Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:39, курсовая работа
За последние несколько десятилетий экономисты несколько раз пересматривали утвердившиеся, казалось бы, представления о предпосылках богатства наций, на современном языке – о факторах экономического роста. Вплоть до 60-х, 70-х годов прошлого века подчёркивалась важность ресурсов, производственных инвестиций, накоплений человеческого капитала. Затем на повестку дня, на авансцену вышли институты, и стало ясно, что предпосылкой устойчивого развития, роста, благополучия, стабильности и всего прочего являются современные эффективные институты.
Из сказанного следует, что открытый социальный капитал и гражданская культура оказывают положительное воздействие на эффективность государства. Это понятно, потому что от них зависит подотчётность государства, его дисциплинированность. Что же касается закрытого социального капитала, то здесь есть определенный нюанс, и ситуация не столь очевидна. Закрытый социальный капитал даёт обществу некоторую защиту от несовершенного государства, от коррупции, от злоупотребления властью, от ненадлежащего исполнения своих полномочий. Если общество каким-то образом способно скомпенсировать неэффективную работу государства своими силами, причём скомпенсировать не тем, что призывает государство к ответу, а тем, что, принимая неэффективное государство как некоторую данность, своими силами пытается найти какие-то частные решения.
В таком обществе экономическая цена плохого исполнения государством своих полномочий заметно снижается, а значит, снижается и политическая цена. Муниципальным властям в таком случае сходят с рук нарушения и злоупотребления, которые без такой компенсации привели бы к серьёзным экономическим последствиям. В этом смысле снижение экономических и политических издержек ненадлежащего исполнения государством своих обязательств - это причина, по которой закрытый социальный капитал отрицательно отражается на эффективности государственного управления.
Открытый социальный капитал полезен, он повышает эффективность государства, тогда как закрытый социальный капитал понижает эффективность государства. Из этого можно сделать простой и очевидный вывод о том, что открытый социальный капитал и гражданская культура благотворно влияют на развитие экономики и социальной сферы. Что же касается влияния закрытого социального капитала на состояние экономики и общества, то здесь ситуация сложнее, потому что налицо два эффекта. С одной стороны закрытый социальный капитал даёт возможность обществу частным порядком скомпенсировать недостатки государственного управления, недостаточное количество и качество государственных услуг. В этом случае лучше закрытый социальный капитал, чем ничего. Данный прямой эффект закрытого социального капитала, несомненно, полезен. Но есть и вредный косвенный эффект: закрытый социальный капитал увеличивает масштабы злоупотреблений властью. При наличии закрытого социального капитала неэффективному и коррумпированному государству большее сходит с рук.
Два этих эффекта, прямой и косвенный, находятся друг с другом в нетривиальной связи. Если в обществе мало открытого социального капитала, если такое общество почти беззащитно перед злоупотреблениями властью, то лучше иметь закрытый социальный капитал, который даёт обществу хоть какую-то защиту. Если же в обществе много открытого социального капитала, если оно эффективно контролирует власть, то в этом обществе закрытый социальный капитал просто не востребован, поскольку злоупотреблений властью нет. А вот в промежуточном диапазоне, где есть какой-то открытый социальный капитал, но его немного, есть некоторая подотчётность государства, но она недостаточно велика, в таких случаях закрытый социальный капитал наносит вред состоянию экономики и общества, поскольку косвенный эффект оказывается сильнее прямого.
Изучение устойчивого развития регионов предполагает рассмотрение экономических, социальных и экологических процессов через призму индикаторов устойчивого развития.
Проблемы экономической
Несмотря на большое количество работ по устойчивому развитию многие аспекты исследования этой проблемы остаются недостаточно разработанными. В частности, дискуссионной является трактовка понятия «устойчивое развитие страны» и «устойчивое развитие предприятия». Понятие «устойчивое развитие страны» рассматривается либо слишком узко - внимание акцентируется преимущественно на экологической составляющей, либо слишком широко - анализируется в контексте политических, экономико-социальных, экологических, культурологических, морально-этических и прочих параметров, что выводит проводимые исследования за пределы экономических проблем страны. «Устойчивое развитие предприятия» чаще всего рассматривается с позиции устойчивого экономического роста и характеризуется комплексной системой показателей, отражающей в динамике увеличение прибыли и обеспечение оптимального размера рентабельности, максимально возможный рост объема продаж, достижение и поддержание стабильной платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости на основе эффективного использования всех видов ресурсов, выполнения за отчетный период обязательств перед своими работниками, другими организациями (предприятиями) и государством. Связующим уровнем производственного и национального уровней устойчивого развития является региональный. Под регионом понимается территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием административных органов управления, представляющий собой целостную систему со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.
Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой, представленная определенной направленностью развития производительных сил (предприятий), которые должны эффективно развиваться, обеспечивая устойчивость данной системы. Поскольку регион является важнейшим элементом национальной экономики, то основной задачей властей субъектов РФ является поддержание стабильности региональной экономики, что обеспечит устойчивое развитие страны в целом.
Устойчивое региональное развитие обеспечивается совокупностью социальных, экономических, политических и других взаимосвязанных процессов, позволяющих увеличивать потенциал региона с целью удовлетворения потребностей населения и повышению его благосостояния.
По мнению О.С.Пчелинцева, устойчивое развитие региона может трактоваться как «расширение понятия комплексного регионального развития – переход от внутрирайонной увязки отдельных производств к системному управлению всей совокупностью экономических, социально- демографических и экологических процессов на данной территории, согласованному решению вопросов размещению производства и формирования расселения» [1, стр. 57]
Кормановская И.Р. и Ренкас Н.Н. подчеркивают, что важнейшим критерием устойчивого развития является достижение стратегического баланса между деятельностью человека и поддержанием воспроизводящих возможностей биосферы, что особенно важно для регионального развития [2] Другими словами, устойчивое экономическое развитие региона — это целенаправленный процесс наращивания потенциала региональной системы за счет поддержания ее динамического равновесия, мотивации хозяйственных субъектов к расширенному воспроизводству, повышению конкурентоспособности и повышению уровня жизни населения.
Основными субъектами этого процесса выступают отдельные регионы, которые в современных условиях становятся наиболее активными участниками всех хозяйственных процессов. Поэтому экономическая политика российских регионов, соответствующие региональные программы должны разрабатываться с учетом и на основе концепции, принципов и требований устойчивого развития субъектов федерации с детальной территориальной конкретизацией. Это позволит региональным властям сконцентрировать усилия на максимальном использовании имеющихся региональных ресурсов, факторов, условий и предпосылок для стабилизации и улучшения своего социально-экономического положения и создания задела для надежного и долговременного развития. Требование устойчивого развития приводит к необходимости разработки теории и методологии экономической устойчивости, расчетов критериев и пороговых значений социально-экономических показателей, определяющих границы эффективного, безопасного и устойчивого развития экономических систем региона. Среди подобных разработок наибольшее распространение получил подход, основанный на использовании принципов экологии, экономической географии, экономики, социологии и других дисциплин. Значительное внимание в научной литературе уделено взаимосвязи управления человеческим капиталом с устойчивым развитием региональных социально-экономических систем. Вместе с тем, недостаточно представлены работы, увязывающие управление устойчивым развитием с экономически факторами, к которым можно отнести проблемы сбалансированности и пропорциональности национальной экономики, и стабильностью национальной инновационной системы, конкурентные преимущества региона и качество конкурентной среды. На современном этапе развития экономики России возникает задача разработки стратегий региональной конкурентоспособности, направленных на комплексное решение задач регионального развития, соответственно повышающих уровень национальной конкурентоспособности экономики, а это залог устойчивого развития экономики России. Согласно определения, данного Конференцией ООН, устойчивое развитие базируется на трех составляющих: экономическая эффективность, социальное равенство и экологическая устойчивость. Представляется целесообразным для более глубокого анализа данного понятия, включить еще одну составляющую – «конкурентоспособность» экономики. Эффективность экономики региона имеет двустороннюю направленность: во-первых, это соотношение достигнутых результатов хозяйственной деятельности региона с величиной приведенных затрат (т.е. внутренняя эффективность экономики региона); во-вторых, это степень участия данной территориальной единицы в решении общефедеральных задач. Для измерения эффективности хозяйства региона применяются разнообразные показатели, отражающие как внутреннюю эффективность регионального хозяйственного комплекса, так и эффективность его участия в решении общенациональных (общестрановых) проблем. Стабильность социально-экономической системы обеспечивает устойчивость региональной экономики. В 2011 г. темпы роста промышленного производства, значительно превышающие средние показатели по стране, наблюдались в Южном ФО, Дальневосточном ФО, Центральном ФО и Приволжском ФО. Лидерство двух первых федеральных округов определяется значительными вливаниями бюджетных средств в связи со строительством объектов Олимпиады в Сочи и федеральной целевой программой по Дальнему Востоку. Высокие темпы роста промышленности ЦФО определяются ускоренными темпами роста этого показателя в Калужской (27,1%), Тамбовской (16,0%), Тульской (12,3%) областях.[8] Немаловажным фактором устойчивого развития региона является общественно-политическая ситуация, влияющая на стабильность существующей экономико-политической системы. Основным направлением деятельности общественно-политических институтов является инвестиции в человеческий капитал и развитие и поддержание социального капитала, который ускоряет экономическое развитие, содействуя связям между предпринимателями, работниками, принятие коллективных решений и эффективные коллективные действия. Факторы социального характера прямо воздействуют на поддержание «устойчивого экономического равновесия и развития» через рост инвестиций в человеческий капитал и «социальный капитал», возникающий между работниками предприятия, обмен опытом и знаниями между предприятиями приводит к наращению данного специфического вида капитала. Основной предпосылкой устойчивого развития любого региона является экологическая безопасность. Экологическая безопасность является основной предпосылкой устойчивого развития любого региона. Она неразрывно соотноситься с поддержанием баланса природно-ресурсного потенциала и требуемого качества окружающей среды любого региона. Чтобы реализовать данную концепцию, региональные власти, специалисты, ученые и общественность должны сформировать эффективный экономический механизм, основанный на рациональном использовании природных ресурсов, с одной стороны, и требованиям, экологической безопасности, с другой стороны.
Данная концепция не может быть реализована без формирования в регионе эффективного экономического механизма, отвечающего требованиям оптимального использования природных ресурсов, с одной стороны, и требованиям природоохраны, с другой стороны. С учетом комплексности проблем и высочайшей социально-экономической значимостью мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, формирование и реализация региональной научно-технической политики должно осуществляться на основе следующих принципов:
· Обеспечение устойчивости и безаварийной эксплуатации, прежде всего, высоко рисковых производств и объектов.
· Жесткая селективность отбора программ, проектов, инженерных решений в качестве элементов единой комплексной технологической схемы обеспечения безопасности.
Существуют в России регионы с очень острой экологической ситуацией, такие как например, Кузбасс, Кольский полуостров. Так же в опасности находятся рекреационные зоны побережья Черного и Азовского морей, Московский регион. Развитие региона зависит, в первую очередь, от конкурентоспособности организаций и компаний, расположенных на его территории. Именно поэтому, создание достойных условий функционирования организаций в целом является приоритетной региональной политикой. А.З. Селезневым было сформулировано определение «конкурентоспособности региона» - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Стабильность региона
характеризуется такой
Человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Расходы, направленные на повышение качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции. То есть эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компенсируются доходом. Становиться понятно, что человеческий капитал в любом его измерении представляет большую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы и т.д. К человеческому капиталу также относятся ноу-хау, неотделимые от конкретного физического лица. Такие ноу-хау представляют собой достаточно широкий набор уникальных решений, обладателем которых может быть любой работник организации. Ярче всего это свойство проявляется в хирургии, где мало знать, как выполняется операция, надо уметь ее сделать на должном уровне. В настоящее время конкурентные преимущества любой страны мира по любым показателям базируются на конкурентных преимуществах человеческого капитала. Человеческий капитал становиться главным фактором развития и роста. Этот показатель лежит в основе многих явлений, стимулирующих экономический рост. Увеличение человеческого капитала на 1% приводит к ускорению темпов роста душевого ВВП на 1 - 3%. Снижение объема инвестиций неминуемо приводит к ухудшению показателей не только качества человеческого потенциала, но и экономических показателей развития национальной экономики. Главный стратегический запас России - не нефть и газ, а люди, человеческий капитал, качество которого необходимо постоянно поддерживать. Человеческий капитал в России прямо обозначен в качестве главного интенсивного фактора развития и роста экономики в стратегии национальной безопасности. В ней прописано: «экономический рост достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал». Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор экономического развития, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, являющийся основным элементом эффективного развития любой экономической системы. Регионы РФ существенно разнятся по наличию человеческого капитала. Так, например, в Центральной России сосредоточены большинство крупнейших ВУЗов, формирующих «богатый» человеческий капитал, а в других регионах «запас» общих экономических знаний рассредоточен.
Работники организации являются частью человеческого капитала и рассматриваются как один из видов ресурсов, такой же, как финансы, сырье, энергия, клиенты. При недостатке этого ресурса, или при его ненадлежащем качестве организация теряет шансы на успех. Анализ перспектив человеческого развития был бы неполным без учета ресурсов, создаваемых в процессе установления взаимных контактов работников и их взаимодействия. Совокупность таких ресурсов, принято называть социальным капиталом. Социальный капитал - это связи между людьми и зависящие от них нормы доверия и поведения, которые создают механизм социального взаимодействия. В организации социальный капитал является пусковым механизмом для сотрудничества и распространения знаний, поскольку он дает основу для содействия и координации. Работник реализует социальный капитал в рамках собственной социальной сети - системе существующих социальных связей. Необходимо отметить, что социальный капитал распределен среди работников неравномерно. Часто социальный капитал сконцентрирован у отдельных сотрудников, которые играют ключевую роль в формировании информационных потоков. Именно они поддерживают коммуникации в рамках подразделения и часто служат связующим звеном в коммуникациях между подразделениями внутри компании. Вывод такого сотрудника из состава подразделения может сказаться на качестве коммуникаций и как результат, эффективности работы. Подобные трудности могут носить как временный, так и постоянный характер. Социальный капитал важен для человеческого развития, поскольку тесно связан с экономическим ростом и укреплением человеческого капитала. Нормы трудовой и деловой этики, вырабатываемые в процессе социального взаимодействия, способствуют повышению производительности труда и снижению издержек на осуществление экономической деятельности. Укрепление социального капитала может существенно повысить эффективность социально-экономической политики государства. Факторы социального характера прямо воздействуют на поддержание «устойчивого развития» через рост инвестиций в человеческий капитал и «социальный капитал», возникающий между работниками предприятия, обмен опытом и знаниями между предприятиями приводит к наращению данного специфического вида капитала.
Большинство региональных диспропорций, образовавшихся еще в советский период, значительно углубились за годы реформ. Дальнейшие социально-экономические преобразования могут привести к усилению регионального неравенства, если не принять необходимых мер по его снижению.
В качестве основной цели региональной политики следует избрать выравнивание условий социально-экономического развития отдельных регионов и населенных пунктов. Наряду с относительно благополучными районами и населенными пунктами, в России существует большое количество депрессивных регионов. К ним относятся малые города, где расположены нестабильно работающие промышленные производства, а также значительная часть сельских населенных пунктов, основу экономики которых составляют убыточные и бесприбыльные сельскохозяйственные предприятия. Возможности экономического возрождения многих депрессивных районов связаны с развитием кооперации между расположенными в них предприятиями и успешно функционирующими производствами в центрах экономического роста. В этой связи к числу приоритетов государственной региональной политики следует отнести:
Информация о работе Роль социального капитала в развитии регионов России