Система органов занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений. Она состоит в том, что от квалифицированности и оперативности специалистов, работающих в системе органов занятости населения, во многом зависят процессы народно-хозяйственного значения. Речь идет о функционировании рынка труда, обеспечении профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также повышении их квалификации. Также мы говорим о воспроизводстве рабочей силы и создании рабочих мест и многих других аспектах, на которые влияет деятельность органов занятости населения. На современном этапе социально-экономического развития российского государства происходят некоторые фундаментальные реформирования, в частности в административной, социальной и бюджетной сферах.

Файлы: 1 файл

Курсовая Миши.docx

— 92.12 Кб (Скачать файл)

Данные статистики свидетельствуют о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных граждан более, чем в 2,5 раза. В 2006 г. направлено на профессиональное обучение 70 % безработных, а в 2010 г. – 69 %15.

Чтобы политика занятости стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

Тем не менее, среди этого множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.

Государственные службы занятости – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным16.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:

  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  • выплата пособий зарегистрированным безработным17.

Таким образом, мы смогли увидеть, что цели и задачи государственной службы занятости сведены не только к трудоустройству безработных людей, но и выплате им пособий по безработице, а также оказания различных услуг по предотвращению ситуации, касающееся того, что они оказались заложниками безработицы.

 

 

 

Глава 2. Анализ деятельности органов занятости населения

2.1. Проблемы системы органов занятости населения

 

Изучая особенности системы государственных органов занятости населения, мы смогли выявить наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются специалисты, работающие в органах занятости населения.

К числу наиболее актуальных макроэкономических проблем сферы занятости и рынка труда России необходимо, на наш взгляд, отнести следующие.

Постоянное сокращение численности населения страны. Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 сентября 2007 г. составила 142 миллиона человек, что на 0,14% меньше, чем на начало года, по данным Федеральной службы госстатистики (Росстат). Таким образом сокращение составило 196,6 тысяч человек против 408,2 тысяч в январе-августе 2006 г.18.

Негативное влияние на динамику численности населения оказывает низкая рождаемость и высокая смертность, в том числе по причине несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий. Высокая смертность населения определяет низкие по европейским меркам показатели продолжительности жизни при рождении (65 лет), в особенности у мужчин (59 лет). Происходит общее постарение населения, и, прежде всего, его экономически активной части. Численность населения в возрасте старше трудоспособного в период после 2007 г. по демографическому прогнозу будет ежегодно увеличиваться в среднем на 300 тыс. человек19.

Недостаточно согласованное развитие основных факторов производства. Возможности расширения занятости и сокращения безработицы зависят в первую очередь от интенсивности инвестиционных вложений в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста. В настоящее время невысокий уровень совокупного спроса на труд из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в реальный сектор производства) определяет существование циклической безработицы. Кроме того, сохраняется явная территориальная неоднородность спроса на труд (основная часть вакантных рабочих мест сосредоточена в Центральном федеральном округе, причем на Москву и Московскую область приходится около 30 % общероссийских регистрируемых вакансий)20.

Невысокий (при своей значительной отраслевой и региональной дифференциации) средний уровень оплаты труда, определяющий соответствующий уровень доходов большей части населения. По оценке Госкомстата России, за чертой бедности проживает 25.2 млн. российских граждан, т.е. 17,6% населения страны. По-прежнему сохраняется практика нерегулярной оплаты труда работников: на 1 декабря 2007 г. обязательства по выплате заработной платы не были выполнены на сумму 3461 млн.рублей21.

Снижение численности занятых в науке и образовании. За 1993 – 2007 гг. изменение этого показателя составило 1,8 млн. чел., а доля отрасли «Наука и научное обслуживание» в общей численности занятых сократилась за тот же период более чем в два раза. Средний возраст работников отрасли приближается к 45 годам (максимальному среди всех отраслей показателю), что является следствием слабого притока молодых перспективных кадров. Уменьшился приток молодежи и в другие отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров (особенно рабочих). Отток работников из отраслей промышленности и науки в условиях инвестиционной пассивности не компенсируется организационно-технологическими инновациями, а подчас он усиливается из-за повсеместной недооценки качественного умственного труда22.

Нестабильный характер занятости в негосударственном секторе экономики, прежде всего из-за нередких банкротств коммерческих предприятий, особенно малых и средних. В сфере малого предпринимательства нарушается трудовое законодательство, нужно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес все еще нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.

Значительный объем общей и скрытой безработицы, длительные сроки пребывания в безработице (около 40% безработных находятся в этом состоянии более года), низкая конкурентоспособность безработных на рынке труда, формирование рынка нестабильной краткосрочной занятости23.

Качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессиональном, возрастном и других разрезах. Нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.

Усиление структурных диспропорций вследствие складывающейся половозрастной структуры населения. С 1992 г. значительно сократилась доля занятых в возрасте до 20 лет и в группе 30-34 года, увеличилась – для возрастов 40-44 и 45-49 лет. Согласование высоких стандартов экономической активности и социальной защищенности работников обоих полов и, в частности, необходимость сочетания женщинами детородной функций и активной экономической деятельности24.

Низкий уровень межотраслевой и межрегиональной подвижности населения и рабочей силы, в которой значительна роль стихийных и случайных процессов. Отсутствует четкая миграционная политика, регулирующая региональную динамику и структуру населения России и основанная на анализе и прогнозировании перспективных социально-экономических (инвестиционных, производственных и иных) условий. Недостаточно развита общероссийская составляющая информационной инфраструктуры рынка труда. Насущность обозначенных и, возможно, других проблем сферы занятости и рынка труда требует анализа результатов реализации действующей политики занятости, оценки ее перспективной результативности и адаптации к актуальным социально-экономическим приоритетам развития и прогнозируемому состоянию рынка труда. Контуры политики занятости в России должны соответствовать отечественному и зарубежному (прежде всего развитых стран) опыту, накопленному за время эволюции государственной политики занятости, учитывая специфику нашей страны.

Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым  условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы  и занятости трудоспособного населения25.

Мы полагаем, что сегодня назрела необходимость совершенствования  структуры занятости, формирования  новой политики, принципов  и методов  исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Проблемы управления процессом формирования структуры занятости трудоспособного населения в России связаны прежде всего с особенностями перехода экономики от планово-административной системы к рыночным методам хозяйствования. Образование частного сектора экономики  изменило характер и содержание занятости, которые определяются уже требованиями рынка, наличием  специальной рабочей силы.

Все это привело к резким диспропорциям в структуре занятости, вылившееся прежде всего в образовании мощного слоя безработных, временно или постоянных, к рассогласованию между наличием вакантных мест и невозможностью их занять, отсутствию информационно-поисковой базы, неадекватность системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и специалистов. Можно констатировать, что сегодня система занятости населения полностью разбалансирована, структура ее не оптимальна, направления ее развития вызывают тревогу. Естественно, такое положение дел самым негативным образом сказывается  на структуре экономики и эффективности производства, решении ряда демографических проблем. Особенно остро эта проблема   проявляется в регионах и областях страны26.

Таким образом, мы можем позволить себе заключить, что подбор подходящей работы затрудняет продолжающееся увеличение разрыва между заработной платой, предлагаемой работодателями и той которую безработный имел прежде. Другой не менее важной и объективной причиной, затрудняющей трудоустройство безработных даже при наличии достаточного спроса на рабочую силу, является то, что работодатели не всегда гарантируют своевременную и регулярную выплату заработной платы. Поэтому сегодня в ряде случаев на состоянии безработицы сказывается не отсутствие вакансий, а неустойчивое финансово-экономическое состояние ряда предприятий. Еще одной проблемой, с которой  сталкивается служба занятости, – это наличие трудно заполняемых вакансий на бывших оборонных предприятиях, оказавшихся  в  кризисной  ситуации. Они нуждаются в рабочей силе по целому ряду профессий, однако безработных пугает нестабильность работы этих предприятий и низкий уровень заработной платы, предлагаемой рабочим высокой квалификации. В сельской местности к перечисленным фактам добавляются проблемы  с регулярностью транспортного сообщения между поселками и сезонные колебания спроса на рабочую силу. Наиболее важными проблемами, создающими для службы занятости  трудности при оказании гражданам содействия в трудоустройстве, как и в прошлом  году, остаются  сохраняющееся несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Крупные предприятия оборонной отрасли, большинство предприятий строительного комплекса сокращают объемы производства и теряют значительную часть персонала. Бывшие их работники не востребованы на сложившемся в настоящее время рынке труда по профессиональному и возрастному составу. Особенного внимания заслуживает проблема низкой конкурентоспособности инвалидов на рынке труда требует дополнительного стимулирования работодателей в организации рабочих мест.

Все это заставляет задуматься о разработке таких методов и путей совершенствования деятельности органов занятости населения, которые бы в современных условиях стали наиболее оптимальными и результативными. В этой связи далее мы предлагаем такие пути совершенствования.

 

 

 

 

 

 

2.2. Пути совершенствования системы органов занятости населения

 

В результате анализа научно-практической литературы мы смогли определить пути совершенствования системы органов занятости населения.

Мы полагаем, что это должны быть следующие направления.

1. Развитие информационно-аналитического потенциала.

Органы занятости населения должны быть современным автоматизированными центрами оказания услуг. Для этого требуется осуществить переход к ускорению и автоматизации трудоемких внутренних процессов, что позволит оперативно, качественно достичь результата, ценного для клиента.

Дальнейшее развитие должна получить автоматизированная система «Электронный архив личных дел», позволяющая не только максимально накапливать информацию о клиенте, но и эффективно работать с ним, оперативно отвечая на запросы.

В основе развития информационно-аналитического потенциала – базы данных и информационная среда государственной службы занятости населения, совершенствование программных комплексов, а также развитие  предоставления государственных услуг в электронном виде.

Центр занятости населения должен быть маркетинговой структурой, ориентированной на потребности клиентов. Для этого необходимо осуществить переход к новой маркетинговой стратегии – продуктивно использовать и расширять возможности имеющихся баз данных для повышения эффективности посредничества на рынке труда: обеспечить качественное ведение баз данных и заполнение ведомственной отчетности, на основе многоканального получения информации.

Государственные услуги при инициативе ЦЗН должны получить развитие в направлении повышения качества и доступности, как для традиционных, так и для новых клиентов.

2. Развитие кадрового потенциала.

ЦЗН должен быть организацией, привлекательной для работы и соответствующей критериям социально ориентированной некоммерческой организации, обеспечивающей достойный труд и достойный уровень его оплаты, способствующей раскрытию инновационного, профессионального потенциала своих работников.

Система органов занятости населения должна быть командой профессионалов-единомышленников.

Для этого требуется:

  • активно формировать кадровый потенциал, производить подбор клиентоориентированного персонала для работы в ЦЗН, обладающего необходимыми компетенциями, способного добиваться высоких результатов в работе, действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации;
  • повышать компетенции специалистов ЦЗН на постоянной основе через корпоративное обучение, тематические видеоселекторы, самообучение;
  • содействовать личной и профессиональной эффективности каждого сотрудника;
  • развивать и усиливать связи между отдельными специалистами и структурными подразделениями ЦЗН для обеспечения сотрудников единой общедоступной базой знаний, что позволит исключить практику существования в центрах занятости чрезмерно узких и замкнутых в самих себе специализаций, обеспечит взаимозаменяемость специалистов и оперативную (в случае необходимости) горизонтальную и вертикальную ротацию кадров;
  • развивать систему наставничества в каждом ЦЗН, привлекая опытных, инициативных и ответственных специалистов;
  • эффективно использовать систему мотивации (сочетая ее материальную и нематериальную составляющие), выделять и поощрять лучших сотрудников, осуществить переход к большей индивидуализации оплаты труда, основанной на ее зависимости от качества и результатов деятельности сотрудника;
  • создать коллективную коммуникативную и информационную среду для саморазвития.

Информация о работе Система органов занятости населения