Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является изучение темы уровень и качество жизни населения в Нижегородской области.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к уровню и качеству жизни населения: понятие, виды и индикаторы;
2. Рассмотреть такое понятие, как доходы населения, их виды, источники, формирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..………………………………………………………….…..3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ.....................................................................................................……...…4
Сущность уровня жизни, основные понятия и виды……..……...….4
Индикаторы уровня и качества жизни…….………………………….8
Социальные нормативы и потребности……………………………..10
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………….........14
2.1 Общая характеристика Нижегородской области…………………...15
2.2 Уровень жизни Нижегородской области……………………............17
2.3Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области………………………………………………….…......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

kursovaya_Vanyushina.docx

— 51.00 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 ноября 2013 года в Нижегородской области задолженность по заработной плате работающих на предприятиях и в организациях по обследуемым видам деятельности имеют 16 предприятий (не относящихся к субъектам малого предпринимательства). В сумме их задолженность составила 46,7 млн руб., это почти в половину меньше, чем на ту же дату прошлого года (92,3 млн руб.).

Важной составляющей доходов основной массы пожилого населения области является пенсия.

Средний размер пенсий в Нижегородской области на 1 октября 2013 года составил 9870 рублей (на 1 октября 2012 года – 9003 рубля). В целом по стране средний размер пенсий достиг 10055 рублей.

Реальный размер пенсий в Нижегородской области к соответствующему периоду прошлого года вырос на 3,1% (на 1 октября 2012г. – на 2,6%). По России в целом реальный размер пенсий также увеличился на 3,1%.

Средний размер пенсий в Нижегородской области по состоянию на 1 октября 2013 года превышал  величину прожиточного минимума пенсионера в 1,8 раза  (на 1 октября 2012г.- в 1,75 раза).

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывают цены на товары и услуги.

Цены на продукты питания (без алкогольных напитков) по области за десять месяцев выросли в среднем на 4,5% (за аналогичный период прошлого года – на 5%).

Наибольший рост цен зафиксирован на сыры (на 20,2%), сливочное масло (на 17,4%), яйца (на 17,3%),хлеб (на 10,7%), муку (на 9,4%).

Цены на алкогольную продукцию увеличились за 10 месяцев текущего года в среднем по области на 17,2 %

Между тем снизились цены на мясо и птицу (на 4,3% к уровню декабря 2012 года), а также на растительное масло (на 2%).

Цены и тарифы на платные услуги за период с начала года выросли в среднем по Нижегородской области на 7,9 %, что также меньше, чем в предыдущем году (в январе-октябре 2012 года рост находился на уровне 9,0 %).

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению за 10 месяцев подорожали на 9,6%, услуги связи стали дороже на 5%, услуги пассажирского транспорта - на 2,5%. При этом значительно подорожали услуги дошкольного воспитания (на 29,1% к уровню декабря 2012 года).

По стоимости фиксированного набора товаров и услуг, который используется для сопоставления и анализа покупательной способности в разных регионах страны, можно судить в определенной мере об уровне материального благосостояния населения.

В Нижегородской области в конце октября 2013 года стоимость фиксированного набора составила 10128 рублей в расчете на месяц, что несколько ниже, чем в целом по России - 10624 рубля (в октябре 2012 года стоимость составляла соответственно 9308 рублей и 9755 рублей).

Общий объем платных услуг, оказанных населению области, за январь-октябрь 2013 года составил 98,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

Характеризуя тенденции уровня жизни в регионе, нельзя не коснуться проблемы обеспеченности населения жильем, которая является одной из более актуальных.

В Нижегородской области наблюдается неуклонная тенденция роста данного показателя. На сегодняшний день мы располагаем только данными годовой отчетности за 2012г. Так, по итогам 2012 года на 1 человека в регионе приходилось 24,8 кв. м жилья (в 2011г. – 24,4 кв.м).

На величину данного показателя, оказывает влияние жилищное строительство.

Наш регион отличает стабильно высокий уровень цен на рынке жилья. Так, цена за 1 кв. м на первичном и вторичном рынке жилья в третьем квартале т. г. составила 55,1 и 60,1 тыс. руб. (это самое дорогое жилье среди регионов ПФО; в среднем по РФ цены находились на уровне 50,0 и 56,2 тыс. руб. за 1 кв. м соответственно).

Немаловажным фактором, влияющим на улучшение условий жизни населения является строительство объектов социально-культурной сферы, среди них стоит отметить ввод в действие в области (по итогам 9 месяцев):

    • больничных учреждений на 250 коек;
    • 5,6 тыс. кв. м учебно-лабораторных зданий для ВУЗов;
    • 520 мест детских дошкольных учреждений;
    • 325 мест учреждений культуры клубного типа;
    • 6 культовых сооружений;
    • 90,7 тыс. кв. м общей площади торгово-развлекательных центров, а также других объектов.

Тенденции асоциальных явлений в обществе характеризует уровень преступности – в текущем году наблюдалось его снижение.

Так, по данным УВД Нижегородской области за январь-октябрь 2013 года зарегистрировано 41,2 тыс. преступлений, что на 13,5 процента меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

На основании данных составим сравнительную таблицу уровня показателей уровня жизни Нижегородской области за 2012 и 2013 года.

Показатели уровня жизни населения

2012 год

2013 год

Безработица

0,60%

0,45%

Доля населения за чертой бедности

11,1%

9,7%

Величина прожиточного минимума

6579 руб.

6616 руб.

Задолжность по заработной плате

92,3 млн.руб.

46,7 млн.руб.

Величина пенсии

­ на 2,6%

­ на 3,1%

Цены на продукты питания

­ на 5%

­ на 4,5%

Цены и тарифы на платные услуги

­ на 9,0%

­на 7,9%

Стоимость фиксированного набора

9308 руб/мес

10128 руб/мес

Жильё

24,4 м2 /чел

24,8 м2 /чел

Преступность

47,7 тыс.

41,2 тыс.


 

 

2.3 Перспективы развития уровня и качества жизни населения в Нижегородской области

Социально-экономическое развитие Нижегородской области зависит от качества жизни населения, на которое влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, бытового, транспортного, культурного обслуживания.     

Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов Нижегородской области с высоким и средним уровнем развития постепенно возрастает, возможностей местных бюджетов порой недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы, а также полноценной обеспеченностью инженерными коммуникациями. 
      Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий  федерального и областного уровней власти и органов местного самоуправления.

Реализация мероприятий Программы направлена на социально-экономическое развитие муниципальных образований Нижегородской области. Программа является рычагом по сокращению различий в развитии территорий Нижегородской области, поскольку подавляющее большинство объектов Программы (60-70%) строятся в сельских районах Нижегородской области. 
      Следует отметить, что наибольший объем финансирования по Программе приходится в основном на районы, имеющие на протяжении многих лет низкий уровень бюджетной обеспеченности. В данные муниципальные районы и городские округа Нижегородской области в рамках Программы направляются из областного бюджета инвестиции, порой сопоставимые с годовыми бюджетами самих территорий. 
      Таким образом, средства по Программе приходят и концентрируются постепенно по всем территориям, имеющим на протяжении многих лет низкий уровень финансово-бюджетной обеспеченности и из-за этого достаточно изношенную социальную и коммунальную инфраструктуру. 
      На основании анализа уровня обеспеченности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:

1) объекты социальной  и инженерной инфраструктуры  в ряде территорий Нижегородской  области имеют высокую степень  физического и морального износа;

2) объекты социальной  и инженерной инфраструктуры  неравномерно размещены по территориям  муниципальных районов и городских  округов Нижегородской области  и не полностью соответствуют  современным требованиям. 
     Строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры на территории Нижегородской области будет способствовать повышению уровня обеспеченности муниципальных образований Нижегородской области этими объектами и значительно улучшит качество жизни населения. 

Данная Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения, сокращение объемов незавершенного строительства, строительство объектов в моногородах, проектирование и строительство объектов в целях подготовки к проведению в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу.

В рамках Программы приоритетным является решение социальных задач,  наибольший объем средств областного бюджета направляется на:

  • строительство объектов газификации и коммунальной инфраструктуры в сельской местности;
  • строительство объектов, как спортивных, так и инфраструктурных, в целях подготовки к проведению в 2018 году игр Чемпионата мира по футболу;
  • продолжение строительства объектов здравоохранения, образования. 
        Среди введенных объектов:
  • более 300 социальных объектов, из них:
    1. 33 школы на 8238 мест в 21 муниципальном районе и 4 городских округах;
    1. 15 детских садов на 1753 места (в Арзамасском, Кстовском, Кулебакском, Шатковском, Шарангском районах, городских округах город Выкса и Первомайск, два в Уренском, два в Тоншаевском районах, четыре в городском округе город Бор);
    2. 10 больниц и лечебных корпусов на 675 коек (в Арзамасском, Борском, Большеболдинском, Вачском, Варнавинском, Кулебакском, Павловском, Шатковском районах и два объекта в г.Н.Новгороде);
    3. 6 поликлиник на 815 посещений в смену (Тоншаевский, Краснооктябрьский, Ардатовский, Арзамасский, Кстовский районы, г.Арзамас);
    4. 5 роддомов на 130 коек (в городах Бор, Семенов, Лысково, Сергач, р.п.Воротынец);
    5. 23 физкультурно-оздоровительных комплекса в городах Сергач, Лысково, Перевоз, Первомайск, Кулебаки, Семенов, Богородск, Балахна, Бор, Дзержинск, Шахунья, Урень, Арзамас, два в Н.Новгороде, Володарск, Кстово, Княгинино, в р.п.Воротынец, р.п.Шатки, п.Сокольское, р.п.Шаранга, р.п.Ардатов, построен спортивный корпус училища олимпийского резерва, стадионы, хоккейные и футбольные поля, реконструирован Дворец спорта "Нагорный" в г.Н.Новгороде;
    6. 15 клубов и домов культуры;
    7. более 450 объектов газификации населенных пунктов;
    8. более 190 объектов коммунального хозяйства;
    9. а также дороги, мосты и так далее, в том числе такие крупные объекты транспортной инфраструктуры

Данная Программа позволит увеличить число действующих в настоящее время важных социальных и инфраструктурных объектов, наиболее востребованных населением: например, 5 объектов образования, 3 объекта здравоохранения, 115 объектов газоснабжения, 33 объекта коммунального хозяйства.

При этом вводимые объекты не только увеличат количество учреждений социальной сферы, сколько качественно обновят ее, то есть заменят обветшавшие, морально устаревшие мощности новыми (в основном, это касается учреждений образования, здравоохранения). 
      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

По данным  курсовой работы, можно сказать, что уровень жизни населения Нижегородской области за 2012 и 2013 года изменился. На основании этого можно сделать  ряд выводов:

Во-первых, доходы и расходы населения с каждым годом растут, разница между доходами и расходами снижается.

Во-вторых, с помощью экономико-статистического анализа можно изучать обеспеченность населения социальными благами, то есть достаточно ли в том или ином регионе России работников здравоохранения, лечебных учреждений, а также существует ли необходимое число учреждений отдыха, театров, музеев необходимых для поддержания высокого культурного уровня населения России.

В-последних, экономико-статистический анализ уровня жизни населения Нижегородской области проводится для того, чтобы улучшать те или иные условия жизни населения.

 

Улучшение качества жизни возможно по трем основным направлениям:

1) удовлетворение социально-значимых  потребностей населения;

2) коррекция ценностно-целевых  ориентации человека, формирование  разумных человеческих потребностей;

3) рост, возвышение потребностей  населения.

Возможные модели управления процессами улучшения качества жизни могут быть направлены на:

    • выживание людей;
    • их адаптацию к меняющимся социально-экономическим условиям;
    • социальную самореализацию.

 

 Успешное управление процессами повышения качества жизни населения возможно на основе принципов:

    • единства социальной и экономической политики;
    • баланса экономической эффективности и социальной защиты населения;
    • стандартизации социальной самореализации,

дифференцированного подхода;

Информация о работе Перспективы развития уровня и качества жизни населения Нижегородской области