Семья как институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Понятие «гражданское общество» является одним из наиболее распространенных, широко используемых при анализе общественных процессов в прошлом и настоящем. После долгих лет отрицания необходимости изучения проблем гражданского общества они сделались предметом серьезного обсуждения общественностью нашей страны.
Гражданское общество-собирательное понятие, охватывающее всю внегосударственную сферу бытия граждан и их объединений, т.е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю власть имущих, государств.

Содержание работы

Введение……………….. ……………………………………………………................3
Глава 1. Семья как инструмент национальной политики………………………........6
1.1.Национальная семейная политика России в конце ХХ века. …………………...6
1.2.Семья-источник сохранения национального согласия в стране. ..……..............8
Глава 2.Социальная политика……………………………………………………….11
2.1.Социальная политика России на протяжении ХХ века………………...............11
2.2.Социальное положение России в целом с начала 90-х годов ХХ века………..15
2.3.Социальное положение республики Дагестан в 2004 году…………….............17
2.4 Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики Рязанской области……………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список литературы…………………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

демография.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)


2

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Факультет экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Экономическая демография»

На тему: Семья как институт гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

1 курса группы с/п

Спец. «Нац. экономика»

Ерошкина Е.А.

Проверил

Доцент Зайцев В.М.

 

 

 

 

город Рязань 2010 год

 

 

Оглавление

 

 

Введение……………….. ……………………………………………………................3                                                                                                            

Глава 1. Семья как инструмент национальной политики………………………........6

1.1.Национальная семейная политика России в конце ХХ века. …………………...6

1.2.Семья-источник сохранения национального согласия в стране.  ..……..............8

Глава 2.Социальная  политика……………………………………………………….11

2.1.Социальная политика России на протяжении ХХ века………………...............11

2.2.Социальное положение России в целом с начала 90-х годов ХХ века………..15

2.3.Социальное положение республики Дагестан в 2004 году…………….............17

2.4 Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики Рязанской области……………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………….....28

Список литературы…………………………………………………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

      Понятие «гражданское общество» является одним из наиболее распространенных, широко используемых при анализе общественных  процессов в прошлом и настоящем. После долгих лет отрицания необходимости изучения проблем гражданского общества они сделались предметом серьезного обсуждения общественностью нашей страны.

  Гражданское общество-собирательное понятие, охватывающее всю внегосударственную сферу бытия граждан и их объединений, т.е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю власть имущих, государств.[1;69]

   Будучи институтом гражданского общества, современная семья представляет собой весьма сложное явление. Ее характер определяется не только отношениями между супругами, родителями и детьми, но и общественно-экономическими, политическими, национальными и другими условиями.

      Актуальность темы: Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Именно по этим причинам актуализируется задача профессионального изучения семьи как социальной системы, отношений семьи и государства, концептуальных основ государственной семейной политики. Современная семья в силу социально-экономических потрясений в стране испытывает огромные трудности. Российское общество, находящееся в социально-экономическом кризисе, не в состоянии помочь и поддержать институт семьи. Не выдерживая внешнего деструктивного натиска, семья рушится.

        Цель работы: автор в своей работе раскроет вопрос о семье как об институте гражданского общества.

      Задачи работы:

       1.Раскрыть тему семьи как инструмента национальной политики.

       а)  Национальная семейная политика России в конце ХХ века.

       б) Семья-источник сохранения национального согласия в стране.

     2.Раскрыть тему социальной политики России

      а) Социальная политика России на протяжении ХХ века.

      б) Социальное положение России в целом с начала 90-х годов ХХ века.   

      в) Социальное положение республики Дагестан в 2004 году.                   

     Семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует важнейшие интересы и потребности человека. В семье как в общественной ячейке происходит формирование личности именно в том возрасте, когда закладываются основы его интеллектуального, нравственного, речевого и физического развития. В семье будущие граждане получают первые уроки жизни, у них формируются навыки общественного поведения. Именно под влиянием семьи начинается формироваться мировоззрение детей. Разумеется, семья не может заменить другие  институты воспитания, поскольку воспитание-это процесс сложный, многогранный. Оно осуществляется и государством: дошкольными детскими учреждениями, школой, производством и общественно-политическими организациями, средствами массовой информации и др.

     Как институт гражданского общества современная семья становится одной из фундаментальных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура культурная общность не обошлись и не обойдутся без семьи. В её позитивном развитии, сохранении и укреплении заинтересованы  формирующееся у нас гражданское общество, а также государство, признанное создать условия для его становления.

      Известно, что общество состоит из множества разнообразных форм (типов) семьи. По своей человеческой природе, психологии, потребностям и желаниям семьи в мире чем-то для отдельных стран и народов  уникальны, особенно. Так, формы семейной организации на всех этапах человеческой истории и в различных регионах мира не однолинейны, а, напротив, многолинейны и многообразны. Например, если исторически на Западе утверждаются малые супружеские семьи, то на Востове, наоборот, большие семьи, призванные оказывать традиционную помощь отдельным индивидам.[2;129]

    Научное значение: О семье как о социальном явлении написано немало работ, тем не менее,  ряд вопросов, в частности нравственная ответственность семьи за воспитание детей, влияние межнациональных отношений на семью ещё не привлекли к себе должного внимания специалистов. Между тем общепризнано, что именно в семье происходит первоначальная социализация личности, а, следовательно, и формирование представлений о добре и зле, моральном и аморальном, о гуманизме и милосердии, национализме и интернационализме. Настоящая статья может в известной мере восполнить данный пробел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Семья как инструмент национальной политики.

 

1.1                       Национальная семейная политика России в 80 годы ХХ века.

 

    Переход к демократии в России идет очень сложно, болезненно. Для нее он начался с многочисленных трагедий и заблуждений, состояния непрерывного социального хаоса, отсутствия четко определенной цели развития. Всеобщий кризис, охвативший российское общество, усилил политические катаклизмы, породил национальные конфликты, нарушил многие традиции, нравственные нормы, вызвал у людей обостренное чувство тревоги.

     В стране практически утрачены духовные ценности. Фактически со второй половины 80-х гг. людей ориентировали на то, что только рынок ведёт общество к всеобщему благосостоянию. Однако рынок, являясь лишь одной из возможных форм существования общественных связей, никогда не был и не может быть целью, тем более самоцелью развития общества.

      Политика российских властей привела к тому, что в 90-х гг. ХХ в. в стране были преданы забвению такие ценности, как патриотизм, коллективизм, взаимопомощь, взаимоподдержка, дружба и т.д. В то же время усилились националистические предрассудки, индивидуализм, эгоизм и другие аморальные явления.

      Все это привело к разрушению проверенных десятилетиями морально-нравственных норм, ухудшению общей ситуации, тяжелейшим образом сказалось на семье, на быте миллионов людей.

       Трудно считать, какое количество семей оказалось разрушенными, сколько семей утратило контакты между собой, оказавших в разных государствах. Естественной реакцией стала тенденция к сокращению в начале 90-х гг. ХХ в. браков вообще и, главным образом, межнациональных браков. Произошли растрата и упадок генетического фонда страны, заметно сократилась рождаемость.

        Семья, бесспорно, фактор  не столько биологический, сколько социальный, а поэтому в ней как в капле воды отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии общества, в том числе и национальные.

         Однако семья-не только пассивный «сколок» социальных процессов, не просто объект социальной политики, но и субъект. Государственная политика как бы «преломляется», отражается в духовном климате семьи, создавая у её членов определенные убеждения, взгляды, симпатии и антипатии. В полной мере это относится и к национальной политике, которая во многом благодаря семье выливается в практические межнациональные отношения.

          Под воздействием  тех или иных государственных актов (не всегда, как мы знаем, продуманных и мудрых), в семьях, в первую очередь, у детей возникают интернационалистические или космополитические позиции. Они не всегда осознаны, но в целом картина вырисовывается именно такая. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определённые коррективы. Однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что межнациональные конфликты, которые начались со второй половины 80-х гг. ХХ в., не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к «врагам», желания мести  за потерянных, быть может, самых дорогих людей, членов родной семьи. Так, скоропалительность  решений чисто  политических проблем силовыми методами (Чечня, к примеру) на практике демонстрирует нам сохранение на долгие десятилетия национальной отчужденности, если не вражды.

    Вывод:  И столь же наивно предполагать, что семья при этом не играет никакой роли и душевные раны можно безболезненно и быстро залечить идеологическими заклинаниями или пособиями из государственного, а фактически народного кармана. Таков один из многочисленных путей формирования в массах националистических настроений. В сущности, практика нашей государственности не в последнюю очередь питает почву для национализма. Так, законодательно поддерживаемое не один десяток лет национальное неравенство на разных уровнях не может не касаться семей, не «проецироваться» на них и через них влиять на поведение человека в межнациональной сфере.

 

1.2 Семья-источник сохранения национального согласия в стране.

 

       Однако та же практика и тоже через семью выковывает  и интернационалистические убеждения. Глубоко личностные семейные контакты, когда сплошь и рядом члены семьи (супруги, а зачастую и дети) вступают в дружеские, товарищеские отношения с людьми, не придавая значения их национальности, создают питательную почву для формирования интернационалистического в своей основе мировоззрения. К счастью, последнее  в массах пока преобладает. Весьма показательны результаты анкетного опроса студентов Дагестанского государственного педагогического университета в 2004 году с целью  выявления их отношения к проблемам межнациональных отношений. Анкетирование было охвачено 400 студентов разных курсов и факультетов (физического, математического, биолого-химического и педагогики и психологии). На вопрос: «Ваше отношение к межнациональному браку?» положительно ответили 47 % (188 человек) студентов вторых курсов. У выпускников доля положительных оценок межнациональных браков более 52 %.

Бесспорно, значительная роль здесь принадлежит семье, школе и работе многонациональных учебных  коллективов и трудовых ассоциаций, способствующих формированию у молодежи интернационалистических, гуманистических черт, находящих свое выражение во всех сферах социального бытия, в том числе в семейных отношениях. Все сказанное означает, что семью можно и нужно рассматривать как мощный инструмент проведения национальной политики, но инструмент, которым нужно уметь пользоваться, ибо он может  быть и опасным.

       Вывод: Семья — это совокупность двух и более людей, объединенных родственными связями, чувством любви, привязанности и заботы друг о друге. В идеальном представлении семья состоит из матери, отца и их ребенка (детей), а также бабушек и дедушек и других близких родственников. К сожалению, в нашем несовершенном мире, возможны разные понятия и термины семьи. Сейчас многие семьи распадаются в силу бытовых причин: каждый день возникают проблемы - деньги, воспитание детей, жилищные условия... У людей накапливаются отрицательные эмоции, и они начинают порой незаслуженно обижать друг друга. И тогда происходит распад семьи. Семьи распадаются и от отчаяния, и от безденежья, и от алкоголизма (не всегда мужского, но и женского!).

 

     Вывод: Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, её воспитательной потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, и если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании  детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. К сожалению, наше общество по сей день не сумело придать подобной семье универсальный характер. И как показывает социальная практика последних лет, семья не сумела в полной мере выполнить миссию ячейки, объединяющей народы многонационального государства, оказалась неспособной, неподготовленной к реализации целой системы достижения национального компромисса. Ведь общество не существует вне семьи. В её арсенале имеются такие рычаги воздействия на властные структуры, как обращение и протест женщины-матери, голос и мнение джамаата, учебных и трудовых ассоциаций, мудрость аксакалов, воплощенная в традициях, слово религиозного деятеля и т.д. В совокупности все указанные и другие моменты, которые могут быть использованы семьей как институтом гражданского общества, призваны способствовать сохранению национального согласия в стране в целом и в ее отдельных регионах.

Информация о работе Семья как институт гражданского общества