятельности, ПРООН ведет свой реестр, который включает около 150 экспертов по вопросам посредничества и диалога, учебно-аналитической деятельности в области предотвращения конфликтов и разработки программ миростроительства. В целях дальнейшего осуществления информационно-пропагандистской работы со специалистами по гендерным вопросам дополнительное внимание уделяется также выявлению национальных и региональных женских организаций, имеющих богатый опыт в вопросах осуществления мирных процессов. С этой целью Структура Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин создала базу данных для сбора информации о женских организациях, выполняющих различные функции в рамках мирных процессов, и для оценки качества и вида предоставляемых ими экспертных услуг.
С учетом роли региональных соглашений и органов, в главе VIII Устава Организации Объединенных Наций, Организация оказывала приоритетную поддержку субъектам, стремящимся к созданию посреднического потенциала, опираясь на осуществляемое на экспертном уровне взаимодействие между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями.
Африканский союз создал новую структуру для поддержания мира, включающую систему раннего предупреждения, Группу мудрецов и реестр посредников. Российская поддержка Африканского союза, подробно описанная в двух программах работы по укреплению посреднического потенциала (на 2009–2010 и 2011–2012 годы), предусматривает разработку руководящих принципов по налаживанию партнерских отношений между Организацией Объединенных Наций и Африканским союзом в области посредничества; содействие ведению реестра посредников Африканского союза; проведение на экспертном уровне полугодичных совещаний Организации Объединенных Наций и Африканского союза; организацию учебных мероприятий по вопросам гендерного равенства и посредничества; а также проведение семинаров по анализу накопленного опыта в укреплении сотрудничества между Организацией Объединенных Наций, Африканским союзом и региональными экономическими сообществами. Создание Отделения Организации Объединенных Наций при Африканском союзе содействовало дальнейшему усилению нашей способности тесно сотрудничать с Африканским союзом по вопросам осуществления посреднической деятельности, а также по другим аспектам укрепления мира и безопасности.
Вся эта работа в значительной степени осуществляется в тесном сотрудничестве с такими неправительственными организациями, как Инициатива по урегулированию кризисов, Центр за гуманитарный диалог, Африканский центр по вопросам конструктивного урегулирования споров и Академия им. Фольке Бернадотта. Другие учреждения, такие как Международный институт мира, Центр по вопросам посреднической деятельности в Африке при университете Претории и Институт по изучению проблем безопасности, также занимались укреплением потенциала Африканского союза в области посредничества, организуя учебную подготовку, проводя аналитические мероприятия, наращивая институциональный потенциал или принимая непосредственное участие в поддержке посреднических усилий Африканского союза.
В рамках всестороннего партнерства с АСЕАН Россия получила более широкое представление о деятельности Организации Объединенных Наций и АСЕАН по вопросам оказания добрых услуг, содействия и посредничества; осуществили обмен накопленным опытом и передовыми методами; определили области укрепления потенциала; способствовали проведению совместных учебных мероприятий; и разработали соответствующие процедуры сотрудничества. Эта деятельность осуществлялась в рамках поездки представителей АСЕАН для ознакомления с работой Группы поддержки посредничества (сентябрь 2011 года), а также в ходе совместных семинаров по анализу накопленного опыта и передовых методов в области миротворчества, поддержания мира и миростроительства, проводившихся в Джакарте в декабре 2011 года и феврале 2012 года.
Информация о работе ООН как основной гарант безопасности в современном мире