Природно-ресурсный потенциал района транспортного обслуживания (Красноярский край)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Геополитическое положение – расположение территории на карте в соотношении с другими экономическими и политическим центрами.
Грузопоток – количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.
Природные ресурсы – тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Природные условия – это объекты и силы природы, существенные на данном
уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной деятельности общества, но непосредственно не участвующие в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………стр. 3
Картосхема………………………………………………………………………………………………………..стр. 5
Глава 1.Географическая характеристика природных условий и ресурсов Красноярского края…………………………………………………………………………………………..стр. 7
Глава 2. Оценка ПРП Красноярского края………………………………………………………стр. 25
Заключение……………………………………………………………………………………………………..стр. 28
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта                                      Сибирский государственный университет  путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»

 

Природно-ресурсный  потенциал района транспортного  обслуживания

(Красноярский  край)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине

«Экономическая география транспорта»

 

Проверила         Выполнил

профессор                студент гр. МПМ-111

д.г.н. Попова Н. Б.               Киларь З.О.

_____________        _____________

(дата проверки)       (дата сдачи на проверку)

Краткая рецензия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________

    (запись о  допуске к защите)

___________________________                            _________________________

(оценка по результатам  защиты)                                  (подписи преподавателей)  

 

2013.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………стр. 3

Картосхема………………………………………………………………………………………………………..стр. 5

Глава 1.Географическая характеристика природных условий и ресурсов Красноярского края…………………………………………………………………………………………..стр. 7

Глава 2. Оценка ПРП Красноярского края………………………………………………………стр. 25

Заключение……………………………………………………………………………………………………..стр. 28

Список литературы………………………………………………………………………………………….стр. 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

   Геополитическое  положение – расположение территории на карте в соотношении с другими экономическими и политическим центрами.

   Грузопоток – количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

   Природные ресурсы – тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

   Природные условия – это объекты и силы природы, существенные на данном 
уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной деятельности общества, но непосредственно не участвующие в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей.

   Природно-ресурсный потенциал (ПРП) – совокупность выявленных и пригодных для использования природных ресурсов при данном уровне развития производства, являющийся важнейшей частью национального богатства страны (региона) и обеспечивает их сырьевую и топливную независимость и безопасность.

   Транспорт (1) - один из важнейших отраслей материального производства, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов.

   Транспорт (2) - совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

   Территориальные  сочетания природных ресурсов (ТСПР) – пространственное сочетание естественных ресурсов внутри территории , которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок

 

3

Цель  работы и задачи по ее достижению

   Цель – на основе литературных, статистических и картографических источников охарактеризовать природно-ресурсный потенциал Красноярского края и оценить его современное использование.

   Задачи по ее достижению:

  • Изучить геополитическое положение Красноярского края
  • Оценить ресурсную обеспеченность и перспективные запасы природных ресурсов Красноярского края
  • Дать оценку современному использованию природно-ресурсного потенциала Красноярского края  и перспективам его развития

Материалы исследования представляются в виде текстовой  части, картосхемы, района тяготения  железной дороги, а также таблиц и графиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1. Географическая характеристика природных условий и ресурсов Красноярского края.

  1. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

Красноярский край расположен в центральной части Азиатской России. Образован 7 декабря 1934. Входит в Сибирский федеральный округ. Находится в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. Простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири почти на 3 тыс. км. Протяжённость с Запада на Восток – 1250 км. На территории Красноярского края, в окрестностях озера Виви, расположен географический центр России. В состав Красноярского края входят о-ва Северного Ледовитого океана: архипелаги Северная Земля, Норденшельда; одиночные острова Сибирякова, Свердрупа, Диксон, Уединенияи другие. На территории края самая северная точка Евразии – мыс Челюскина.

Красноярский край граничит на Востоке с Республикой Саха (Якутия) и Иркутской областью, на Юге – с Республикой Тыва, на Юго-Западе – с Хакасией, на Западе – с Кемеровской, Томской и Тюменской областями. Ранее в составе края выделялись Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский Автономные Округа, имевшие статус субъектов федерации. 1.1.2007 они преобразованы в административные районы Красноярского края.

Площадь - 2339,7 тыс. км(13,7% площади РФ, 2-е место). Население 2906,2 тыс. чел. (на 2006г.). Административный центр – г. Красноярск.

В состав Красноярского края входят 17 городских округов:

  • Ачинск
  • Боготол
  • Бородино
  • Дивногорск
  • Енисейск
  • Канск
  • Красноярск
  • Лесосибирск
  • Минусинск
  • Назарово
  • Норильск

7

  • Сосновоборск
  • Шарыпово
  • Кедровый
  • ЗАТО* Железногорск
  • ЗАТО Зеленогорск
  • ЗАТО Солнечный

               *(ЗАТО – Закрытое Административно-Территориальное Образование)

и 44 муниципальных района

  • Абанский район
  • Ачинский район
  • Балахтинский район
  • Берёзовский район
  • Бирилюсский район
  • Боготольский район
  • Богучанский район
  • Большемуртинский район
  • Большейулуйский район
  • Дзержинский район
  • Емельяновский район
  • Енисейский район
  • Ермаковский район
  • Идринский район
  • Иланский район
  • Ирбейский район
  • Казачинский район
  • Канский район
  • Каратузский район
  • Кежемский район
  • Козульский район
  • Краснотуранский район
  • Курагинский район
  • Манский район
  • Минусинский район

8

  • Мотыгинский район
  • Назаровский район
  • Нижнеингашский район
  • Новосёловский район
  • Партизанский район
  • Пировский район
  • Рыбинский район
  • Саянский район
  • Северо-Енисейский район
  • Сухобузимский район
  • Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район
  • Тасеевский район
  • Туруханский район
  • Тюхтетский район
  • Ужурский район
  • Уярский район
  • Шарыповский район
  • Шушенский район
  • Эвенкийский муниципальный район

 

Территориальные характеристики:

 

   А) Рельеф. Енисей, пересекающий большую часть территории Красноярского края, служит важнейшей меридиональной природной границей, отделяющей низменную Западную Сибирь от плоскогорий и гор Восточной Сибири. В центре, по левому берегу Енисея, располагается Зап.-Сибирская равнина, а на правобережье Енисея – обширное Среднесибирское плоскогорье (средняя высота 500–700 м над уровнем моря); горы Путорана достигают высоты 1700 м.

 

   Вдоль Енисея на 900 км протягивается Енисейский кряж, достигающий высоты 1125 м (г. Енашимский Полкан) с мягкими очертаниями вершин и гребней. На Юге наиболее крупные орографические единицы – Восточный Саян (высота до 2922 м – пик Грандиозный, имеются небольшие ледники) и Западный Саян (высота до 2735 м). Отроги Восточного Саяна доходят до Красноярска, образуя живописные скалы – Красноярские Столбы.

9

 

   Б) Геологическое строение. На крайнем Севере Красноярского края расположен архипелаг Северная Земля. Над платообразной поверхностью островов поднимаются ледниковые купола, покрывающие до ¼ территории архипелага.

 

   Северную часть полуострова Таймыр занимают горы Бырранга (высшая точка 1125 м), обрывающиеся к Северо-Сибирской низменности. Горы сложены нижнепалеозойскими и отчасти докембрийскими породами.

 

   К Югу от Северо-Сибирской низменности резким уступом (выс. от 200 до 600 м) возвышается Среднесибирское плоскогорье, сложенное осадочными породами нижнего палеозоя, угленосными и туфогенными толщами верхнего палеозоя – нижнего мезозоя, прорванными траппами.

 

   На Юго-Западе Среднесибирского плоскогорья расположена система низкогорных массивов – Енисейский кряж, сложенный гнейсами, кристаллическими сланцами и известняками, прорванный интрузиями гранитов. Он отделён от горных систем Юга Красноярского края тектоническим прогибом.

 

   Современный облик  гор Юга Красноярского края обусловлен молодыми тектоническими движениями, интенсивной эрозией и четвертичными оледенениями.

Между горными системами  и внутри них расположены глубокие тектонические депрессии – котловины: Минусинская, Чулымо-Енисейская и другие. Днища котловин характеризуются слабо холмистым рельефом (абсолютные высоты 300–500 м).

 

   В)Климат резко континентальный, характерны большие колебания температур воздуха в течение года.

 

   Хорошо выражены зональные черты. В северных районах климат близок арктическому с продолжительной зимой, длительными полярными ночами, сильными морозами и ветрами, высокой влажностью, коротким и холодным летом.

 

   Для центральных  и южных районов, где проживает основная часть населения,

10

характерен континентальный  климат с продолжительной зимой  и коротким жарким летом. Осень часто  сухая, с ранними заморозками. В среднем в год выпадает свыше 300 мм осадков, основная часть – летом. Наименьшее количество осадков выпадает на побережье океана и в межгорных котловинах (в юго-западной части Минусинской котловины – 240 мм в год).В горах количество осадков увеличивается (в Саянах местами до 1000 мм). Средняя температура на Севере: января –36°С, минимум до –60°С; на Юге: –18°С , в июле – +10°С на Севере и +20°Сна Юге.

   Г) Внутренние воды. Речная сеть края представлена системой Енисея с его притоками, а также системами рек Пясина, Таймыра, Хатанга. На Юго-Западе – реки Чулым и Кеть, относящиеся к бассейну Оби. Енисей протекает по территории Красноярского края с Юга на Север, начало берёт в Саянских горах от слияния двух рек: Большого и Малого Енисея. Ширина в нижнем течении местами до 12 км, в устье, при впадении в Карское море, – 40–50 км. Навигация в нижнем течении Енисея возможна только в летнее время, при сопровождении ледоколов – круглый год. В порты Красноярска и Лесосибирска, расположенные в среднем течении Енисея, возможен заход судов класса река-море грузоподъемностью до 5000 т. Речной сток достигает 700 кмв год (свыше 20% стока рек России). Наибольшим гидроэнергетическим потенциалом обладают Енисей и Ангара. На Енисее построены две ГЭС, на Ангаре – Богучанская ГЭС в стадии строительства. Самые большие водопады России на реках Курейка и Ядун.

 

   Общее число озёр – 323 тыс., однако 99% из них имеют площадь водной поверхности менее 1 км2. Самые большие и глубокие озёра – Таймыр, Пясино, Хантайское.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал района транспортного обслуживания (Красноярский край)