Природно-ресурсный потенциал района транспортного обслуживания (Красноярский край)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Геополитическое положение – расположение территории на карте в соотношении с другими экономическими и политическим центрами.
Грузопоток – количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.
Природные ресурсы – тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.
Природные условия – это объекты и силы природы, существенные на данном
уровне развития производительных сил для жизни и хозяйственной деятельности общества, но непосредственно не участвующие в материальной производственной и непроизводственной деятельности людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………………стр. 3
Картосхема………………………………………………………………………………………………………..стр. 5
Глава 1.Географическая характеристика природных условий и ресурсов Красноярского края…………………………………………………………………………………………..стр. 7
Глава 2. Оценка ПРП Красноярского края………………………………………………………стр. 25
Заключение……………………………………………………………………………………………………..стр. 28
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

   Строительные предприятия

  • Кралесмаш
  • Бамтоннельстрой
  • Красноярский и Ачинский цементные заводы
  • Красноярский завод ЖБИ-1
  • И др.

   Горнодобывающие предприятия

  • Артель старателей «Прииск Дражный»
  • Васильевский Рудник
  • Соврудник
  • Полюс
  • Красноярскуголь
  • Норильская горная компания
  • Норильский никель
  • И др.

   Рыбодобывающие предприятия

  • Рыбпром
  • Рыбоконсервный завод «Минусинский»
  • И др.

   Лесозаготовительные производства:

  • Енисейский
  • Лесосибирский ЛДК
  • Енисейлесозавод
  • Новоенисейский ЛХК
  • ДОК Енисей
  • Канский ЛДК
  • И др.

 

 

   Основные показатели характеристики хозяйства Красноярского края по видам экономической деятельности:

Вид производственной деятельности

Товарная продукция, Млрд р.

Доля, %, 
место

Сельское хоз-во, охота, лесное хоз-во

64.2

4.9%,            5 место

Рыболовство, рыбоводство

96.9

7.4%,            3 место

Добыча ПИ

399,1

30.4%,         2 место

Обрабатывающие производства

27.1

2%,              6 место

Пр-во и распред. э/э, газа, воды

467.7

35,7%,        1 место

строительство

79.9

6.1%,           4 место


 

   Оценка мезо-микро-макроположения Красноярского края

   Мезоположение Красноярского края

   Мезоположение Красноярского края неоднозначно. Если рассматривать всю территорию края, то не приходится говорить о ее высоком инфраструктурном развитии, большая ее часть глухая, неосвоенная, незаселенная тайга без установленных транспортных связей. Однако, рассматривая центральные и южные районы Красноярского края, где сосредоточена большая часть добывающих и производственных предприятий, можно высоко оценить инфраструктуру. Этому способствует большое количество железных и авто- дорог в указанных районах и рациональное, соседское расположение добывающих и обрабатывающих предприятий.

  

Микроположение Красноярского края

   Красноярский край выгодно расположен относительно своих соседей. Территория края богата разнообразными природными ресурсами( полезные ископаемые, лесные ресурсы, водные, энергетические и др.), в то время как соседние субъекты РФ лишены такого разнообразия и объема запасов природных ресурсов, что делает Красноярский край их главным экспортером как сырья для собственных производств, так и уже обработанных товаров. Важную роль в этих отношениях играет развитое автомобильное и железнодорожное сообщение(Транссибирская магистраль).

   Макроположение Красноярского края

   Красноярский край занимает  второе место в России по  площади территории(2 366 797 млн км2), является одним из богатейших регионов по запасам природных ресурсов( 95% российских запасов никеля и платиноидов, 20% российских запасов золота, всего 63 вида промышленных металлов и других полезных ископаемых). Расположение края в глубине материка делает его положение относительно океанов, морей и морских портов с круглогодичной навигацией ультраконтинентальным( более 2000 км), что существенно затрудняет морскую транспортировку грузов из/в регион, чем существенно загружает авто- и железнодорожное сообщение.

 

20

   Г) Геополитические особенности Красноярского края

 

   Красноярский край граничит  с 10 другими субъектами Российской  Федерации( на Востоке – с Республикой Саха( Якутия) и Иркутской областью; на Юге – с Республиками Тува и Хакасия; на Западе – с Кемеровской ,Томской, Тюменской, Архангельской( граница проходит через Красное море) областями и Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами). Наибольшее значение для развития природно-ресурсных транспортных связей Красноярского края имеют Кемеровская и Томская области на западе, Республика Саха( Якутия) и Иркутская область на Востоке.

   Республика Саха( Якутия). Протяженность границы с Красноярским краем – 1880 км. Дальневосточный субъект Российской Федерации, нуждающийся в постоянном ресурсном снабжении с Запада, кратчайший путь для которого может быть проложен через Красноярский край. В обратном направлении, транзитом через Красноярский край, могут переправляться в центральные районы страны полезные ископаемые, добываемые на территории Якутии.

   Иркутская область. Протяженность  границы с Красноярским краем  – 2240 км. Иркутская область, как и Красноярский край занимается добычей полезных ископаемых, таких как: бурый и каменный уголь, железная руда, золото, каменная соль. Два субъекта соединяет Транссибирская магистраль. Развитие этого направления имеет большое значение как для транзита ресурсов с Востока на Запад, так и для сообщения двух промышленных центров.

   Томская и Кемеровская  область. Протяженность границы Красноярского края с Томской областью – 820 км; с Кемеровской – 300 км. Кемеровская и Томская область имеют большое значение в сообщении Красноярского края с центральными регионами страны, куда экспортируются и проходит через край транзитом большое количество грузов, как в центральные регионы, так и в соседние субъекты, активно покупающие сырье у богатого на запасы природных ресурсов Красноярского края.

 

21

 Красноярский край занимает  ключевое положение, с точки  зрения транспортного сообщения  Запада и Востока страны. С  Востока идет большое количество  транзитных грузов, направленных  в центральные регионы. Положение Красноярского края так же выгодно и экономически. Соседние регионы Красноярского края не обладают соответствующими требованиям их промышленности ресурсами и вынуждены их покупать у богатого соседа, неспособного самостоятельно переработать и потребить такой большой объем сырья.

 

Д) Экологическая обстановка в Красноярском крае

Отрасль

землеемкость

Водоемкость

Сырьеемкость

Виды отходов

Воздействие

Общее воздействие

Воздействие предприятий К.к.

Твердые

Жидкие

Пыль, газ

На землю

На воду

На воздушную среду

На биосреду

На человека

Теплоэнергетика

1

3

3

1

2

3

2

2

3

3

0

23

391

Гидроэнергетика

0

3

1

0

0

0

1

1

0

1

0

7

21

Добыча нефти и газа

1

0

1

1

1

1

1

1

1

2

1

11

66

Добыча угля, сланцев

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

2

17

153

Черная металлургия

2

3

3

2

1

2

2

2

2

2

3

24

168

Цветная металлургия

2

2

3

3

1

2

3

3

3

3

3

28

308

Лесная и деревообрабатывающая

2

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

18

126

Сельское хозяйство

3

3

1

2

2

1

3

2

1

2

1

21

84

Транспорт

2

3

1

0

1

3

1

1

2

2

2

18

162




 

 

  

22

   В Красноярском крае ужасающая экологическая обстановка. С каждым годом идет увеличение уровня загрязнения атмосферы (уровень загрязнения воздуха вдвое превышает средние российские показатели)  – это следствие влияния огромного количества добывающих и перерабатывающих предприятий (ОАО «Норильская горная компания», ОАО «Красноярский алюминиевый завод», Назаровская ГРЭС, АО «Ачинский глинозёмный комбинат» и др.), отравляющие не только атмосферу, но и гидросферу сточными водами. Так же сильно влияют на экологию региона теплоэнергостанции(Красноярская ТЭЦ-1, Красноярская ГРЭС-2, и др.),  использующие для выработки электроэнергии энергию сгоревшего топлива, выбросами чего отравляют атмосферу. Больше, чем промышленность, на экологическую обстановку региона влияет только транспорт, обслуживающий эти производства, и транспорт общего пользования. Так как регион является промышленным, вся его деятельность косвенно влияет на увеличение загрязнения. Так, Норильск и Красноярск состоят в списке городов России с самым высоким загрязнением воздуха.

 

Вот, что пишет жительница Красноярского  края Зинаида Зимина о экологии родного края в журнале «Сибирский дом» (№1 (96), январь 2012):

   «Проблема экологии для Красноярска — тема очень больная, ведь краевой центр входит в десятку самых грязных городов страны. Несмотря на то что станки ряда местных промышленных предприятий, под прикрытием «мирных» холодильников и телевизоров укреплявших своими изделиями обороноспособность страны, давно остановлены, окружающую среду по-прежнему активно загрязняют металлургические, химические, перерабатывающие заводы и предприятия теплоэнергетики… Не нужно быть специалистом-экологом, чтобы понимать: Красноярск — город с неблагоприятной экологической ситуацией. Затянутое смогом небо, чернеющий от висящей в воздухе копоти уже через сутки снег — самые очевидные приметы крупного промышленного центра…Сильнее всего атмосферу этих городов загрязняют бензопирен, формальдегид, диоксид азота, фенол и взвешенные вещества. Если анализировать три основных показателя, характеризующие состояние атмосферного воздуха, то в Красноярске комплексный индекс загрязнения по этим веществам составил 21,86 (в 2009 г. — 18,56); стандартный индекс, или максимальное разовое превышение ПДК, был официально зафиксирован по бензопирену — 11,2 (в 2009 году — 10,4). Наибольшая повторяемость превышения ПДК была отмечена в 2010 году по формальдегиду — 23,2% (в 2009 году — 15,2%)… Чем чревато превышение ПДК? Ответ заключается в определении. Предельно допустимой в науке принято считать такую концентрацию химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений. У нас же основные вещества-загрязнители присутствуют в атмосфере, воде и почве десятилетиями... Судить о качестве окружающей человека среды комплексно позволяет оценка здоровья населения. По мнению главы краевого Роспотребнадзора Сергея Куркатова, на здоровье красноярцев наиболее существенно влияет состояние атмосферного воздуха… Пока государство тщательно замалчивает реальную экологическую ситуацию, общественные «зеленые» организации предпочитают действовать. Точнее — делать свои выводы на основе собственных исследований, зачастую противоречащих официальной экологической статистике, зато достоверных и беспристрастных. Хотя при этом ужасающих. Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» летом 2011 года огласила промежуточные итоги экспедиции «Великие реки России». С 22 марта по 31 мая 2011 года группы экспертов «Зеленого патруля» работали в Красноярском крае. Были обследованы источники химического и радиоактивного загрязнения в городах Красноярск, Железногорск, Зеленогорск, Дивногорск, Енисейск, Лесосибирск, п. Новоангарск, п. Стрелка и др. … Всего экспертами «Зеленого патруля» зафиксировано более 30 нарушений водного, лесного и земельного законодательства… По результатам своих исследований активисты-экологи признали грубейшим нарушением санитарных норм проживание людей в районах, прилегающих к КрАЗу. Инспекторами «Зеленого патруля» фиксировались превышения допустимых норм содержания в воздухе жилой зоны по бензопирену в 290 раз, по фтористому водороду — в 4–5,5 раз… Руководители КрАЗа должны быть наказаны — таково мнение независимых экологов.»

 

24

Глава 2. Оценка ПРП района транспортного обслуживания.

 

Характерные особенности ПРП ТСЭС

№ п/п

Характеристики природно-ресурсного потенциала

Долевое значение

1.

«Северность» территории, континентальность и суровость климата

0.2

2.

Разнообразие природных условий  и ресурсов

0.3

3.

Уникальное сочетание природных  условий и ресурсов

0.2

4.

Непропорциональность ресурсообеспеченности и расселения населения

0.15

5.

Обеспеченность лесными ресурсами

0.1

6.

Обеспеченность основными видами минерального сырья

0.15

7.

Обеспеченность основными видами

топливно-энергетических ресурсов

0.2

8.

Наличие ресурсов (топливо, руда, древесина, рыба) для промышленного производства

0.15

9.

Наличие ресурсов (почва, вода, кормовые растения, промысловые животные) для  сельскохозяйственного производства

0.15

10.

Наличие ресурсов (питьевая вода, дикорастущие растения и древостой, минеральные  источники, лечебные грязи) для бальнеологической  деятельности

0.15

11.

Климатические условия местности  и живописность природных ландшафтов для рекреационной деятельности

0.15

12.

Наличие водных ресурсов, включая  использование воды для ирригации, гидроэнергетики, водного транспорта, водоснабжения и рыболовства

0.15

13.

Многообразие, но несопоставимость друг с другом отдельных видов природных  условий и ресурсов

0.2

14.

Неодинаковая транспортная доступность  и освоенность месторождений

0.15

15.

Обилие ТСПР

0.1

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал района транспортного обслуживания (Красноярский край)