Система органов занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений. Она состоит в том, что от квалифицированности и оперативности специалистов, работающих в системе органов занятости населения, во многом зависят процессы народно-хозяйственного значения. Речь идет о функционировании рынка труда, обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышении их квалификации. Также мы говорим о воспроизводстве рабочей силы и создании рабочих мест и многих других аспектах, на которые влияет деятельность органов занятости населения. На современном этапе социально-экономического развития российского государства происходят некоторые фундаментальные реформирования, в частности в административной, социальной и бюджетной сферах.

Файлы: 1 файл

Курсовая Миши.docx

— 92.12 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня в современном обществе так сложилось, что наряду с понятием «труд» происходит наполнение специфическим содержанием понятия «занятость». Этот вопрос стал актуальным только в постсоветский период. Появление понятия занятости обусловило развитие целой системы учреждений, как государственных, так и негосударственных, цель деятельности которой состоит в обслуживании и регулировании процессов, связанных с занятостью трудоспособного населения, и сегодня вопросы трудоустройства работоспособных граждан становятся одними из ключевых в области социальной политики Российской Федерации. Это послужило причиной к выбору темы для исследовательской работы, которая звучит следующим образом: «Система органов занятости населения: понятие, цели, задачи».

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений. Она состоит в том, что от квалифицированности и оперативности специалистов, работающих в системе органов занятости населения, во многом зависят процессы народно-хозяйственного значения. Речь идет о функционировании рынка труда, обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышении их квалификации. Также мы говорим о воспроизводстве рабочей силы и создании рабочих мест и многих других аспектах, на которые влияет деятельность органов занятости населения. На современном этапе социально-экономического развития российского государства происходят некоторые фундаментальные реформирования, в частности в административной, социальной и бюджетной сферах. Это служит причиной возникновения необходимости пересмотра существующей системы органов занятости населения. Этим обусловлена актуальность выбранной нами темы исследования.

Определяя исследовательскую базу, мы увидели, что в отечественной науке изучению системы органов занятости населения внимание стало уделяться сравнительно недавно. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что понятие занятости, как мы уже отмечали, имеет недавнюю историю. Сущность понятия занятости отражены работах таких исследователей, как Л.Г. Батракова, Б.Д. Бреев, В.Н. Васильева, Ф.С. Верховод, В.И. Плакся, А. Полетаев и др. Проблемы рынка труда изучены в работах Л.А. Авдеевой, М. Грицюка, Д. Давыдова, В.А. Павленкова, А. Пилясова, А. Попова, Ф.Т. Прокопова, А.И. Рофе и др. Изучению системы органов занятости населения посвящены работы следующих научных авторов: Л.А. Андреевой, В.С. Бердычевского, И.С. Викторова, С.Х. Джиоева, И.Е. Заславского, Р. Капелюшникова, Л.Г. Миляевой, С.И. Озоженко, Л. Чепайкиной и др. Таким образом, мы смогли увидеть, что вопросам, касающихся занятости населения и системы органов, регулирующих эти аспекты, посвящены работы большого количества исследователей, что еще раз доказывает актуальность выбранной нами темы работы. Кроме научно-исследовательских работ и учебно-практических материалов мы использовали в нашем исследовании Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Объектом работы является занятость российского населения. Предметом работы определены органы занятости населения.

Цель исследовательской работы состоит в том, чтобы изучить систему органов занятости населения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить исторические аспекты формирования системы занятости населения в Российской Федерации.
  2. Рассмотреть понятие системы органов занятости населения.
  3. Определить цели и задачи деятельности органов занятости населения.
  4. Выявить проблемы в деятельности системы  органов занятости населения.
  5. Предложить пути совершенствования деятельности системы органов занятости населения.

Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеэкономического, социологического и политического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить особенности системы органов занятости населения. Метод системного анализа позволил рассмотреть различные подходы к изучению данного явления и их взаимообусловленность, выявить общее и особенное, раскрыть причинно-следственные связи. На основе типологического метода была проведена классификация источников и полученной из них информации. Сравнительный метод применялся при построении историографии этого вопроса. Гипотетико-дедуктивный метод позволил произвести отбор фактического материала. Данные методы, применяемые в совокупности, позволили решить поставленные в работе задачи.

Теоретическая значимость исследования заключается в  том, что проведенное исследование является вкладом в развитие теории о системе органов занятости населения в Российской Федерации. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее основных теоретических положений для дальнейших исследований вопросов занятости населеня в Российской Федерации. Кроме того, ее теоретические выводы могу служить материалами для выступлений на конференциях, написания дипломных и магистерских работ, а также в качестве лекций и практических занятий по данной теме.

Структура работы отвечает цели исследования и обусловлена задачами и спецификой предмета исследования. Работа состоит из вступления, трех разделов с выводами по каждому из них, заключительной части, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Система органов занятости населения

1.1. История становления системы органов занятости населения в РФ

 

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест в городе.

Всеми этими проблемами и должна была заняться служба трудоустройства. Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения» и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер1.

Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством – предприятие не обязано было это делать. Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения о свободных местах – в основном это были места для работников низшей квалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возникла потребность преобразовать службу организованного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ее подразделения получили название «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (далее – «ГБТИН»). Однако служба не смогла так организовать свою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ее услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным2. 

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 г. Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающие под руководством местных Советом народных депутатов по договорам и в сотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетом движения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностях и источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях, проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованием необходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой и консультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии, организации переобучения и повышения квалификации работников. При создании системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения значительно расширились функции и задачи существующей ранее службы трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на смену относительно разрозненным ГБТИН должна была быть создана общегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начиная с союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским. Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальным предшественником современной государственной службы занятости населения3. 

Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода к решению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций на рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы и ее социально-политических последствий были необходимы новые структуры управления занятостью, отвечающие потребностям общества.

В этой связи для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в РФ на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения в 1991 г. была создана Государственная служба занятости4. Также основной причиной создания Государственной службы занятости является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу.

Органы государственных структур занятости были ориентированы на оказание социальной поддержки безработным гражданам. Результатом таких ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате5. Все это, как мы полагаем, препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости.

Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план6.

Сегодня деятельность Федеральной государственной службы занятости населения РФ регулируется комплексом законодательных и нормативных актов, в том числе это ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», «Положение о федеральной государственной службе занятости населения», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты Минтруда РФ и др. Функции, права и обязанности службы занятости определены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации», являющимся нормативным актом прямого действия, и не могут быть переданы общественным организациям и структурным подразделениям исполнительных органов власти.

Таким образом, мы можем позволить себе сделать вывод о том, что российская система органов занятости населения имеет совсем недавнюю историю, но уже имеет серьезные результаты, поэтому далее мы рассмотрим понятие системы органов занятости населения в РФ.

1.2. Понятие системы органов занятости населения

 

Система органов  занятости населения представляет собой строго организованную структуру, в рамках которой происходит содействие трудоустройству граждан, которые по тем или иным причинам не могут найти  работу самостоятельно.

На федеральном уровне вопросы обеспечения занятости населения непосредственно входят в компетенцию Федеральной службы по труду и занятости, которая вместе с другими уполномоченными в данной сфере органами образует федеральную государственную систему занятости населения в Российской Федерации.

Федеральная государственная система включает в себя следующие органы и учреждения:

  • на федеральном уровне – Минздравсоцразвития России и Федеральная Служба по труду и занятости (Роструд);
  • на уровне субъектов Российской Федерации – террито-иальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах;
  • на уровне районов (городов) – учреждения службы занятости, которые обычно носят название районного (городского) центра (управления, отдела) занятости населения7.

Различия в деятельности указанных органов зависят от круга решаемых ими вопросов в сфере занятости населения, от объема правомочий, которыми они наделены.

Государственную политику и нормативно-правовое регулирование и управление в области занятости населения на федеральном уровне осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоц-развития). В его ведении находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Основные функции Роструда: 

  • контроль и надзор за соблюдением трудового законно-дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе; 
  • деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федера-ции в закрепленных сферах деятельности; 
  • организация альтернативной гражданской службы;  
    организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров8. 

Информация о работе Система органов занятости населения