Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 06:32, курсовая работа
Объектом исследования являются регион в системе внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования выступает региональный внешнеэкономический комплекс.
Цель исследования - развитие теоретических основ и практических аспектов разработки эффективного механизма внешнеэкономической деятельности субъекта РФ.
Введение
Раздел 1. Внешнеэкономическая деятельность региона, ее исследование и особенности управления
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности и ее влияние на экономическое развитие региона
Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
Методика исследования внешнеэкономической деятельности региона
Раздел 2. Анализ внешнеэкономической деятельности РБ.
2.1 Конкурентоспособность РБ.
2.2 Анализ социально-экономического положения РБ
2.3 Конкурентоспособность РБ
Раздел 3 Основные направления развития внешнеэкономической деятельности
3.1 Стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности
3.2 Совершенствование форм и методов организационно – экономической и поддержки развития ВЭД в регионе
3.2 Разработка комплексной программы развития ВЭД в регионе
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Главная задача перед страной и ее регионами в существенном повышении развития внешнеэкономической деятельности региона, для реализация региональных преимуществ (природных, производственных, транспортных, кадровых и других). Многие из преимуществ территорий центр реализовать не может, поскольку они всегда конкретны и противоречивы. У регионов потенциально для этого больше возможностей. Поэтому самостоятельность регионов в организации внешнеэкономической деятельности будет расширяться. Под самостоятельностью понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов.
Объектом исследования являются регион в системе внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования - развитие теоретических основ и практических аспектов разработки эффективного механизма внешнеэкономической деятельности субъекта РФ.
Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик.
Развитие региона — многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным. Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.
Развитие любого региона — многоцелевой и многокритериальный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться. Действительно, развитие Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы по своему содержанию сильно различаются, и это различие обусловлено не только исходным уровнем развития, но и особенностями каждого региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
В научной литературе существуют различные подходы к определению «внешнеэкономической деятельности региона».
Чаще всего встречаются общие определения термина «внешнеэкономическая деятельность», которые не относятся к какому-либо уровню экономических отношений (государственному, региональному, уровню хозяйствующих субъектов). Так, С. Попов под внешнеэкономической деятельностью понимает «международные хозяйственные и торгово-политические отношения, в сферу которых входят: обмен товарами, специализация и кооперация производства, научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, создание совместных предприятий и другие формы экономического сотрудничества» [144, с.7].
О.Н. Воронкова под внешнеэкономической деятельностью понимает «совокупность действий по созданию и продвижению на внешний рынок каких-либо объектов (товаров, услуг, технологий, капиталов и т.д.) посредством использования системы внешнеэкономических связей страны, включающих нормативно-правовые и организационные условия функционирования хозяйствующих субъектов». [70, с. 5]
Г.И. Васильев и С.С. Галанов определяют внешнеэкономическую деятельность как «совокупность широкого комплекса хозяйственных, производственных, кредитных, валютно-финансовых и правовых взаимоотношений» [62, с. 13].
Понятие «внешнеэкономическая деятельность региона» стало актуально, когда был упразднен планово-распределительный механизм управления процессами обращения товаров, услуг и капиталов между национальным и мировым хозяйством, началась активная либерализация норм и правил, регламентирующих эти процессы. В условиях трансформации российской экономики регионы стали самостоятельными и полноправными структурными единицами национального хозяйства, что обуславливает необходимость анализа существующей и разработки новой теоретической базы внешнеэкономической деятельности региона.
На основе анализа имеющихся авторских точек зрения, можно предложить следующее определение понятия «внешнеэкономическая деятельность региона» - составная часть региональных экономических отношений, включающая в себя совокупность форм и видов внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов (региональных, муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, предприятий, организаций, учреждений и т.п.), обеспечивающих интеграцию региона в мировое хозяйство на основе международного разделения труда.
Под «управлением внешнеэкономической
деятельностью региона» понимается комплекс
целенаправленных действий органов государственной
власти по разработке и осуществлению
стратегии и тактики развития внешнеэкономической
деятельности хозяйствующих субъектов,
отраслей народного хозяйства, входящих
в региональную экономическую систему,
с использованием законодательных, финансовых
и организационно-
Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятельность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД – хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономические операции, а также содействующих им организаций.
Характерные особенности ВЭД.
Во-первых, она является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реализация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продукции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребительского назначения.
Во-вторых, ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем продаж и закупок товаров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.
В третьих, ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внешнем рынке существенно отличается от подобной работы на внутреннем рынке.
1.2 Содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности
Увеличение субъектов внешнеэкономической деятельности расширило функции государственного регулирования данной сферы.
Концепция - это общий стратегический замысел развития ВЭД, который включает цели развития, задачи, направления достижения результатов и эффективности указанной сферы. Разработка концепции включает формирование внешнеэкономической политики на конкретный период времени (среднесрочной - на 3 года, долгосрочной - на 5 и более лет). При этом важно учитывать особенности развития внутреннего потенциала экономики России и международной рыночной конъюнктуры. Не менее значимо учитывать возможности привлечения инвестиций в сферу внешней торговли, в развитие производственного кооперирования и совместного участия в инновационных программах, проектах с зарубежными партнёрами, поддерживая российских экспортов готовых промышленных изделий.
Обосновывая приоритетные направления ВЭД, важно провести разграничения таких понятий, как внешнеэкономические связи (ВЭС), внешнеэкономическая политика (ВЭП), внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).
Внешнеэкономические связи - это комплексная система различных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. К субъектам ВЭС относятся:
- регионы;
- хозяйствующие субъекты;
- индивидуальные предприниматели.
Сущность ВЭС как экономической категории проявляется в следующих функциях:
- организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда. Содержание данной функции состоит в доведении продуктов, добываемых в качестве природных ресурсов, продуктов, получаемых в процессе международного разделения труда (МРТ), до конкретных потребителей посредством обмена;
- международное признание потребительной стоимости продуктов МРТ. В процессе реализации этой функции завершается акт товарно-денежных отношений и окончание обмена денег на продукт, в результате чего потребительная стоимость, заключенная в данном продукте, получает международное признание;
- организация международного денежного обращения Абакумова О.Г. Управление внешнеэкономической деятельностью. - М: Приор-изд; 2005. - 3-4 с..
Через механизм ВЭС спрос па товары и услуги мирового рынка переносится на внутренний рынок того или иного государства. Это обусловливает развитие производительных сил, что способствует развитию промышленности, сельского хозяйства, торговли, сферы услуг и финансовых институтов. Развитие внутреннего рынка ведет к опережению объема совокупного предложения над объемом совокупного спроса внутри государства. Это вызывает расширение внешнеторговых операций, снижение издержек производства по сравнению с издержками обращения.
Государство должно воздействовать на внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) посредством реализации внешнеэкономической политики (ВЭП) путем обеспечения оптимального сочетания свободы торговли и протекционизма с учетом нынешних российских реалий.
«ВЭП - это система мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное развитие экономических, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в международном разделении труда с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития» Кочергина Т.Е. Основы внешнеэкономической деятельности. Ростов-нА-Дону: РИО РФ РТА. 2007-55 с..
«Под ВЭД следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно - коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. А внешнеэкономические связи - это формы хозяйственных, торговых и иных экономических межгосударственных отношений, а также некоторых отношений политического и научно - технического характера на межгосударственном уровне в их совокупности и многообразии»Тимошенко И.В. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебно-практическое пособие - М.: Бератор Пресс. 2003 - 9 с..
Информация о работе Основные направления развития внешнеэкономической деятельности