Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения в Нижегородской области.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, виды и индикаторы;
2. Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………….…..3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.....................................................................................................……...…4
Сущность уровня жизни, основные понятия и виды……..……...….4
Индикаторы уровня и качества жизни…….………………………….8
Социальные нормативы и потребности……………………………..10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….........14
2.1 Общая характеристика Нижегородской области…………………...15
2.2 Уровень жизни Нижегородской области……………………............17
2.3Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области………………………………………………….…......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

kursovaya_Vanyushina.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………….…..3

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.....................................................................................................……...…4

    1. Сущность уровня жизни, основные понятия и виды……..……...….4
    2. Индикаторы уровня и качества жизни…….………………………….8
    3. Социальные нормативы и потребности……………………………..10

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….........14

2.1 Общая характеристика Нижегородской области…………………...15

2.2 Уровень жизни Нижегородской области……………………............17

2.3Перспективы развития  уровня и качества жизни населения  Нижегородской области………………………………………………….…......22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность выбранной темы курсовой работы  предопределяется тем, что только количественных оценок уровня и условий жизни для характеристики экономического и социального развития страны оказывается недостаточно.

Рост общественного благосостояния, поддержание занятости, социально-политической стабильности, укрепление социально-экономической безопасности обеспечивается экономическим ростом народного хозяйства.

Объект исследования- уровень и качество жизни населения.

Предмет исследования- сравнение уровня и качества жизни населения 2012 и 2013 годов.

Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения в Нижегородской области.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1.     Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, виды и индикаторы;

2.     Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;

3.     Сравнить уровень и качество жизни населения в Нижегородской области за 2012 и 2013 года;

Методологическая база – сравнительный анализ.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики оценки уровня и качества жизни населения.

 
 

 

Глава 1.  Теоретические основы уровня и качества жизни 
1.1 Сущность уровня жизни, основные понятия и виды

Главной   целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Под  уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее  уязвимых граждан.

Выделяют четыре градации уровня жизни: достаток – потребление благ, позволяющее обеспечить всестороннее развитие человека; нормальный уровень жизни – рациональное потребление, которое обеспечивает человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности; нищета – минимальное потребление, позволяющее поддерживать лишь жизнеспособность человека.

Существует система показателей по 7 разделам, которая охватывает как   общие   (макроэкономические)   показатели,   так   и  частные (микроэкономические):

1.     Обобщающие показатели ВНП и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения: уровень стоимости жизни и его динамика, текущие трансферты и т.д.

2.     Доходы населения: месячные (денежные и натуральные); совокупные доходы, располагаемые, реальные, все виды доходов в среднем на душу населения, средняя номинальная и реальная заработная плата, средняя пенсия, стипендия, пособия.

3.     Потребление и расходы населения: объем потребления материальных благ и услуг, денежные расходы населения, потребление основных продуктов питания на душу населения, покупательная способность средней заработной платы, пенсии, структура потребительских расходов населения.

4.     Денежные сбережения всего и по видам.

5.     Накопление имущества и жилище: стоимость накопленного личного,  домашнего  имущества,  наличие  предметов длительного пользования в собственности, жилищные условия.

6.      Социальная   дифференциация   населения:  распределение населения по среднедушевому совокупному доходу, потребление основных продуктов питания, товаров и услуг в зависимости от дохода, структура потребительских расходов различных социальных групп, стоимость потребительской корзины различных слоев и изучение ее динамики, индекс концентрации доходов (Джини).

7.     Малообеспеченные слои населения: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер заработной платы, пенсии, покупательная способность минимальной заработной платы, пенсии, коэффициент бедности, социальный портрет бедности, зона бедности.

Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.   

Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и  другие.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной общей производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и  принят принципом распределения.    В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30%) находится далеко за чертой бедности. 

Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины. 

Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, килокалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении  представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской   Федерации.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары - 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%. 

1.2  Индикаторы  и показатели качества жизни

Показатели уровня жизни населения отражают общее благосостояние населения и характеризуются системой количественно-качественных показателей.

Основным индикатором качества жизни, принятым на международном уровне, следует считать индекс развития человеческого потенциала. В нем учитываются не только потребляемые материальные блага, но также возможность для интеллектуального, духовного и физического развития личности, которые обеспечиваются развитой структурой образования и здравоохранения. Величины индекса развития человеческого потенциала рассчитываются как среднеарифметические. В состав индекса развития человеческого потенциала входят три показателя:

1) показатель ожидаемой продолжительности жизни;

2) показатель уровня образования;

3) показатель реального душевого внутреннего валового продукта.

Каждый из вышеупомянутых показателей рассчитывается по определенной формуле, общий вид которой представляет собой отношение разницы фактического значения показателя и его минимального значения к разнице максимального значения показателя и его минимального значения. Индекс можно представить в виде следующей формулы:

I = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где I - индекс показателя;

Dф - фактическое значение показателя;

Dmin - минимальное значение показателя;

Dmax - максимальное значение показателя.

На основании этого можно вывести формулы расчета по каждому показателю в отдельности.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни вычисляется по формуле:

Iп.ж. = (Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iп. ж - индекс показателя уровня жизни;

Dmin - минимальная продолжительность уровня жизни;

Dmax - максимальная продолжительность уровня жизни.

Показатель уровня образования. Индекс уровня образования рассчитывается как средняя величина двух индексов. Один индекс характеризует уровень грамотности (его вес 2/3), другой ? долю обучаемых в общей численности населения в возрасте до 24 лет (его вес составляет 1/3).

Расчет индекса уровня грамотности (доли обучаемых) рассчитывается по формуле: 

Iгр(об)=(Dф – Dmin)/(Dmax – Dmin),

где Iгр(об) - индекс показателя уровня грамотности (доли обучаемых);

Dф - уровень грамотности (доля обучаемых) в процентах;

Dmin - минимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 0);

Dmax - максимальный уровень грамотности (доли обучаемых) в процентах (равен 100).

После определения индекса уровня грамотности и индекса доли обучаемых находим индекс уровня образования по формуле:

Iобр = Iгр 2/3 + Iоб 1/3,

где Iобр - индекс уровня образования;

Iгр - индекс уровня грамотности;

Iоб - индекс доли обучаемых.

Показатель реального душевого внутреннего валового продукта. В настоящее время дискуссионной является методика расчета индекса, определяющего среднедушевой внутренний валовой продукт. Необходимо достаточно точно провести корректировку номинальной величины среднедушевого внутреннего валового продукта по паритету покупательской способности для каждой страны в отдельности.

Далее индекс душевого внутреннего валового продукта раcсчитывается по формуле:

Iд= (Dф – Dmin) / (Dmax – Dmin),

где Iд - индекс показателя душевого внутреннего валового продукта;

Dф - уровень душевого внутреннего валового продукта;

Dmin - минимальный уровень величины внутреннего валового продукта;

Dmax - максимальный уровень величины внутреннего валового продукта.

После этого, зная все три индекса, можно определить индекс развития человеческого потенциала по формуле:

Iр.ч.п. = (Iп.ж. + Iобр + Iд,) / 3.

Помимо указанных выше показателей, для оценки уровня и качества жизни можно применять такие данные, как:

1) объем реальных доходов на душу населения;

2) уровень инфляции;

3) уровень и структура потребления продовольственных (непродовольственных) товаров и услуг (размеры потребительской корзины);

4) тарифы квартирной платы, коммунальных и транспортных услуг;

5) средняя продолжительность жизни;

6) продолжительность рабочей недели и рабочего дня;

7) жилищно-бытовые условия;

8) качество медицинского обслуживания;

9) уровень образования;

10) размер предоставляемых льгот и др.

Информация о работе Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области