Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель работы: выявить особенности становления и функционирования рынка земли в Республике Беларусь.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, графический, метод сбора фактов. Исследования  и разработки: проведен анализ земли как экономического ресурса, анализ рынка земли в различных странах, в результате чего были выявлены основные проблемы и пути их решения. Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: изучение функционирования рынка земли является очень актуальным в начале XXI века, так как земля – важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом, а рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства.
Введение…………………………………………………………………………..….5
1 Рынок земли: основные  положения…………………………………………..….6
1.1 Специфика рынка земли………………………………………………….….…6
1.2 Предложение земли…………………………………………………………..…7
1.3 Спрос на землю………………………………………………………………..…8
1.4 Рента……………………………………………………………………………..11
1.5 Цена земли……………………………………………………………………....13
1.6 Арендная плата………………………………………………………………....14
2 Особенности становления  и функционирования рынка земли:  зарубежный опыт………………………………………………………………………………….15
2.1 Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах…………..…...15
2.2 Западный опыт функционирования рынка земли………………………..….16
3 Формирование рынка земли  в Республике Беларусь…………………………..21
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020
3.2 Переход к частной собственности………………………………………….....24
Заключение………………………….………………………………….…………..27
Список использованных источников…………………………….…….…………28
Цены на землю, базируясь 
на проведенных оценках, колеблются 
в зависимости от спроса и предложения. 
Так, на земельном рынке Германии 
они устанавливаются по соглашению 
сторон в обычных деловых контрактах 
и соответственно действующим правовым 
нармам. При формировании цены принимают 
во внимание качество почвы, ее потенциальное 
и фактическое плодородие, место 
расположения участка, ожидаемый от 
его использования доход. Комплекс 
этих параметров учитывается в нормативах 
цен на землю; а постоянное обновление 
(через 2 года) позволяет использовать 
их для косвенной оценки территориальных 
условий производства при формировании 
цены земли.Фактическая динамика цен 
на землю свидетельствует о 
Кризисные периоды характеризуются резким снижением уровня доходов фермеров, разорением части их, снижением цен на землю, переходом земельных участков к другим владельцам, ростом ипотечной задолженности. Оживление экономической ситуации приводит к росту цен на землю, стимулирует приобретения фермерами земель.
Так, в Великобритании после существенного падения цен на землю в конце 1970-х – середине 1980-х годов наметилась тенденция к их росту: в Англии средняя цена за 1 га в 1988 г. по сравнению с 1987 г. возросла на 20% и составила 4,2 тыс. фунтов стерлингов. В 1989 г. увеличение составило в среднем 10%, в последующем цены еще более возросли. Причем цена на землю определяется двумя факторами – инфляцией и ростом эффективности производства [3, c.220-222].
3 Формирование 
рынка земли в Республике 
3.1 Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020
Земля в жизни людей всегда занимала особое положение. Без нее невозможно ведение сельского хозяйства, создание продуктов питания и большинства сырьевых ресурсов для промышленности. Если производство рассматривать как единство труда, капитала, природных ресурсов и предпринимательской деятельности, то земля в этом единстве – главное, незаменимое условие производства, которая характеризуется постоянством местоположения, пространственно ограничено, не воспроизводима и в качественном отношении не однородна. Различие в качестве земель (т.е. в климате, рельефе, механическом составе почв и мелиоративном их состоянии), а также местоположении земельных участков оказывает большое влияние на перераспределение доходов и процесс воспроизводства [4, c.117].
На сегодняшний день территория Республики Беларусь составляет 20760 тысят гектаров (таблица 1), в том числе сельскохозяйственные земли составляют 8968 тыс.га, лесные земли - 8512 тыс.га, земли под болотами и водными объектами – 1364 тыс.га, другие земли – 1939 тыс.га. Если рассматривать динамику земельной площади, начиная с 1991 года, то можно сделать следующие выводы: территория сельскохозяйственных земель с каждым годом уменьшается в среднем на 100 тыс.га, а территории лесного фонда и под болотами увеличиваются.
Таблица 1 – Земельная площадь (на начало года; тысяч гектаров)
| 1991 | 1996 | 2001 | 2006 | 2009 | 2010 | 2011 | |
| Всего земель (территория) в том числе: | 20760 | 20760 | 20760 | 20760 | 20760 | 20760 | 20760 | 
| сельскохозяйственные земли | 9415 | 9339 | 9258 | 9012 | 8945 | 8927 | 8897 | 
| лесные земли государственного лесного фонда | 8229 | 8278 | 8437 | 8393 | 8512 | 8539 | 8567 | 
| земли под болотами и водными объектами | 1407 | 1431 | 1440 | 1377 | 1364 | 1360 | 1343 | 
| другие земли | 1709 | 1712 | 1625 | 1978 | 1939 | 1934 | 1953 | 
Примечание ― Источник: [8, с.263, таблица 10.1]
В настоящее время земельные 
реформы в стране проводятся недостаточными 
темпами. Основная причина это – 
отсутствие экономически обоснованной 
земельной политики государства. Вопрос 
земельной собственности 
По мнению экспертов, действие 
Кодекса позволит усовершенствовать 
земельные отношения в 
Принят указ №58 "О некоторых 
мерах по защите имущественных прав 
при изъятии земельных участков 
для государственных нужд", которым 
усиливается защита прав собственников 
при изъятии земельных 
Рассмотрим некоторые статьи Кодекса Республики Беларусь:
- собственность на землю, 
земельные участки (ст. 12). Собственность 
на землю, земельные участки 
может быть государственной и 
частной. Земельный участок 
- аренда земельных участков 
(ст. 17). Арендодателями земельных 
участков, находящихся в государственной 
собственности, являются 
- плата за пользование 
земельными участками (ст. 32). Пользование 
земельными участками в 
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, устанавливается Президентом Республики Беларусь.
-  кадастровая оценка 
земель, земельных участков (ст. 88). Кадастровая 
оценка земель, земельных участков 
проводится Государственным 
Реальностью современных земельных отношений является широкое вмешательство государства в процесс реформирования и использования земель, устранение сложившихся противоречий между государством, защищающим общественные интересы, и пользователями земли – носителями частных интересов – посредством экономических и административных методов.
Важнейшей задачей государства должна быть разработка четкой концепции и механизма разгосударствления земельной собственности, взимания земельной ренты и других платежей за землю.
Для Республики Беларусь, вступившей в полосу рыночных преобразований, одним из главных является вопрос организации земельного рынка. Его эффективное функционирование должно основываться на предварительной проработке научно обоснованных, практически мотивированных и юридически безупречно оформленных материалов. Можем ли мы надеяться на немедленное создание такого рынка в настоящее время, когда разбалансирована вся финансово-денежная система? Для организации современного рынка нужны специальные институты, такие как институт оценщиков, земельный банк и пр. Без этого и развитой системы земельного кадастра покупатель не сможет определить качество приобретаемого участка. Рынок земли необходимо сделать действенным механизмом отбора наиболее эффективных форм хозяйствования и рачительных хозяев. Многообразие форм собственности будет способствовать развитию конкуренции, росту объемов производства и качества продукции. Государство должно создать условия для организации рынка земли и обеспечивать его эффективность, определить права и обязанности собственников земли, обеспечить разработку и соблюдение правил оформления сделок, связанных с отчуждением, куплей-продажей, залогом земли (купчие, закладные, аукционные и т.д.) [15, c.118-125].
В Республике Беларусь был разработан проект Национальная стратегия устойчивого развития – 2020 (НСУР-2020). В данном проекте должны получить дальнейшее развитие и более глубокую проработку следующие вопросы:
- усиление охраны и 
рационализация 
- разработки законодательных документов о государственной собственности на территории, где сохранились естественные экосистемы, с запретом их хозяйственного использования;
- совершенствования земельных 
отношений на основе создания 
равных условий для различных 
форм собственности и 
- включения экономической 
(стоимостной) оценки 
Перед Беларусью стоит 
важнейшая социально-
3.2 Переход к частной собственности
В последние годы все больше ученых и политиков в средствах массовой информации и на страницах научной литературы ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности на сельскохозяйственные угодья .По их мнению, приватизацию этих угодий надо провести посредством их раздела на индивидуальные земельные доли между работниками хозяйств, предоставление права владельцу «доли» использовать ее в роли земельного пая при вхождении в состав реформируемого хозяйства; права свободного выхода из его состава, образование своего фермерского хозяйства; права передачи по наследству, сдачи в аренду, продажи другому физическому или юридическому лицу.
Углубленное исследование таких предложений дает основание считать, что их внедрение в жизнь породит:
- проблему реституции 
части земель, т.е. возвращение 
их бывшим собственникам, 
- проблему раздела