Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:13, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения в Нижегородской области.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, виды и индикаторы;
2. Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;
ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………….…..3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.....................................................................................................……...…4
Сущность уровня жизни, основные понятия и виды……..……...….4
Индикаторы уровня и качества жизни…….………………………….8
Социальные нормативы и потребности……………………………..10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….........14
2.1 Общая характеристика Нижегородской области…………………...15
2.2 Уровень жизни Нижегородской области……………………............17
2.3Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области………………………………………………….…......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По состоянию на 1 ноября 2013 года в Нижегородской области задолженность по заработной плате работающих на предприятиях и в организациях по обследуемым видам деятельности имеют 16 предприятий (не относящихся к субъектам малого предпринимательства). В сумме их задолженность составила 46,7 млн руб., это почти в половину меньше, чем на ту же дату прошлого года (92,3 млн руб.).
Важной составляющей доходов основной массы пожилого населения области является пенсия.
Средний размер пенсий в Нижегородской области на 1 октября 2013 года составил 9870 рублей (на 1 октября 2012 года – 9003 рубля). В целом по стране средний размер пенсий достиг 10055 рублей.
Реальный размер пенсий в Нижегородской области к соответствующему периоду прошлого года вырос на 3,1% (на 1 октября 2012г. – на 2,6%). По России в целом реальный размер пенсий также увеличился на 3,1%.
Средний размер пенсий в Нижегородской области по состоянию на 1 октября 2013 года превышал величину прожиточного минимума пенсионера в 1,8 раза (на 1 октября 2012г.- в 1,75 раза).
Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывают цены на товары и услуги.
Цены на продукты питания (без алкогольных напитков) по области за десять месяцев выросли в среднем на 4,5% (за аналогичный период прошлого года – на 5%).
Наибольший рост цен зафиксирован на сыры (на 20,2%), сливочное масло (на 17,4%), яйца (на 17,3%),хлеб (на 10,7%), муку (на 9,4%).
Цены на алкогольную продукцию увеличились за 10 месяцев текущего года в среднем по области на 17,2 %
Между тем снизились цены на мясо и птицу (на 4,3% к уровню декабря 2012 года), а также на растительное масло (на 2%).
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению за 10 месяцев подорожали на 9,6%, услуги связи стали дороже на 5%, услуги пассажирского транспорта - на 2,5%. При этом значительно подорожали услуги дошкольного воспитания (на 29,1% к уровню декабря 2012 года).
В Нижегородской области в конце октября 2013 года стоимость фиксированного набора составила 10128 рублей в расчете на месяц, что несколько ниже, чем в целом по России - 10624 рубля (в октябре 2012 года стоимость составляла соответственно 9308 рублей и 9755 рублей).
Так, по данным УВД Нижегородской области за январь-октябрь 2013 года зарегистрировано 41,2 тыс. преступлений, что на 13,5 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Показатели уровня жизни населения |
2012 год |
2013 год |
Безработица |
0,60% |
0,45% |
Доля населения за чертой бедности |
11,1% |
9,7% |
Величина прожиточного минимума |
6579 руб. |
6616 руб. |
Задолжность по заработной плате |
92,3 млн.руб. |
46,7 млн.руб. |
Величина пенсии |
на 2,6% |
на 3,1% |
Цены на продукты питания |
на 5% |
на 4,5% |
Цены и тарифы на платные услуги |
на 9,0% |
на 7,9% |
Стоимость фиксированного набора |
9308 руб/мес |
10128 руб/мес |
Жильё |
24,4 м2 /чел |
24,8 м2 /чел |
Преступность |
47,7 тыс. |
41,2 тыс. |
2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения в Нижегородской области
Социально-экономическое развитие Нижегородской области зависит от качества жизни населения, на которое влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, бытового, транспортного, культурного обслуживания.
Несмотря на то, что доля муниципальных
районов и городских округов Нижегородской
области с высоким и средним уровнем развития
постепенно возрастает, возможностей
местных бюджетов порой недостаточно,
чтобы самостоятельно, полноценно и быстро
решить проблему по развитию сети учреждений
социальной сферы, а также полноценной
обеспеченностью инженерными коммуникациями.
Успешное выполнение данной задачи возможно
только при консолидации усилий федерального
и областного уровней власти и органов
местного самоуправления.
Реализация мероприятий Программы
направлена на социально-экономическое
развитие муниципальных образований Нижегородской
области. Программа является рычагом по
сокращению различий в развитии территорий
Нижегородской области, поскольку подавляющее
большинство объектов Программы (60-70%)
строятся в сельских районах Нижегородской
области.
Следует отметить, что наибольший объем
финансирования по Программе приходится
в основном на районы, имеющие на протяжении
многих лет низкий уровень бюджетной обеспеченности.
В данные муниципальные районы и городские
округа Нижегородской области в рамках
Программы направляются из областного
бюджета инвестиции, порой сопоставимые
с годовыми бюджетами самих территорий.
Таким образом, средства по Программе
приходят и концентрируются постепенно
по всем территориям, имеющим на протяжении
многих лет низкий уровень финансово-бюджетной
обеспеченности и из-за этого достаточно
изношенную социальную и коммунальную
инфраструктуру.
На основании анализа уровня обеспеченности
муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области объектами социальной
и инженерной инфраструктуры выявлены
следующие проблемы:
1) объекты социальной
и инженерной инфраструктуры
в ряде территорий
2) объекты социальной
и инженерной инфраструктуры
неравномерно размещены по
Строительство и реконструкция объектов
социальной и инженерной инфраструктуры
на территории Нижегородской области
будет способствовать повышению уровня
обеспеченности муниципальных образований
Нижегородской области этими объектами
и значительно улучшит качество жизни
населения.
Данная Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения, сокращение объемов незавершенного строительства, строительство объектов в моногородах, проектирование и строительство объектов в целях подготовки к проведению в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу.
В рамках Программы приоритетным является решение социальных задач, наибольший объем средств областного бюджета направляется на:
Данная Программа позволит увеличить число действующих в настоящее время важных социальных и инфраструктурных объектов, наиболее востребованных населением: например, 5 объектов образования, 3 объекта здравоохранения, 115 объектов газоснабжения, 33 объекта коммунального хозяйства.
При этом вводимые объекты
не только увеличат количество учреждений
социальной сферы, сколько качественно
обновят ее, то есть заменят обветшавшие,
морально устаревшие мощности новыми
(в основном, это касается учреждений образования,
здравоохранения).
Успешное управление процессами повышения качества жизни населения возможно на основе принципов:
Информация о работе Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области