Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 23:38, курсовая работа
Понятие «гражданское общество» является одним из наиболее распространенных, широко используемых при анализе общественных процессов в прошлом и настоящем. После долгих лет отрицания необходимости изучения проблем гражданского общества они сделались предметом серьезного обсуждения общественностью нашей страны.
Гражданское общество-собирательное понятие, охватывающее всю внегосударственную сферу бытия граждан и их объединений, т.е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю власть имущих, государств.
Введение……………….. ……………………………………………………................3
Глава 1. Семья как инструмент национальной политики………………………........6
1.1.Национальная семейная политика России в конце ХХ века. …………………...6
1.2.Семья-источник сохранения национального согласия в стране. ..……..............8
Глава 2.Социальная политика……………………………………………………….11
2.1.Социальная политика России на протяжении ХХ века………………...............11
2.2.Социальное положение России в целом с начала 90-х годов ХХ века………..15
2.3.Социальное положение республики Дагестан в 2004 году…………….............17
2.4 Анализ современного состояния института семьи и региональная специфика семейной политики Рязанской области……………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………….....28
Список литературы…………………………………………………………………....31
формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
совершенствование подготовки профессиональных кадров для работы с семьёй.
Вывод: Семья как социальный институт общества в своем традиционном варианте явно рассматривается. Во-первых, в современной России наблюдается процесс эмансипации детей от родителей, рост личностной свободы каждого из членов семьи, переход от закрытой к открытой системе формирования брака. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих, разрывается сложившаяся связь между поколениями по линии родства девальвируются ценности «семейного очага». В особо тяжелом положении находятся многодетные (их в России 12%), молодые, неполные семьи, семьи с нетрудоспособными членами и несовершеннолетними детьми. Трагизм демографической ситуации в российском обществе заключается еще и в том, что на фоне вышеизложенного резко возросло социальное сиротство. Численность детей-сирот в настоящее время более чем в три раза превышает число сирот в последний год войны, причем около 95% детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети при живых родителях.[2;135]
Заключение
Практическое значение: Семья вбирает в себя из прошлого не только позитивные, но и негативные традиции. Создание семьи требует от супружеских пар доброты, уважительности, ответственности, терпения. Как ячейка общества, семья отражает все его стороны, в том числе и явления негативного характера. В том, что в общество приходят новые носители эгоистической морали, виновата в значительной мере определенного склада семья. И наоборот: семья, проповедующая гуманизм, подлинно нравственный уклад, воспитывает отзывчивых, добрых граждан общества. Безусловно, существует искусство семейного воспитания. Оно дано каждому не в равной степени.
Формирование ребенка в семье, хотя и зависит от педагогического мастерства родителей, но все же в основном происходит под воздействием всего семейного уклада, поведения, поступков и убеждений родителей. Иначе говоря, воспитывает не только одно внушение, и не главным образом внушение, а весь комплекс условий.
Многое зависит от взаимоотношений между родителями и детьми.[9;29] Проблема взаимоотношений детей и родителей является важнейшей проблемой не только с точки зрения становления гражданского общества и формирования правого государства, но с точки зрения нравственности и гуманизма. Не секрет, что некоторые молодые люди ради того, чтобы избавиться от хлопот и забот, под разными предлогами сдают своих пожилых родителей в приюты для престарелых. Древнегреческий мыслитель и философ Платон в свое время отмечал: «Сыновья …ожидают, что им будет позволено обвинить отца в безумии, когда он окажется разбит болезнью или старостью. Так действительно бывает там, где нравы людей никуда негодны… Ведь пренебрегать родителями никому не посоветует ни Бог, ни какой бы то ни было человек, обладающий разумом».[10;667-679]
Внутрисемейные отношения в значительной степени зависят от семейного диалога. Он полагает понимание, уважение к свободе, правам и интересам родителей, детей, внимательное, толерантное, доброжелательное, бескорыстное и справедливое отношение супругов друг к другу, родителей к детям и детей к родителям. В семейном диалоге, как справедливо подчеркивает профессор В.Т.Пуляев, необходимо найти человеческое средство и гуманистический смысл для движения навстречу друг к другу и понимания друг друга. Подлинная семья правдою строится, и направлена она на благодеяние людей в жизни, на возвышение человека, его духовной силы и красоты.
В семейных отношениях чрезвычайную роль играла и продолжает играть Женщина-Мать, поскольку она рожает детей, отдает мужчинам свою молодость и красоту, во многом определяет семейный уют. По отношению к Женщине-Матери, отмечает профессор В.Т. Пуляе, определяется целостность, нравственная сила человека, его любовь к Родине, которая, в свою очередь, не отрицает, а напротив, полагает любовь к человечеству и человечности.[2;145]
О проблемах семейного воспитания вел обстоятельный разговор на страницах центральной и республиканской печати народный поэт Дагестана Расу Гамзатов. Поэта беспокоило отношение детей к родителям. «Для некоторых детей все трудней и трудней становится дорога к родителям. Самостоятельно дети ездят, летают в отпуск, путешествия отправляются даже на другие материки, и только одна дорога для них самая далекая – к родителям…»[11] Поэт был озабочен тем, что молодые стали забывать характерное для дагестанской семьи уважение к старшим. Это один из священных обычаев горцев, веками они следовали ему. Нет тяжелее проступка, чем забвение матери. В таком проступке Расул Гамзатов видел преступление, нарушающее все нравственные человеческие законы.
Как гимн матерям звучит поэма Гамзатова «Берегите матерей». Подчеркивая величие матери, поэт пишет:
«слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!...
Я произношу его:
«Мама».[12;6]
Как справедливо пишет профессор М.А.Абдулаев, многие молодые дагестанцы не только не соблюдают горский этикет, но и отвергают его. Некоторые живут по двойному стандарту; у себя дома или селении как то еще считаются с традициями, а вне дома и семьи мыслят и поступают по-другому. Самое непростительное для родителей – это не замечать невоспитанности своих детей, делать вид, что они у них хорошие …»[13]
К сожалению, далеко не все родители осознают это.
Список литературы
1.Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Москва. 1998.
2.Пуляе В.Т. Размышления о семье российской.// Социально-гуманитарные знания 2001 ,№6
3.Рабжаева М.В. Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века // Социс, 2004, №6
4.Дармодехин С.В. Семья и государство.// Мониторинг социально-экономического потенциала семей, 2000 , №3
5.Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики.//Социально-
6.Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994).Москва. 1994.
7.Доклад уполномоченного Государственного Совета Республики Дагестан по правам ребенка о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Республике Дагестан за 2004 год.
8.Социально-экономическое положение республики Дагестан. Январь-декабрь 2004.Махачкала.2004.
9.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке, Москва 1978
10.Платон. Закон. Москва. 1998.
11.Гамзатов Расул. Назови орла орлом //Литературная газета, 1985, №52
12.Гамзатов Расул. Берегите матерей. Москва, 1978.
13.Абдулаев М.А. Чтобы не заросло поле жизни сорняками//Дагестанская правда, 2005, 21 апреля.
14.Социальногуманитарные знания №6 2006 Х.Г.Адзиев, Н.Н. Гасанов. Семья как институт гражданского общества.
15. www.ryazanreg.ru
Информация о работе Семья как институт гражданского общества