Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности становления и функционирования рынка земли в Республике Беларусь.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, графический, метод сбора фактов. Исследования и разработки: проведен анализ земли как экономического ресурса, анализ рынка земли в различных странах, в результате чего были выявлены основные проблемы и пути их решения. Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение функционирования рынка земли является очень актуальным в начале XXI века, так как земля – важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, а рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства.
Введение…………………………………………………………………………..….5
1 Рынок земли: основные положения…………………………………………..….6
1.1 Специфика рынка земли………………………………………………….….…6
1.2 Предложение земли…………………………………………………………..…7
1.3 Спрос на землю………………………………………………………………..…8
1.4 Рента……………………………………………………………………………..11
1.5 Цена земли……………………………………………………………………....13
1.6 Арендная плата………………………………………………………………....14
2 Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт………………………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах…………..…...15
2.2 Западный опыт функционирования рынка земли………………………..….16
3 Формирование рынка земли в Республике Беларусь…………………………..21
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020
3.2 Переход к частной собственности………………………………………….....24
Заключение………………………….………………………………….…………..27
Список использованных источников…………………………….…….…………28
Цель государственного регулирования
земельного оборота в развитых странах
– избежать формирования моделей
землевладения и
Многовековый опыт земельного
рынка за рубежом требует особого
исследования. Рынок земли, включая
аренду и наследование, является не
самодостаточной экономической
и юридической категорией. Он служит
инструментом соответствующей аграрной
политики, в том числе по использованию
земельных ресурсов. До какой-то степени
он отражает и степень землеобеспеченности
стран и национальные традиции с
большей или меньшей
Земельные отношения в зарубежных странах строятся на праве частной собственности, гарантированном основными законами этих стран. Право частной собственности на землю определяет свободное владение, пользование и распоряжение собственными угодьями, присвоение полученного с них дохода, иммунитет от экспроприации, сдачу в аренду и возвращение к собственнику (при окончании срока аренды, невыполнении обязательств арендатором, покупателем и т.п.), продажу, заклад и дарение (родственникам или любым лицам), передачу по наследству или завещанию и др. Режим частной собственности имеет для экономики ключевое значение. Поскольку на собственнике сказываются все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности, он заинтересован в принятии наилучших решений.
Наряду с основополагающим
правом частной собственности
Данные по странам ЕС свидетельствуют,
что более 90% земель, используемых в
сельском хозяйстве большинства
стран, находящихся в обороте
сельскохозяйственных предприятий, из
них от 30 до 90% и более (по отдельным
странам) являются частной собственности
владельцев хозяйств
[3, c.217-218].
2.2 Западный опыт функционирования рынка земли
Частная собственность на землю обеспечивает право использования земли, социальную защиту и личную независимость, поскольку она предполагает право покупать и продавать землю, наследовать и закладывать ее, а также принимать решения о том, что выращивать на земле, о сдаче ее в аренду и пр. При этом, естественно, существуют определенные ограничения, которые различны в отдельных странах.
Государственное регулирование
земельных отношений
В Германии осуществляется
широкомасштабное планирование землепользования.
Закон о территориальном
Законодательство Дании регулирующее сельское зонирование и разработку местных планов использования земель защищает аграрные зоны от промышленного освоения и жилищной застройки.
В Италии в 1966 г. был принят закон о так называемых “зеленых планах”, в соответствии с которым выделяют зоны сельскохозяйственных земель для выращивания определенных культур в зависимости от их качества и природных условий.
Во Франции в процессе территориального планирования происходит зонирование территорий с выделением урбанизированных зон, земель, занятых лесами и заповедниками, зон специальной деятельности. Закон определяет порядок выдачи разрешений на строительство в указаных зонах и контроля за ним.
Государственное вмешательство
в право распоряжения земельной
собственностью связано в основном
с устанослением порядка
В Германии, например, при
купле-продаже
Характерным процессом последних лет стала передача части фермерских земель государству с последующей арендой. В Бельгии 68% земель находится в арендном землепользовании, во Франции – 52, Нидерландах – 37, Швециии – 35, Финляндии – 36, Дании – 20 и т.д.
При регулировании аренды
сельскохозяйственных земель применяются
следующие методы: предварительное
разрешение на заключение договора или
его последующее одобрение
Существование частной собственности на землю не противеречит общественным интересам, поскольку она служит объектом активного и разностороннего государственного регулирования. Кардинальным образом ограничивается возможность различных злоупотреблений и негативных процессов, присущих земельным отношениям в прошлом (например, спекуляция землей, монопольная власть землевладельцев, сдерживающая аграрный процесс, дробление земельных участков при передаче по наследству и т.п.)
Так для получения права пользования землей во Франции необходимо разрешение административных органов, хотя на право владения такие ограничения не распространяются. Собственник может вернуть сданый в аренду участок при условии, что он будет обрабатывать его сам (или с помощью наследников). Ограничено также право получать доход для собственника земли в виде ренты, поскольку размеры арендной платы могут регламентироваться в административном порядке.
В Германии право собственности
на земельный участок, как правило,
приобретается в результате подписания
сторонами заверенного
Принцип приобретения права
собственности на земельный участок
только после регистрации в
Еще одной возможностью государственного
вмешательства в право
Основной проблемой для России стал выбор наиболее подходящих для современных условий путей и методов формирования земельного рынка. Достаточно распространенной является спекуляция земельными участками. Данное обстоятельство зачастую выдвигают как аргумент против создания полноценного земельного рынка
Основным правовым документом, регулирующим земельный рынок, является Земельный кодекс 2001 г. Этот кодекс при всех его недостатках и пакет сопутствующих законов создали основу для дальнейшего развития земельной реформы, разгосударствления собственности на землю. Земельные участки уже много десятилетий представляются важнейшими реальными активами, активами недооцененными, не вовлеченными в оборот. Важнейшей задачей современного этапа земельной реформы является вовлечение этих земель в оборот. Только это обеспечит приток кредитов и прямых инвестиций в реальный сектор экономики, обеспечит его развитие.
Существует ряд ограничений
на операции с землей в отношении
иностранных лиц. Они касаются как
непосредственно приобретения земли,
так и регулирования
Бельгия, Германия, Франция, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Великобритания не устанавливают ограничений на приобретение земли иностранными лицами. В Ирландии иностранные лица (за исключением тех, кто постоянно проживал там в течение 7 лет) должны получить разрешение в Земельной комиссии на приобретение, аренду, ипотеку или какие-либо другие операции с землей.
Италия и Испания
Во всех странах с развитой рыночной экономикой законодательно разрешено использовать землю в качестве залога для получения кретита. Более того, в этих в этих странах закон не только разрешает, но и гарантирует право на сельскохозяйственные земли и передачу этих прав.
Структура и формы землевладения в зарубежных странах не остаются неизменными, происходит смена собственников, дробление или укрупнение земельных наделов. В этом процессе сочетается действие рыночных механизмов с государственным вмешательством. Колебания цен, переход менее эффективно используемых земельных наделов в другие руки определяются конъюнктурными факторами; в то же время государство регулирует (в большей или меньшей степени) арендные отношения, контролирует использование земли, соблюдение социальных и экологических интересов.
Стоимость земли в наиболее общем виде отражает ожидаемый уровень доходов от сельскохозяйственного производства. На нее влияет множество факторов: природно-климатические, экономические, технологические. В частности, стоимость земли определяется исходя из потенциального и фактического плодородия наделов, их расположения, охвата правительственными аграрными программами, технологического прогресса в земледелии. На стоимость земель влияют и макроэкономические факторы: величина ссудного процента, размеры инфляции, соотношение международных валютных курсов, экспортная политика. Таким образом, стоимость сельскохозяйственных земель отражает общие экономические условия в аграрном секторе.